На Южном Урале произошёл бум продажи автозаправок

Одновременно новых владельцев ищут полтора десятка небольших АЗС.

Владельцы автозаправок региона отмечают: за три года выручка снизилась на 60-70%

Владельцы автозаправок региона отмечают: за три года выручка снизилась на 60-70%

Поделиться

В Челябинской области отмечен бум продажи автозаправочных станций. Одновременно через сайт бесплатных объявлений новых владельцев ищут полтора десятка небольших сетей, отдельных АЗС и нефтебаз. Разбег цен – от 2,5 миллиона до 95 миллионов рублей. Что подстегнуло владельцев автозаправок избавиться от бизнеса и что думают по этому поводу эксперты – в материале 74.ru.

– Нашей заправке на «Ветлечебнице» уже больше 10 лет, – рассказал владелец АЗС в Челябинске Михаил (продает одну заправку за 20 млн рублей). – Лет пять назад одну продали, а эту сдали в аренду. Сейчас сдавать надоело, да и не так выгодно, как прежде, потому решили её продать и инвестировать деньги в другое направление.

– Мы постарели, устали и решили уйти из этого беспокойного бизнеса, – рассказал корреспонденту 74.ru Сергей, представитель сети заправок «Регион», расположенных вблизи Магнитогорска и на территории Башкирии. – Наш бизнес действует с 2002 года, а до этого много лет руководили проектами в этой же сфере. За 96 миллионов предлагаем 11 автозаправочных станций с мини-маркетами и тягачами MAN.

Особенно активно ищут покупателей владельцы автозаправок в Магнитогорске. Представитель владельца одной из действующих АЗС в Ленинском районе объяснил, что к продаже бизнеса подтолкнули нефтяные гиганты. Бизнес выставлен на продажу за 25 миллионов рублей.

– Сети задушили, – посетовал в телефонном разговоре Евгений. – В 1992 году, когда начинали бизнес, в городе из федералов был только «ЛУКОЙЛ», и только стартовало развитие независимых АЗС. Сейчас – и «Газпром», и «Башнефть», да не по одной станции. За последние года три выручка сократилась процентов на 60-70. Крупный бизнес в нашей сфере душит «малышей» так же, как и торговые сети вытесняют с рынка небольшие магазины. Место у нашей АЗС выгодное, рассчитываем, что наше предложение заинтересует крупную компанию.

То, что работать в сфере продажи топлива малым компаниям стало менее выгодно, отметил и представитель группы компаний «Жемчужина-С», недавно продавшей свою сеть АЗС «Башнефти».

– В этом году очень сильно упала рентабельность – топливо оптом зачастую стоит даже дороже, чем в розницу, – рассказывает руководитель розничного направления группы компаний «Жемчужина-С» Виталис Григс. – Но это не единственная проблема в отрасли.

По его словам, некоторые АЗС не выдерживают конкуренции с вертикально интегрированными нефтяными холдингами (ВИНК), начинают завозить топливо худшего качества, и от них клиенты постепенно уходят на фирменные АЗС. Другие разоряются по вине ВИНКов: те до последнего не повышают цену, согласовывая её с Федеральной антимонопольной службой. Соответственно, маржа у малых компаний становится меньше.

– А третьи, купив этот бизнес в надежде на лёгкие деньги, не смогли разобраться в специфике и справиться с большой конкуренцией, – отмечает Виталис Григс. – Так или иначе, но итог во всех случаях один – продажа.

Вероятность, что «малышей» купят нефтяные гиганты, есть, но она стремится к нулю, считает эксперт.

– «Башнефть» занималась скупкой АЗС, чтобы увеличить свои активы перед продажей «Роснефти» – мы успели поймать эту волну месяца за два до сделки, – рассказывает Виталис Григс. – «Газпром» при выходе на рынок УрФО очень активно всё скупал, но сейчас в компании период затишья. «Татнефть», конечно, увеличивает активы, но предпочитает строить АЗС сама и покупает в основном землю. «ЛУКОЙЛ» же берёт только очень достойные заправки, а не сети. А продавать лучше сеть целиком: при продаже «Башнефти» у нас одна заправка зависла, и теперь ищем арендатора, потому что при работе в одиночку стали неконкурентоспособными.

Укрупнение на рынке АЗС – конечного пункта на пути топлива к потребителю – продолжается уже несколько лет, и остановка не планируется, отмечает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

– Рынок АЗС, отличающийся высокой конкуренцией, уже давно структурирован, и на нём правят бал именно федеральные сети АЗС, принадлежащие крупным ВИНКам, – говорит он. – Независимые операторы с трудом выдерживают её. Число их АЗС в стране сокращается, а освободившиеся места занимают более крупные сети. Причём необязательно принадлежащие именно ВИНКам: за последние годы появились и крупные региональные игроки. Противостоять экспансии крупных сетей АЗС в различные регионы смогут лишь немногие региональные игроки и только в том случае, если они продолжат объединяться с коллегами.

Напомним, в конце февраля на озере Еловом под Чебаркулем выставили на продажу за 45 миллионов рублей санаторий с детским лагерем «Лесная сказка». В начале февраля инвесторам Челябинска предложили за 17,5 млн рублей страусиную ферму с 10 страусами в поселке Полянный Сосновского района. Тогда же челябинская конькобежка, чемпионка мира, серебряный призер сочинской Олимпиады Ольга Фаткулина выставила на продажу крытый теплый роллердром SR8 за один миллион рублей. Неделю назад на продажу была выставлена сеть парикмахерских «Бигуди», проработавшая в Челябинске по франшизе чуть больше года. Хозяин запросил за неё 4,5 миллиона рублей.

Фото: Фото Артема Краснова

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter