Суд в Челябинске 21 марта начал рассматривать уголовное дело о гибели южноуральского срочника Дмитрия Монастыренко. На скамье подсудимых 28-летний старший лейтенант Андраник Мовсисян, который обвиняется в превышении полномочий с причинением тяжких последствий. По версии следствия, именно он унижениями довёл до самоубийства 20-летнего солдата. Первой на вопросы прокурора и адвоката ответила старшая сестра Димы Ольга Монастыренко – она признана потерпевшей по делу. Подробности эмоционально тяжелого процесса, где вскрываются мельчайшие подробности жизни обычной семьи, потерявшей близкого человека, – в репортаже 74.ru.
Дмитрий Монастыренко до смерти отслужил в армии полгода
Первое заседание, назначенное на 9 утра, задерживается – в Челябинском гарнизонном суде готовят зал для коллег, которые приехали из Оренбурга: по решению судьи 101-го гарнизонного военного суда Андрея Шахова первые несколько заседаний по делу Монастыренко пройдут на Южном Урале – здесь живут порядка 30 свидетелей из числа родных и друзей Димы. Всем им довольно сложно было бы выехать в другой регион. Затем суд переедет в город Ясный, где находится часть, в которой служил погибший срочник. Там тоже допросят около 30 человек. Сам приговор вынесут уже непосредственно в Оренбурге, где находится суд.
Погибший солдат (в центре) был лучшим спортсменом роты
В коридоре рядом с двоюродной сестрой Димы Ксенией сидит, теребя видавшую виды сумку, пожилая женщина – любимая бабушка солдата Любовь Мелёхина приехала из села Ларино Уйского района. Она провожала юношу в армию, собирала ему в часть посылку на Новый год и день рождения, она же встречала внука в цинковом гробу. Сегодня Любовь Сергеевна не плачет – знает, что надо держаться и рассказать всем, каким замечательным мальчиком был её внук (бабушка проходит по делу свидетелем. – Прим. автора).
У дедушки Димы после его смерти случился инфаркт
Сам Андраник Мовсисян тоже уже в суде, но держится в стороне и даже по пути в зал заседания, фактически лицом к лицу столкнувшись с бабушкой молодого человека, не говорит ни слова. Офицер сосредоточен, без военной формы напоминает скорее не сурового замкома, который, как уверяет следствие, держал в страхе всю роту, а молодого чиновника.
Подсудимый Андраник Мовсисян признал вину частично
Мовсисяну 28 лет, служит по контракту он с 2010 года, у него высшее образование. После того как началось следствие по делу о смерти Монастыренко, офицера перевели из Оренбургской области, где он мог бы повлиять на свидетелей, в ракетную часть в Трёхгорном Челябинской области. Офицер женат, воспитывает двоих детей, младшему из которых четыре месяца, старшему шесть лет.
Солдат был самым близким человеком для сестры Ольги
– …на службе зарекомендовал себя грамотным специалистом, к подчинённым проявляет чуткость, не способен причинить страдание другому, всегда подтянут и аккуратен, – зачитал судья характеристику Мовсисяну из войсковой части, приобщенную к материалам дела. – Просим прекратить уголовное дело, чтобы дать ему возможность служить дальше...
Итак, согласно обвинительному заключению, с вечера 3 апреля до полудня 4 апреля Мовсисян превысил должностные полномочия по отношению к Монастыренко, вследствие чего тот покончил жизнь самоубийством. Смерть солдата и явилась тяжким последствием действий старлея.
– Частично признаю вину, – ответил офицер на соответствующий вопрос суда. – В чём именно признаю, отвечу во время моего допроса.
Следом начался допрос потерпевшей Ольги Монастыренко – девушка, едва сдерживая слёзы, начала рассказ.
– 1 апреля, это была пятница, мне позвонил брат. Он обычно звонил в субботу, когда им выдавали телефоны, но тут у меня был день рождения, позвонил и поздравил, – начала Ольга. – Мы разговаривали буквально две минуты, голос у брата был не радостным, как обычно, когда он звонил, но и не подавленным или тревожным, а каким-то ровным. Я спросила, всё ли у него хорошо. Он ответил, что да, так-то всё хорошо, но его достал начальник, который, дословно, «строит из себя, но на самом деле ничего из себя не представляет». Он не жаловался, не ныл, просто поделился, поэтому мы попрощались, и я об этом забыла. А 4 апреля мне позвонила мама и прокричала в трубку, что Дима умер... С тех пор наша семья прошла через ад. Это удар, это не укладывается в нашей голове, это шок, который до сих пор не прошёл. У дедушки случился инфаркт, у мамы постоянные нервные срывы. Дима был добрым и набожным человеком, очень любил семью, у него было много друзей. Он не употреблял алкоголь, не был хулиганом. Исходя из отношений в семье он никогда бы не пошел на то, что случилось. До 1 апреля на службу не жаловался, да и тогда просто поделился. Служить он шёл с огромным желанием. Его из-за недовеса не взяли в весенний призыв, он у меня жил до осени, работал, потом снова пошёл в военкомат.
Бабушка и две сестры Димы Монастыренко уверены, что во всем виноват замком роты
– Расскажите, с кем жил Дима до армии, – попросил адвокат подсудимого Алексей Тырен, предупредив, что будут неприятные вопросы, и для выяснения всех обстоятельств придётся на них ответить.
– Сначала мы жили в Ларино, в 2010 году родители развелись, и мама переехала в Туапсе, Дима поехал с ними, я осталась тут закончить 11-й класс, – ответила Ольга. – Потом тоже уехала в Туапсе, затем снова вернулась сюда, а родители с Димой переехали в Подмосковье.
– Почему после развода мама переехала на юг?
– Она познакомилась с другим мужчиной.
– А каким образом она с ним познакомилась?
– Вопрос отклонён, он не относится к делу, – заявил судья.
– Почему родители развелись? – продолжил адвокат.
– Папа из-за сокращения потерял работу и начал выпивать, мама приняла решение с ним расстаться, – ответила Ольга.
– Как сильно он начал выпивать, проявлял агрессию, бил вас или Диму?
– Я никогда не жила с пьющим человеком. Не знаю, сильно это или нет. Никакой агрессии не было, он человек с высшим образованием, учитель, у нас очень хорошие отношения. В головы родителей мы не лезли.
– А мужчина, к которому уехала ваша мама с Димой, тоже выпивает? Как много?
– Он почти не пьёт, разве что бутылку пива раз в неделю.
– После выпитого у него поведение меняется, может быть, становится агрессивным?
– Нет.
– А мама у вас пьёт? Нет? Что, совсем не пьёт? Хорошо. Как Дима воспринял переезд?
– Хорошо воспринял, у него сложились отличные отношения с отчимом, тот тоже стал относиться к нему как к сыну.
Председатель 101-го гарнизонного военного суда Андрей Шахов намерен досконально разобраться в уголовном деле
Затем адвокат задавал вопросы о том, учила ли Ольга общаться Диму с девушками и переписываться с ними в социальных сетях, мог ли он заплакать просто так, были ли у него какие-то мысли о суициде. На всё Ольга ответила отрицательно, пояснив, что девушки у парня не было, была некая Жанна, которую он называл хорошим другом. Уже после смерти солдата Ольга узнала, что Жанна с Димой, уже когда тот был в армии, признались друг другу в своих чувствах. В конце марта Жанна ему сказала, что будет его ждать со службы.
Как ранее информировал 74.ru, самоубийству рядового Монастыренко, которого нашли 4 апреля прошлого года в петле в части №93766 в ЗАТО Комаровский Оренбургской области, предшествовал настоящий армейский ад. 20 свидетелей подтвердили, что Мовсисян держал в страхе всю роту, постоянно оскорблял солдат, во внеурочное время заставлял стоя учить устав, бегать, ползать по-пластунски, унижал юных бойцов, используя изощренные выражения, не давал продыха.
По версии следствия, вечером 3 апреля якобы в связи с незнанием расположения технических средств обороны (ТСО) Мовсисян заставил Монастыренко вместо сна всю ночь и утро следующего дня стоя изучать обязанности оператора ТСО. В 12:20 4 апреля командир роты объявил сигнал тревоги, который Монастыренко из-за усталости неверно передал Мовсисяну. В итоге личный состав с задачей не справился и был отмечен командиром отрицательно. В наказание старший лейтенант построил всю роту, нецензурно отругал и унизил лично Монастыренко, а затем объявил, что все будут до следующего дня стоя изучать обязанности дежурной смены.
При этом на допросе Мовсисян отрицал, что оскорблял Монастыренко, а якобы говорил всем, что они будут лежать в канаве в случае войны. Утверждает, что не мог запретить солдатам сидеть, спать и отдыхать.
Его показания опровергли несколько свидетелей.
Ольга Монастыренко с трудом выдержала эмоционально тяжелый допрос
В результате Дима Монастыренко, который сам по себе, по заключению экспертов, не был склонен ни к апатии, ни тем более к самоубийству, достиг «субъективно непереносимого состояния» и, как следствие, на подсознательном уровне пожелал «избавиться от него, импульсивно приняв решение свести счеты с жизнью».
Осенью прошлого года родные Дмитрия Монастыренко получили заключения двух экспертиз: лингвистической и посмертной психолого-психиатрической. Пункт №11 выводов психологов говорит прямо: «Между неуставными действиями Мовсисяна и эмоциональным состоянием Монастыренко, непосредственно предшествовавшем суициду, существует прямая причинно-следственная связь».
– Эксперты прямо сказали, что перед самоубийством Монастыренко находился в состоянии, которое невозможно вынести физически здоровому человеку, состоянии, вызванном сразу несколькими психотравмирующими факторами, – объяснял тогда представитель семьи Алексей Ковалёв. – По приказу Мовсисяна он длительное время не спал, изучал устав, стоя несколько часов подряд, физически иссяк и в конечном счете допустил ошибку во время учебной тревоги, за что был прилюдно унижен перед сослуживцами.
Примечательно, что в части после трагедии по распоряжению Сергея Шойгу побывала спецкомиссия Минобороны. В апреле прошлого года официальный представитель ведомства Игорь Конашенков заявлял, что неуставных действий в отношении Дмитрия Монастыренко не установлено.
Добавим, допрос девушки Дмитрия Монастыренко пройдет в среду, 22 марта. Сайт 74.ru cледит за развитием событий.
Фото: Фото Олега Каргаполова и предоставлено сестрой Дмитрия Монастыренко