Южноуральский ученый заметил новые черты в поведении вселенной и обнаружил, что она расширяется не совсем так, как описывает известный каждому астрофизику космологический закон Хаббла. Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры «Физическая электроника» Института естественных и точных наук ЮУрГУ Игорь Клебанов нашел еще две модели расширения вселенной, о существовании которых до сих пор не было известно. Такое открытие может стать революционным, и еще не известно, какие перспективы откроет.
Учёный рассказывает, что вообще его деятельность связана с групповым анализом дифференциальных уравнений.
– Групповой анализ – это микроскоп математического моделирования, – объясняет Игорь Клебанов. – Представьте себе, у вас есть некий объект, и вы не видите всех его составляющих. Если поместить его под такой «микроскоп», то можно увидеть гораздо больше деталей и увидеть те решения, которых мы просто так не найдем, – поясняет ученый.
Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры «Физическая электроника» Института естественных и точных наук Игорь Клебанов
Под таким «микроскопом» Игорь Клебанов рассматривает систему уравнений динамики самогравитирующего газа и находит принципиально новые решения.
Одно из таких решений описано в научной статье и опубликовано в журнале Communications in Nonlinear Science and Numerical Simulation, который входит в топ-10 журналов мировой системы Web of Science и имеет импакт-фактор 2,8.
Ученые ЮУрГУ увидели, что закон Хаббла, который описывает расширение вселенной, имеет теоретико-групповую природу. Он известен давно, но сегодня исследователи смогли понять, что этот закон – только одно из возможных решений. Есть еще две альтернативные модели расширения Вселенной, которые можно проверить с помощью астрофизических наблюдений.
– Оказывается, вселенная может вести себя несколько иначе. То есть, расширяясь как шарик (это называется сферически-симметричное расширение), она может иметь некоторые тонкие характеристики, которых нет в законе Хаббла. И это можно экспериментально проверить с помощью наблюдений за удаленными объектами. Моя задача как чистого теоретика – исследовать только математическую модель. Трудно сказать, во что это выльется и как сможет помочь человечеству, – добавляет Игорь Клебанов.
В свое время Майкла Фарадея тоже спрашивали о том, какая польза будет человечеству от электричества, и знаменитый физик пошутил: «Не знаю, какая от него польза, но новый налог на него когда-нибудь введут».
– Наша работа – говорит Игорь Клебанов, – имеет прямое отношение к математике, астрофизике, космологии и обязательно будет востребована и потом, изучение Вселенной – это просто красиво!
Ньютоновская космология – это модель строения Вселенной, при которой она представлялась всесуществующей и бесконечной в абсолютном пространстве и времени. В такой Вселенной изменяться могут только конкретные космические системы, но не «мир в целом».
Закон Хаббла (закон всеобщего разбегания галактик) – космологический закон, описывающий расширение Вселенной.