26 января среда
СЕЙЧАС -17°С

Нелёгкая промышленность: на что жалуются южноуральские производители одежды и обуви

За 25 лет объём производства продукции легпрома уменьшился в 15 раз.

Поделиться

По словам участников рынка, производители обуви и одежды не могут выйти из кризиса с начала 90-х

По словам участников рынка, производители обуви и одежды не могут выйти из кризиса с начала 90-х

Поделиться

Лёгкая промышленность Челябинской области застряла в состоянии затянувшегося кризиса и не сможет выбраться из него самостоятельно, без поддержки государства, заявляют участники рынка. Основные проблемы – снижение потребления, засилье теневого импорта, отсутствие чёткого госрегулирования деятельности стоков и секонд-хендов, которые роняют рынок. Кроме того, руководители швейных и обувных компаний жалуются на дефицит кадров, вызванный непрестижностью профессии швеи.

По данным Челябинскстата, объём производства текстильных и швейных предприятий Южного Урала в прошлом году составил всего 7,1% к уровню 1991 года, в производстве кожи, кожаных изделий и обуви – 23,2%. При этом по сравнению с 2015 годом выпуск текстильной и швейной продукции вырос на 1,3%, кожаных изделий и обуви – на 4,1%.

– Основными факторами, отрицательно влияющими на развитие областного производства текстильных и швейных изделий, как показали результаты опроса предприятий в декабре 2016 года, 75% руководителей назвали неопределенность экономической ситуации и высокий уровень налогообложения, – говорится в сообщении Челябинскстата. – Кроме того, результаты опроса показали, что факторами, препятствующими нормальной работе предприятий, являются изношенность и отсутствие оборудования (половина респондентов), недостаточный спрос на внутреннем рынке, конкуренция со стороны импорта, недостаток финансов.

Одна из основных проблем отрасли - на предприятиях легкой промышленности некому работать

Одна из основных проблем отрасли - на предприятиях легкой промышленности некому работать

Поделиться

По мнению главного экономиста ЗАО «Обувная фабрика “Юничел”» Оксаны Надеиной, отрасль лёгкой промышленности региона переживает «нескончаемый кризис» с начала 90-х, который усугубился ухудшением общей экономической ситуации в стране.

– Сейчас мы наблюдаем снижение спроса на рынке, вызванное падением доходов населения, – говорит она. – Люди покупают только необходимое – берут одну пару обуви, а за второй и третьей уже не приходят.

По словам Оксаны Надеиной, в таких условиях производителям, которые выпускают продукцию из качественных материалов, трудно конкурировать с теневым импортом и открыто демпингующими сетями, не стесняющимися продавать контрафакт.

– По всей стране сейчас активно открываются магазины, где кроссовки с марками Adidas, Nike, Reebok стоят 500-600 рублей, женские «лодочки» – 300 рублей. Нормальная обувь столько стоить не может, и потребитель это понимает, но деваться ему некуда. Мы ж конкурировать с такими продавцами по ценам не можем: адекватная стоимость качественных кожаных женских туфель – 2500 рублей, сапог – 6000 рублей.

По мнению главного экономиста «Юничела», спасти обувной рынок от засилья контрафакта может введение обязательной маркировки для обуви, по аналогии с меховыми изделиями.

– Государству нужно системно работать с бизнесом, перенимать опыт ведущих стран, – говорит руководитель комитета по развитию легкой промышленности челябинского отделения «Деловой России» Сергей Сиренко. – В них рост тоже произошел не спонтанно, роль властей в этом была первостепенной. Сейчас Минпромторг начал обращать внимание на лёгкую промышленность, на экономическом форуме в Санкт-Петербурге отдельно обсуждалась эта тема. В некоторых регионах, например, в Ростовской и Ленинградской областях успешно создаются кластеры в сфере легпрома.

Напомним, в Челябинской области также принимаются попытки сформировать кластер легкой промышленности. Однако, по словам Сергея Сиренко, далеко продвинуться в этом вопросе пока не удалось.

Сегодня легкая промышленность региона выпускает в 15 раз меньше продукции, чем в 1991 году

Сегодня легкая промышленность региона выпускает в 15 раз меньше продукции, чем в 1991 году

Поделиться

– Каждый политик сейчас говорит о помощи бизнесу, отраслям, но эти слова остаются в воздухе, – отметил директор Миасской швейной фабрики Михаил Попов. – В нашей отрасли сейчас остаются проблемы с таможней, где всё куплено, роняют рынок стоки, секонд-хенды, много контрафакта. Кроме того, власти должны содействовать тому, чтобы производители одежды ведущих зарубежных брендов размещали производства в России.

Директор Челябинского техникума лёгкой и текстильной промышленности Инна Пушкарёва отметила, что одна из основных проблем отрасли – дефицит кадров: люди не желают работать на швейных и текстильных предприятиях и получать соответствующее образование. Тех, кто всё же идет в отрасль, в учебных заведениях приходится готовить к работе на устаревшем оборудовании. По мнению руководителя образовательного учреждения, необходима комплексная работа по популяризации профессии со стороны государства.

Генеральный директор ЗАО «Пеплос» Валерий Захарчук рассказал, что с падением спроса пришлось бороться своими силами.

– Раньше мы производили только классические пиджаки, брюки, костюмы и школьную форму, – рассказывает Захарчук. – Теперь же осваиваем новые направления, выпускаем всё, что шьется. В этом году наладили выпуск сорочек, маек, футболок, штанов, шорт.

Сергей Сиренко добавил, что влияние лёгкой промышленности на развитие экономики в целом не стоит недооценивать, потому что практически не существует отраслей производства, для которых предприятия легпрома не поставляют те или иные компоненты.

– В продукции предприятий лёгкой промышленности нуждаются многие отрасли, начиная от производства товаров повседневного спроса и заканчивая выпуском автомобилей, самолетов и космических кораблей, – подчеркнул Сиренко.

Фото: Фото Олега Каргаполова

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter