На этой неделе в Государственном историческом музее Южного Урала откроется масштабная выставка «Ислам. История, традиции, культура». На ней будут представлены точные копии древних книг, произведения искусства и бытовая жизнь исламских народов. Корреспондент 74.ru окунулась в тонкий мир Востока.
Заходя в выставочный зал, гость как будто попадает на улицу некоего восточного города: атмосферу передают картины челябинской художницы Виктории Питиримовой, изобразившей повседневную жизнь мусульман. В самом центре – арка, словно вход в мечеть.
Куратор выставки Виталина Силина, начиная рассказ о выставке, отмечает, что ее нужно смотреть справа налево – как будто вы открываете книгу на арабском языке. Обычно осмотр экспозиций в музее начинается по часовой стрелке.
Первый раздел начинает знакомить с пятью столпами ислама (признание единобожия, пятикратная молитва – намаз, пост во время месяца Рамадан, выплата налога – закят, совершения хаджа – паломничества в Мекку). Поскольку мусульмане не изображают людей, активно развивалось искусство каллиграфии, получившее название «шамаиль».
Один из шамаилей – «99 прекрасных имен Аллаха» – издалека напоминает натюрморт. Но, приглядевшись, можно заметить, что изгибы лепестков – буквы. Изображение нанесено с обратной стороны стекла, а в просветы были проложены буквы.
Представлены и копии первых печатных шамаилей, сделанных в России в 1902 году с пометкой «дозволено цензурою» – все серьезно!
Есть и портрет пророка Мухаммеда. Да, да – портрет, только словесный. «Его лицо было не слишком пухлым и не упитанным, оно было слегка округлым. Цвет его лица был светлым. Глаза его были большими и верными, а ресницы – длинными», – говорится в переводе.
О том, с какой любовью древние мусульмане оформляли Коран, может рассказать факсимильное издание священной книги XVI века, оригинал которой хранится в Стамбуле. Оно было подарено президентом Турции в день открытия Музея исламской культуры, который стал одним из партнеров челябинского музея в создании выставки.
– Первую суру Корана всегда оформляли особым образом в декоративную рамочку «тасхиб» (от слова «золочение») с использованием сусального золота. Художник использовал шесть палитр. Чтобы нанести столь тонкий рисунок, использовали очень тонкую кисть. Ее делали из шерсти маленького котенка. Каждая кисть содержала всего три ворсинки, – рассказала хранитель Музея исламской культуры Казанского Кремля Миляуша Даутова. – Чтобы выполнить такую рамку, нужно 5-6 лет.
В создании выставки также приняли участие Музей истории религии из Санкт-Петербурга, Национальный музей республики Башкортостан. Помимо реликвий, привезенных из стран Востока и национальных республик, есть и южноуральские предметы.
– Казахские погребальные стелы были обнаружены учеными Аркаима. Они относятся к 18-19 веку. У казахского ислама есть особенности: там он был связан с культом почитания предков. Вообще есть такое понятие народного ислама, в котором мусульманские представления переплетались с языческими, – рассказала Виталина Силина. – Особенности ислама на Южном Урале до конца не изучены. Здесь просматривается взаимодействие двух культур – башкирской и татарской, которые находятся симбиозе и в то же время сохраняют свои особенности. У нас благостная территория, без конфликтов.
Выставку завершает раздел, посвященный суфизму – мистическому течению в исламе. В экспозиции можно увидеть одеяние дервиша, чашу для подаяний, выполненную в форме желудка, а также ритуальные секиру и булаву.
Выставка «Ислам. История, традиции, культура» откроется в июне и будет приурочена к проведению всероссийских Расулевских чтений, которые пройдут в Троицке.
– В числе почетных гостей выставки ожидаются шейх Абдурраззак Ассаиди – прямой потомок пророка Мухеммеда и верховный муфтий, председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат-хазрат Таджуддин, – рассказал директор Государственного исторического музея Южного Урала Владимир Богдановский.
Выставка «Ислам. История, традиции, культура» откроется в четверг, 6 июля, в 17:30. Экспозиция расположена в большом выставочном зале Исторического музея (улица Труда, 100, вход со стороны Кировки). Стоимость посещения выставки – 120 рублей. Билет с экскурсией – 150 рублей.
Фото: Олег Каргаполов
Фото: Фото Александра Исакова