В нашу редакцию пришло видео от читателя, на котором видно, как автора ролика, двигающегося на своем автомобиле по улице Братьев Кашириных, подрезает манипулятор. Любопытно, что формально водитель «воровайки» ничего не нарушал и уступать в такой ситуации должен автор видео. Почему? Неразбериху в данной ситуации создает стершаяся разметка. Мы решили узнать, как водителям вести себя на дороге, если разметка пропала.
Схема движения в этом месте (Братьев Кашириных – Каслинская) подразумевает наличие дополнительной полосы, которая начинается у выезда с виадука на Свердловском проспекте и исчезает аккурат перед съездом в «рукав» перекрестка Братьев Кашириных – Каслинской. Вот так выглядело это место до того, как стерлась разметка. Если приглядеться, ее остатки видны и в начале видео.
Водитель эвакуатора выполнял маневр из крайней правой полосы, тогда как автор видео уперся в окончание полосы и должен был остановиться и пропустить тех, кто двигался без смены рядности.
Другое дело, что невидимая разметка в самом деле создает полную иллюзию, что эвакуатор подрезает автомобили, поворачивая из второго ряда. Это классический пример того, как недоработки дорожных служб сталкивают водителей лбами.
Вот как выглядит данный участок сейчас
Неразбериха в указанном месте носит хронический характер. Например, в часы пик автомобили, которые хотят уйти направо на Каслинскую и Красную, вытягиваются по дополнительной полосе и не уступают дорогу в момент, когда эта полоса исчезает. Некоторые при этом проезжают прямо к основному перекрестку Кашириных и Каслинской, вытесняя тех, кто оставлял правый ряд для поворачивающих направо и после рукава хотел занять крайнее положение на проезжей части. Фактически, крайними остаются те, кто пытается соблюдать невидимые линии разметки.
А что будет, если в похожей ситуации произойдет ДТП: будет ли виноват тот, кто ехал по предполагаемым линиям разметки или водитель, который ориентировался на визуальную обстановку?
– Краеугольным является вопрос, видно ли разметку хотя бы частично, – объясняет автоюрист организации Vserazrulim Лев Воропаев, – Если ее видно фрагментами, водитель, который ориентировался на нее, имеет право требовать, чтобы это обстоятельство внесли в схему происшествия. При разборе ДТП тогда будет поднята схема организации дорожного движения, и невиновным с большой вероятностью признают водителя, который ехал в соответствии с этой схемой. Другое дело, если разметка в принципе отсутствует, правда будет на стороне того, кто ориентировался на актуальную обстановку.
Ситуация особенно коварна для водителей, которые ездят по данному участку регулярно. У них формируются определенные привычки, и когда разметка медленно уходит, очень сложно поймать момент ее полного исчезновения. В какой из дней можно наплевать на нее и ехать по «визуалу»?
На наш взгляд, в России в принципе нельзя применять схемы движения, которые в отсутствие разметки провоцируют аварийные ситуации. Скажем, в описанном месте явно просится знак «Сужение дороги справа» или «Конец полосы».
Пример совершенно неинтуитивной схемы движения: единственная полоса по ул. Мастеровой имеет локальное уширение, а потом сужение перед мостом (отмечено знаком), что формально отдает приоритет тем, кто выезжает по уширению справа
Еще лучше сделать схему движения интуитивно понятной даже в отсутствие разметки, и если уж так важно сохранить в этом месте сужение дополнительной полосы, можно выполнить его в виде более явного тупика.
Подобные разметки в России лучше не применять: по первому снегу вероятны конфликты
А вот пример еще одного участка, организация движения, на котором полностью уповает на хитрую и совершенно неинтуитивную разметку. В дни, когда ее укроет снег, или разметка попросту сотрется, здесь велика вероятность ни много ни мало лобового ДТП.
В любом случае, запомните следующее: если разметка в принципе видна, пусть даже плохо, водитель должен учитывать ее требования. В совсем уж неясных ситуациях лучше исходить из наименее благоприятного для вас варианта и уступать. Разбор спорного ДТП потребует куда больше сил и времени, даже если правда на вашей стороне.