Город «Страдает город»: кинематографисты России об уничтожении центра Оболенского в Челябинске

«Страдает город»: кинематографисты России об уничтожении центра Оболенского в Челябинске

Многие из деятелей культуры называют сложившуюся ситуацию преступлением.

Народный артист России Леонид Оболенский

«То, что сегодня происходит в Челябинске, отвратительно и ужасно», – написал кинорежиссёр, народный артист России Марлен Хуциев, который был лично знаком с Леонидом Оболенским и приезжал в Челябинск на один из фестивалей «Полный артхаус». Наша статья о присоединении киноцентра к кинотеатру «Знамя», а по сути, о его закрытии, о новых обвинениях в адрес реабилитированного «за отсутствием состава преступления» Леонида Оболенского вызвала у московских кинематографистов мгновенный отклик. Все они считают происходящее если не ошибкой, то преступлением.

Всеволод Шиловский, народный артист России, лауреат государственных премий, профессор, президент фестиваля «Золотой Феникс»:

– Когда я узнал вдруг, что какому-то челябинскому товарищу не нравится фамилия Оболенский, я готов был ехать в Челябинск и взять интервью у этого товарища! Потому что, наверное, он чего-то не понимает в великой русской культуре. И если имя Оболенского будет отнято у музея-квартиры, если лишат город памяти об этом громадном художнике, это будет величайшее преступление сегодняшних дней! Россия, если похоронит она корни своей культуры, ее просто не будет.

Всеволод Шиловский в фильме Петра Тодоровского «Военно-полевой роман»
Источник:

Мое счастье как художника, режиссера, актера, педагога, что я общался, работал – ставил спектакли и фильмы, играл – с выдающимися мастерами нашего театра и кинематографа: Вячеславом Тихоновым, Леонидом Куравлёвым, Екатериной Васильевой, Игорем Костолевским, Андреем Болтневым, Александром Ширвиндтом, Софико Чиаурели... И среди этого нашего золотого фонда был артист, а еще и громадная личность – Леонид Леонидович Оболенский. Этот человек обладал громадной культурой, потрясающим интеллектом! Он был первым режиссёром озвучания кино в нашей стране. Я об этом узнал во время работы над картиной «Миллион в брачной корзине». Я волновался, как Леонид Леонидович озвучит свою роль в этом фильме, потому что была эта роль не только очень трудная, но такая «рваная», как говорят кинематографисты. А он пришёл и за полтора часа всё сделал. Я смотрю на него, а он мне говорит: «Всеволод, я вижу в ваших глазах растерянность, но дело в том, что я был первым режиссёром озвучания». Вот что это такое! Когда с ним люди работали, не только я, а очень многие выдающиеся мастера, они за честь считали общаться с этим человеком!

Марлен Хуциев на фестивале в Челябинске
Источник:

Марлен Хуциев, кинорежиссер, народный артист СССР, профессор:

– Я до сих пор с теплотой вспоминаю свою поездку в Челябинск на кинофестиваль «Полный артхаус». Встречи в уютном музее Оболенского, где нас принимала Тамара Никитична Мордасова, прекрасный, преданный кинематографу человек. С самим же Леонидом Леонидовичем мы, разумеется, были знакомы и даже переписывались. Я предлагал ему главную роль в фильме «Послесловие». И почти всю зиму уговаривал сняться... Но Оболенскому уже было тяжело надолго уезжать из Миасса. И поэтому в «Послесловии» в конце концов снялся Ростислав Плятт. А мне так хотелось, чтобы Леонид Леонидович привнес в роль не только профессию и талант, но и «кусочек» своей тяжелой, несправедливо суровой судьбы...

То, что происходит сегодня с уничтожением Центра имени Леонида Оболенского в Челябинске, – отвратительно и ужасно! Это равносильно сожжению книг на площади. Это обкрадывание будущих поколений, которые благодаря программам киноцентра приобщались к миру кино. В конце концов Леонид Леонидович Оболенский – не только первопроходец нашего кинематографа, друг Эйзенштейна, но и народный артист России. И этого звания у него никто не отнимал... Надеюсь, власти Челябинска одумаются!

Автор многих знаменитых фильмов Вадим Абдрашитов
Источник:

Вадим Абдрашитов, кинорежиссер, народный артист России, член правления Гильдии кинорежиссёров России:

– Я был знаком с Оболенским, бывал у него дома, мы о многом говорили. И после его ухода из жизни, когда возник этот центр, все кинематографисты, вообще, все люди, которые были знакомы с Леонидом Леонидовичем, с этим выдающимся актёром, художником, чрезвычайно интересным человеком, были очень рады. Это было не только продолжением памяти о нем, но и продолжением творчества, продолжением ношения культуры, я бы так сказал.

И вот то, что я узнал сейчас из интернета, меня чрезвычайно огорчает, удивляет. Я надеюсь, что это просто какая-то ошибка, что это не злой умысел. И можно эту ошибку исправить. Чем быстрее это произойдет, тем лучше. Потому что закрывать любой центр творчества, любой очаг культуры – это просто преступление, это всё равно что закрывать больницу, закрывать школу, закрывать детский сад... Ведь это всё то, что помогает выживать, и, в первую очередь, людям, которые хотят обратиться к культуре.

Наталья Бондарчук в фильме Андрея Тарковского «Солярис»
Источник:

Наталья Бондарчук, заслуженная артистка России, кинорежиссёр, президент компании «Золотой век»:

– Леонида Леонидовича Оболенского я знала с 1974 года. Он был главным «консультантом по эпохе» на картине Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья». Очень помог мне и Владимиру Яковлевичу.

Затем судьба свела меня с Оболенским на съёмках фильма моего учителя Сергея Герасимова «Красное и чёрное». У Оболенского там была интересная роль. Герасимов был им очень доволен, говорил, что Оболенский украсил фильм. Сергей Аполлинариевич был о нём самого высокого мнения.

Я с Леонидом Леонидовичем встречалась до самого его ухода из жизни. Обаятельный, умнейший человек! Что-то с нами со всеми не так, если мы такого человека судим по наветам, а не по его реальным заслугам! Я любила и люблю Оболенского! В жизни нужно встретить своего старца. И я его встретила!

Наша землячка, известный кинорежиссер Вера Сторожева
Источник:

Вера Сторожева, кинорежиссёр, лауреат премии «Светлое прошлое»:

– Атмосфера фестиваля «Полный артхаус» в Челябинске всегда была радостной и творческой: это встречи с умным зрителем, и, что для меня немаловажно, с моими земляками.

Я всегда отмечала, что зрители в Челябинске воспитаны и продвинуты, и дадут фору столичному зрителю. Потому что, благодаря фестивалям, сюда привозят лучшее кино и приезжают лучшие кинематографисты, и ещё потому, что зрителей так воспитали, потому что есть киноцентр, потому что есть Оболенский…

Но по чьей-то злой воле, как в страшном сне все передергивается, переворачивается с ног на голову! Нашли врага народа в лице народного артиста Леонида Оболенского (реабилитированного, кстати)! Неужели опять кому-то хочется всё разрушить, растоптать, чтобы на этом месте что-то своё лепить?

Хорошо, делайте свое, город огромный и нуждается в культурных событиях! Но пусть живет то, что прижилось, стало культурной традицией, стало любимым зрителями. И любимым кинематографистами!

Пожалуйста, все те, от кого зависит судьба киноцентра имени Оболенского и судьба фестиваля «Полный артхаус», не губите живое, это большая редкость и удача для Челябинска.

Елена Коренева, кадр из фильма Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен»
Источник:

Елена Коренева, актриса театра и кино, режиссёр, сценарист:

– Я лично не работала и не была знакома с Леонидом Оболенским, но, безусловно, я запомнила Леонида Леонидовича по его работам. Я слышала о нем от людей, которые с Оболенским работали. У него удивительное лицо и удивительная судьба.

То, что я прочитала о событиях вокруг музея-квартиры Оболенского в Челябинске, и самое главное, чем это сопровождается, какими комментариями по поводу его прошлого, меня возмутило. Это отравляет веру в справедливость и вменяемость наших людей, которые способны в спину ушедшему человеку дезинформировать читателей. Лично меня это задевает, потому что у меня дедушка и бабушка были репрессированы в сталинские годы. Бабушка отсидела в ссылках и лагерях почти 22 года и была реабилитирована. Дедушка был расстрелян в 1937 году. И я, особенно сейчас, очень много читаю о репрессиях в сталинские времена. У меня однозначное отношение к той эпохе и, в частности, к Сталину.

Говоря о биографии Леонида Оболенского, что таких историй среди известных людей нашей культуры много. Например, Иннокентий Михайлович Смоктуновский в том числе, воевал, попал в плен, бежал. И в определённые годы скрывался от преследования, потому что понимал: ему грозит очередное заключение, мытарства и даже расстрел за то, что он был в плену у немцев, хотя и сбежал. Поэтому Иннокентий Михайлович уехал в Норильск, комментируя это тем, что дальше Норильска уже не пошлют. Там он встретился и познакомился с еще одним замечательным нашим актёром Георгием Жжёновым. Они потом снимались в фильме «Берегись автомобиля».

И Леонид Оболенский попадает в эту же категорию людей, которые стали жертвами репрессий. Более того, его аристократическое происхождение всегда вменялось ему в вину. Вся его жизнь состояла из выживания, он на всех этапах своей жизни подвергался гонениям – и за своё происхождение, и в сталинскую эпоху. При этом он воевал, преподавал, внёс огромную лепту в культуру нашего кинематографа, театра, в педагогику.

Леонид Оболенский тоже был реабилитирован. Что такое реабилитация – снятие с человека обвинений. И когда сейчас кто-то хочет зачеркнуть официальные документы о его реабилитации, об отсутствии вины за ним, и создает какую-то новую мифологию – это, по меньшей мере, грешно. И это, я уверена, временное явление. Тайное всегда становится явным. И очень печалит меня невежество людей, у которых отсутствует желание знать истину, покопаться в материалах, почитать о человеке. Вместо этого, по незнанию своему, они поддерживают нечистоплотные, ложные высказывания тех, кто клевещет.

Справедливо сказал один современный философ и историк о том, что те, кто отдавали распоряжения арестовывать, кто обвинял и судил, а потом отсылал в лагеря, расстреливал людей, которые впоследствии были реабилитированы за отсутствием состава преступления, – никоим образом не понесли наказания, как и руководитель страны, при котором всё это делалось, кем всё это инспирировалось и осуществлялось. Такая простая мысль! Ведь это действительно так. Одни погибли или отсидели в лагерях, не являясь преступниками. А те, кто их туда посадил или кто отдавал приказания расстреливать, не наказаны!

Если говорить о его мемориальном музее, о центре его имени, то в конечном итоге страдает город, в котором бездумно оскверняют память очень достойного, редкого человека – Леонида Оболенского. Такой биографии, как у Леонида Леонидовича, пойти поискать. На его долю выпали сложнейшие времена, ведь Оболенский фактически свидетель ХХ века. Он прожил эти времена вместе со своей страной, оставил учеников, оставил киноленты. И люди, которые пытаются упростить сложную жизнь человека до выводов – белый или чёрный – по большому счету, просто вредители.

А известный театральный критик Екатерина Дмитриевская, которая не раз бывала в Челябинске на различных театральных фестивалях, после прочтения статьи написала коротко : «Оклеветан дважды. Какая горькая судьба!»

Остается напомнить, десять лет назад, когда Кинообразовательный центр имени Леонида Оболенского был признан муниципальным учреждением культуры, известные российские артисты прислали письма благодарности в адрес Законодательного собрания Челябинской области и администрации города. Это письмо было подписано ушедшим совсем недавно народным артистом СССР Алексеем Баталовым, народными артистами СССР Татьяной Лиозновой и Эльдаром Рязановым, которых тоже уже нет с нами; Арменом Джигарханяном, Верой Васильевой, Владимиром Этушем и другими.

Интересно, что гонители Леонида Оболенского утверждают, будто кинематографисты не подавали руки этому «предателю». Имён гонителей мы не знаем, они предпочитают себя не афишировать. А вот имена тех, кто не только руку подавал народному артисту России Леониду Оболенскому, но считал счастьем работать с ним, дружить, говорить, советоваться, известны абсолютно всем.

Сайт 74.ru продолжает следить за событиями вокруг мемориального музея-квартиры народного артиста России Леонида Оболенского.

Фото: Киноцентр имени Оболенского

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
231
ТОП 5
Мнение
Чем раздражают китайские автомобили. Подытоживаем опыт тест-драйвов в 2024 году
Анонимное мнение
Мнение
«Сначала всё убить, а потом передать»: эксперт в сфере ЖКХ — о том, почему за канализацию заплатят сами горожане
Никита Алешкин
представитель Ассоциации управляющих компаний
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления