История с пропавшим метеоритом, которая переросла в уголовное дело, не оставила равнодушным сообщество учёных страны. Светлые умы Екатеринбурга, Новосибирска и Челябинска считают происходящее, мягко говоря, странным. Мы решили узнать, почему ученые не верят в то, что геолог Сергей Колисниченко мог украсть образец небесного тела из исторического музея.
О пропаже фрагмента челябинского метеорита весом в 2,5 кг заявило руководство Государственного исторического музея Южного Урала. 11 августа было объявлено, что по данному факту заведено уголовное дело. Фрагмент «небесного камня» оценивается в 1,5 миллиона рублей. Как известно, он был обнаружен в коллекции Сергея Колисниченко, который в настоящее время работает над энциклопедией метеоритов России.
Учёные Новосибирска, Екатеринбурга и Челябинска, которые давно знают Сергея и сотрудничают с ним, решили высказать свою точку зрения на происходящее.
– Мы сотрудничаем с Сергеем Васильевичем на протяжении 10 лет, – рассказал директор Уральского геологического музея Дмитрий Клейменов (Екатеринбург). – Не могу поверить в его виновность, потому что он сам неоднократно выступал дарителем очень интересных находок в наш музей. А дарители сегодня крайне редки. Я стою сейчас перед витринами с метеоритами. Среди них метеорит Ченге – это из находок Сергея Колисниченко. Его дар музею. И новый метеорит из села Яраткулова в Аргаяшском районе – один из последних найденных в России фрагментов он сразу же подарил во все ведущие научные музейные учреждения. Ясно, что этот человек серьезно занимается изучением метеоритов, проводит научные исследования и выступает в качестве популяризатора геологической науки на Урале. Таких людей с каждым годом, к сожалению, всё меньше и меньше.
По словам Дмитрия Клеймёнова, всё происходящее скорее недоразумение, возникшее по вине самого музея.
– Если бы у Сергея Васильевича были корыстные цели в отношении челябинского метеорита, то за три года, прошедшие с момента передачи ему фрагмента метеорита, у него были возможности это сделать, – считает учёный. – Но он этого не сделал. Думаю, и не мог сделать. Его этот фрагмент интересовал как учёного. Известно, что сейчас он работает над энциклопедией о метеоритах России.
Подобное же мнение высказал известный челябинский учёный, доктор физико-математических наук, профессор ЧелГУ Александр Дудоров. С коллегами солидарен и директор Центрального сибирского геологического музея Института геологии и минералогии Сибирского отделения РАН Николай Подгорных.
– Сергей Васильевич в принципе не способен на мошенничество, – считает Николай Подгорных. – Это грамотный геолог, увлечённый своим делом, радеющий о науке. Он и Игорь Карлов одними из первых передали в наш институт некоторое количество метеоритного вещества из Челябинской области, по которому были оперативно получены и опубликованы на сайте института первые результаты исследований, за что им огромное спасибо. Поэтому все происходящее сегодня в Челябинске представляется мне довольно странной историей.
Странной считает ситуацию и кандидат технических наук, старший научный сотрудник Физико-технологического института УрФУ Виктор Гроховский (Екатеринбург):
– Много вопросов возникает. И прежде всего к историческому музею. А Сергей Колисниченко – большой энтузиаст и многое сделал для популяризации челябинского метеорита, и не только метеорита. У нас с ним было плодотворное сотрудничество, и в будущем году мы рассчитываем на его помощь, потому что планируем созвать большой съезд ученых.
Сотрудник Института геологии и минералогии РАН, кандидат геолого-минералогических наук Виктор Шарыгин (Новосибирск) пришёл в науку благодаря Сергею Колисниченко.
– На мой взгляд, Сергей Васильевич стал крайним в результате каких-то бюрократических разборок в челябинском музее, – считает Виктор Шарыгин. – Доказательств его вины из того, что сегодня известно, я не увидел. Известно, что Сергей Васильевич пишет книгу о метеоритах, и он мог взять образец челябинского метеорита, но, уверен, только с согласия руководства музея. Как уж они там это оформили – правильно или неправильно – другое дело. Не верю, что Сергей Васильевич мог украсть метеорит для продажи, потому что он специалист в своём деле и человек разумный. Он прекрасно понимает, что эта вещь на виду и продать её незаметно просто невозможно. И довольно странно, что директор музея, затевая такую войну, не в курсе, что у него творится в фондах. Думаю, что в этом разберутся со временем.
По словам самого Сергея Колисниченко, когда в Челябинский краеведческий музей (так он тогда назывался) в 2014 году стали поступать от МЧС обломки метеорита, руководство музея обратилось к нему за помощью.
– В то время я активно сотрудничал с музеем: организовывал там выставки метеоритов России и Урала, – рассказал геолог. – Поскольку я сотрудничаю с новосибирским филиалом РАН, с Институтом геологии и минералогии Сибирского отделения РАН, я помог музею получить заключение компетентных учёных по челябинскому метеориту. Затем помогал организовать и провести научную конференцию, посвящённую челябинскому метеориту, на которую приехали около 100 учёных со всей России. И наивно полагал, что фрагмент метеорита, подаренный музеем, – знак благодарности за помощь и продолжение нашего сотрудничества. Мне и в страшном сне не могло присниться, что я продам этот фрагмент. Я им занимался, потому что пишу энциклопедию о метеоритах России. В конце этого года я намеревался передать его в Центральный сибирский геологический музей.
Образец челябинского метеорита, по словам Сергея Колисниченко, он вынес из музея совершенно открыто.
– Никакого секрета в этом не было, – подчеркнул геолог. – Кстати, я задавал вопрос сотрудникам музея, как они будут объяснять тот факт, что часть образца пойдёт на экспертизу. Меня успокоили, что все будет задокументировано. Не секрет, что в научном мире принято делиться образцами для их изучения, поэтому я не придал значения тому, что мне был отдан образец безо всяких документов.
Напомним, Сергей Колисниченко – известный уральский геолог, автор нескольких книг о каменной природе Урала и десятков научных статей. С Челябинским краеведческим музеем (ныне историческим) его связывало долгое сотрудничество. Известно, что в разные годы Сергей Колисниченко дарил музею минералогическую коллекцию, выступал консультантом и организатором многих интересных выставок, отдал на хранение найденного им мозозавра (признанный уникальным экспонат), а также оказывал помощь в создании музея камней под открытым небом при историческом музее – по его просьбе многие предприятия дарили музею образцы уральских камней.
74.ru продолжает следить за развитием событий вокруг челябинского метеорита.
Фото: Олег Каргаполов