Единственные участники Mongol Rally из России финишировали в Улан-Удэ. За два месяца семья Дудниковых из Челябинска преодолела 30 тысяч километров, проехала 21 страну, 17 погранпереходов, семь часовых поясов, бездорожье и две сотни километров пути по Памиру без сцепления. 74.ru путешественники рассказали, для чего терпели лишения, что делать, если на пути встречаются участники ралли, почему не стоит выбирать электромобиль и как выглядит теперь их малолитражка Peugeot.
– Мы перешли вброд несколько горных рек, пережили пожар и ни разу не прокололи шины. Мы объехали вокруг два моря и побывали на остатках третьего. Пересекли две пустыни, покорили самые высокие горные системы Азии, чуть не сварились от жары +46 и не замёрзли от мороза – 10 летом. Наш желудок выдержал испытание самой различной кухней. Нас засыпало пылью и поливало дождями. Но мы это сделали! – делятся впечатлениями Марина и Александр Дудниковы. – Самым тяжёлым физически и для нас, и для машины был Памир. Но эмоционально тяжелей всего далась Монголия. Мы уже порядком устали, да и сроки поджимали, поэтому останавливались только на ночлег. Зато до сих пор вспоминается запах монгольских степей – аромат чабреца – и бескрайние монгольские просторы, где люди встречаются намного реже, чем животные. Граница Монголии с Россией побила рекорд по длительности ожидания – 3,5 часа. Зато как радостно было снова оказаться на родине. Здесь хорошие заправки, кафе, туалеты, ещё и банковские карты принимают почти везде. Такие мелочи не замечаешь и не ценишь, пока не побываешь без них.
Несмотря на ремонт дорог и на долгое прохождение границы, мы успели на финиш ровно к 20:00 – времени начала празднования. Заехали минута в минуту! На ралли третьей категории за участок «контроль времени» мы бы набрали максимум баллов. На финише нас ждал стенд для фотографий и большая вечеринка от организаторов. Все пели, прыгали на машинах, а позже организовали шикарный фейерверк. Если кто-то ждёт рассказ о призах, то их нет. Ну разве что две наклейки Mongol Rally.
Цель ралли – приключения и сбор пожертвований в благотворительный фонд. Здесь нет победителей и проигравших. И круче не тот, кто приехал первым, а тот, у кого больше самых невероятных историй. Путешествие каждой команды оказалось неповторимым, как и маршрут. Теперь у каждого есть что рассказать друзьям и близким.
Мы пустились в долгий путь домой вдоль берегов Байкала, через тайгу, пересекли великие сибирские реки Енисей и Обь. По дороге встретили ещё одну команду Mongol Rally на электромобиле Nissan. Они всё ещё пробираются на финиш, поэтому ехали нам навстречу. Мы специально развернулись, чтобы послушать их историю. Оказывается, их машина может проехать только 160 миль на полном заряде. А заряжаться ей нужно аж 12 часов от напряжения 220 вольт. Это на спецзаправках она может зарядиться за 30 минут, но такие в России есть пока только в Москве, поэтому Крису и Джули часто приходится просить кого-нибудь буксировать их до ближайшего населённого пункта для зарядки. Мы тоже решили немного им помочь и дотащили их до небольшого городка, где ребята из пожарной части помогли им зарядить их машину, а когда мы хотели заночевать прям в машинах, предложили нам переночевать в части, в тепле и уюте. Благодаря ралли мы убедились, что в мире большинство людей – очень хорошие. И не важно, из какой они страны, на каком языке говорят и какую религию исповедуют, дух взаимопомощи у человека в генах.
Больше всего в путешествии семьи Дудниковых удивляло то, что в поездку они отправились на маленьком и стареньком Peugeot. Одни крутили пальцем у виска и называли их сумасшедшими, другие – самоубийцами. Но оказалось, что при внимательном отношении к машине даже малолитражка способна выдержать экстремальное путешествие и открыть своим владельцами дороги в разные страны. Мы специально попросили Александра и Марину рассказать о состоянии их автомобиля:
– Нашему Peugeot уже 16 лет. Купили его год назад как городской автомобиль, чтобы возить ребёнка в школу. Поначалу даже боялись выезжать на нем за город, какой там, даже в соседний район боялись ехать. Ни разу не развивали скорость выше 90 км/ч. Но за все 30 000 километров экстремального пути вылезали только старые запущенные проблемы автомобиля. От постоянных вибраций у нас отошли изношенные щётки стартера, и он перестал работать. Давно изношенные подшипники задней балки в результате попадания пыли и воды ещё на дорогах России, задолго до начала ралли, заскрипели на середине пути, и мы вынуждены были поменять их в Краснодаре. Отремонтированная задняя балка торсионного типа (как на танках) показала себя идеально на протяжении всего самого сложного участка пути, в то время как другие команды, одна за другой, ломали пружины и убивали амортизаторы. Сломанный выжимной подшипник сцепления в самом начале Памирского тракта ещё долго умирал, позволив преодолеть высокогорные маршруты и спуститься в цивилизацию без особых проблем. После снятия сцепления, кроме подшипника, все остальные узлы были в идеальном состоянии. Другие мелкие поломки, возникшие на протяжении нашего путешествия: оборванный провод питания топливного насоса на очередной гигантской яме в Узбекистане; надорванный передний левый сайлентблок; порванный пыльник привода; отлетевшие локеры; множественные удары и ранения защиты двигателя не принесли за время ралли серьёзных проблем.
На наш взгляд, большинство проблем, которые возникали у других команд, были в основном связаны со стилем вождения и вождением в тёмное время суток по опасным дорогам. За все время нашего путешествия мы ни разу не пробили колесо, даже при движении по острым камням Монголии и Памира и огромным ямам Казахстана и Узбекистана. А взятое нами дополнительное запасное колесо так и пролежало на крыше багажника, привязанное ещё в Челябинске.
Оказалось, что у нас друзья буквально по всему свету. И благодаря Mongol Rally мы смогли навестить тех, с кем не виделись даже более десяти лет! Теперь наша очередь стать гостеприимными хозяевами для тех команд, которые решат возвращаться домой в Европу через Россию на машине. Ведь Челябинск находится как раз на их пути. Если увидите растерянных и немного потрёпанных людей рядом с машиной, обклеенной наклейками Mongol Rally и которой самое место на свалке, не проходите мимо. Скорее всего, им нужна помощь. Они, чаще всего, не говорят по-русски, но они хорошие ребята. А в наших силах сделать наш город самым приятным воспоминанием для них.