С начала 2018 года начала действовать налоговая амнистия, отменившая в том числе долги по транспортному налогу за 2013-й и более ранние годы. Мы решили разобраться, как менялся транспортный налог за последние годы и насколько он был значим.
Транспортный налог индивидуален для каждого региона, власти которого могут менять его величину на два порядка, то есть увеличивать или уменьшать в 10 раз относительно базового значения, установленного на федеральном уровне.
Челябинская область отличается высокими уровнями транспортного налога, например для автомобилей мощностью свыше 150 л. с. наши тарифы — максимальные из возможных.
Транспортный налог менялся с течением времени, но последнее повышение состоялось в 2011 году — во многом потому, что повышать уже особо некуда. Подобная стабильность отчасти иллюзорна, потому что в дополнение к транспортному налогу россияне оплачивают топливные акцизы, заложенные в стоимость горючего. Неизменность транспортного налога компенсируется постепенным ростом акцизов, что проявляется в удорожании бензина. На инфографике выше мы проиллюстрировали соотношение расходов на налоги и акциз для среднестатистических условий: автомобиль Ford Focus, топливо — бензин АИ-95, средний расход 10 л/100 км, годовой пробег — 20 тысяч км.
Правильный ли шаг — амнистия по транспортному налогу?
Как видите, при заданных параметрах акцизный сбор доминирует над транспортным налогом.
Перенос центра тяжести на акцизы был сделан властями в 2012 году по двум причинам: с одной стороны, они менее заметны для автомобилиста и платятся стопроцентно. С другой, таким образом учитывается интенсивность использования автомобиля: платит больше тот, кто больше ездит. Изначально предполагалось заменить транспортный налог ростом акцизов, но в конечном итоге оставили оба механизма сбора, хотя налог действительно потерял значимость.
Подобная «девальвация» транспортного налога, вероятно, и лежит в основе амнистии: послабление во многом иллюзорно, и в общих расходах на автомобиль транспортный налог составляет незначительную часть. Он в разы меньше стоимости ОСАГО или годовых расходов на топливо.
В то же время спорен сам принцип амнистии применительно к транспортному налогу. Она поощряет фактически тех, кто не платил, не давая никаких преимуществ тем, кто платил вовремя.
Напомним, что помимо транспортного налога амнистия распространяется на земельный налог и налог на недвижимость. О том, кого затронет амнистия, мы писали в прошлом материале. Она касается долгов по налогам на имущество, которые образовались до 1 января 2015 года. Важно не сделать ошибки: долги за сам 2015 год, равно как и предыдущий 2014 не списаны. Дело в том, что транспортный налог за конкретный год начисляется в середине весны следующего года и подлежит оплате до конца осени.
— Это означает, что образовавшиеся на 1 января 2015 года долги относятся к налогам за 2012—2013 годы, — поясняет пресс-секретарь УФНС России по Челябинской области Юлия Бердникова.