В редакцию сайта 74.ru обратился коллектив водителей скорой помощи, которые столкнулись с проблемой некачественного топлива, приобретенного в результате госзакупки. Пикантности ситуации придает тот факт, что барахлить начали совершенно новые автомобили, которые с боем удалось ввести в эксплуатацию буквально два месяца назад. Почему машины опять не работают, разбирался 74.ru.
— Из 33 полученных машин минимум на 7-8 возникли те или иные проблемы, — рассказывает водитель Виктор. (Имя изменено.) — У «Газелей» с бензиновыми моторами появился неустойчивый холостой ход, рывки при движении и слабая тяга: иногда едешь в горку и не знаешь, заедешь ли. Дизельный Ford Transit в праздники поехал на срочный вызов и не доехал до места 400 метров: перемерзло топливо. То же самое случилось уже после праздников второй раз, и снова в пути. Понимаете, это же не просто машины, они ездят на срочные вызовы. Я не представляю, что будет, если скорая остановится с пациентом. Пришлось вызывать другие машины на место, а Ford тащить на «лямке» в теплый бокс.
Эту информацию подтвердили и другие водители: в случае с бензиновыми машинами, которых большинство, жалобы касались нестабильной работы мотора.
Как выяснилось, проблемы начались в новом году после смены АЗС. До этого скорые заправлялись на заправках двух лидирующих в области брендов, и проблем с качеством топлива, по словам водителей, не было. В новом году трехмесячный контракт выиграла компания ООО ТК «Магистраль», которая является процессинговым оператором: она не владеет АЗС, но предоставляет услуги покупки нужного количества топлива через собственные терминалы на АЗС партнеров.
В данном случае по контракту закупка происходит на АЗС «Сибнефть», расположенных на проспекте Победы и ул. Шенкурской.
Водители написали коллективную жалобу руководству МАУ «Челябмедтранс» — компании, которая обслуживает и эксплуатирует автомобили скорой помощи в Челябинске (находится в ведении управления здравоохранения администрации города).
— Да, мы знаем о проблеме, — подтвердил директор МАУ «Челябмедтранс» Андрей Миляев. — Она возникла после нового года, и в настоящий момент мы ищем пути решения. Контракт с ООО ТК «Магистраль» был заключен на три месяца, потому что эта компания выиграла конкурс и предложила наиболее конкурентоспособную цену. Это не наш личный выбор. Мы уведомили руководство компании о возникших проблемах и на словах получили подтверждение, что возникшие убытки будут нам компенсированы, а проблемы с качеством топлива решены. Мы рассматриваем разные варианты, в том числе смену поставщика, а также юридические действия, но пока руководство топливного оператора занимает конструктивную позицию, поэтому мы надеемся решить проблему в ближайшее время. Переход к другому поставщику требует нового конкурса, поэтому займет минимум месяц.
Судя по описаниям водителей, «Газели» с двигателями УМЗ-42164, несмотря на относительно скромную по современным меркам степень сжатия, реагируют на пониженное октановое число топлива или обилие в нем примесей, нарушающих качество распыла. В случае с дизельным Ford проблема, видимо, в повышенном содержании парафинов и низкой морозоустойчивости, что нарушает требования к зимнему дизельному топливу. В Челябинской области оно должно иметь температуру помутнения минус 22 градуса, а температуру фильтруемости — минус 32 градуса (ГОСТ Р 52368-2005). В случае с каретами скорой помощи ситуация усугубляется их хранением в боксах: согретая машина может завестись, но затем остановиться в пути из-за перемерзания топлива в трубопроводах и фильтрах.
Мы обратились за комментарием в компанию, выигравшую конкурс на поставку топлива.
— Нам сообщили о проблеме, и мы предпринимаем все меры, чтобы как можно скорее ее устранить, — сообщил директор ООО ТК «Магистраль» Эдуард Макаров. — В данном случае мы являемся процессинговым центром и не занимаемся непосредственно организацией работы АЗС, но как только стало известно о ситуации, мы обратились к руководству соответствующих заправок. Как нам пояснили, проблема имела временный характер и была связана с деформацией емкости для хранения топлива, в результате чего осадок смешался с топливом и понизил его качество. Мы предпринимаем все меры, чтобы проблема больше не повторилась и находимся в постоянном контакте с руководством Челябмедтранса. Мы выиграли тендер за счет того, что предложили наиболее выгодную цену, но также мы понимаем, что это не должно отражаться на качестве топлива, поэтому хотим урегулировать вопрос как можно скорее.
Напомним, что это не первая конфликтная ситуация с автомобилями скорой помощи в Челябинске. Весной водители пожаловались на плачевное состояние автопарка, что не позволяло гарантировать доезд до пациента не то что вовремя — вообще. Осенью станции скорой помощи Южного Урала получили 55 новых машин, включая обычные «Газели», проходимые уазовские «буханки» и три реанимобиля на шасси «Газели Next». После этого разгорелся скандал: если в областных городах машины сразу были введены в эксплуатацию, то в Челябинске 23 новых автомобиля простаивали в гараже. После публикации 74.ru дело сдвинулось с мертвой точки, и к зиме автомобили начали эксплуатироваться, но радость водителей оказалось недолгой — теперь их жизнь омрачает качество топлива. Мы следим за развитием ситуации.