Цена бензина АИ-95 в Челябинске после нового года закрепилась на отметке около 40 рублей за литр, которой достигла после заметного ноябрьского подорожания. Эксперты ожидают дальнейшего роста. Сайт 74.ru проанализировал тенденцию: насколько подскочит цена топлива в течение года.
За 10 лет, с января 2008 года, цена бензина в России удвоилась, прибавляя в среднем по 2 рубля в год. Эта поразительная стабильность неоднократно привлекала внимание людей, включая сотрудников Федеральной антимонопольной службы.
— Так, например, в период с 2008 по 2016 годы было рассмотрено более 460 дел на региональных рынках нефтепродуктов, — сообщила пресс-секретарь Челябинского УФАС России Наталья Мартынюк. — Было рассмотрено три волны дел о нарушении антимонопольного законодательства в отношении «Роснефти», «Газпром нефти», «Лукойла», «ТНК-ВР Холдинга», «Башнефти». Общая сумма штрафов, перечисленных в бюджет, составила около 21 млрд рублей.
В службе также отмечают, что 65% цены топлива составляют разнообразные налоги и сборы, которые в последние годы стали основными мотиваторами роста цены. По данным аналитического центра при Правительстве РФ, расходы на закупку сырой нефти формируют примерно четверть розничной цены бензинов, остальное — это затраты на переработку, налоги и расходы на содержание розничной сети.
Существенное влияние на стоимость топлива оказывают растущие акцизы, которые в этом году повышаются дважды. Если на конец прошло года акциз на бензин пятого класса составлял 10 535 рублей за тонну, то с нового года он поднялся до 11 213 рублей, а с 1 июля возрастет до 11 982 рублей за тонну. Прибавка в 1447 рублей за тонну эквивалентна росту розничной цены на 1,1 рубля.
Топливные акцизы являются дополнением к транспортному налогу и вносят все больший вклад общие расходы на автомобиль. Для сравнения, владелец 105-сильного Ford Focus при расходе топлива 10 л/100 км и ежегодном пробеге в 20 тысяч км в 2008 году платил порядка 5000 рублей в год в форме акцизов и 1323 рубля транспортного налога. За истекшие десять лет транспортный налог увеличился в полтора раза до 2100 рублей, акцизные сборы — почти в четыре раза до 18 тысяч рублей.
Рост акцизов продолжится в будущем: в 2019 году они прибавят еще 422 рубля за тонну, в 2020 — 438 рублей.
Увеличивается и налог на добычу полезных ископаемых, особенно заметное его повышение состоялось в 2015 году — на 273 рубля за тонну (в полтора раза). В последующие годы рост был 92 и 62 рубля за тонну, и тенденция продолжится в 2018.
Неожиданное подорожание прошлой осенью связали с модернизацией ключевых предприятий, которая сократила поставки топлива на рынок и взвинтило его цену.
Особенно сильно по итогам года дорожало дизтоплива: если бензины прибавили 7-9%, то зимнее дизтопливо подорожало почти на 20% (данные Росстата и СПбМТСБ).
Несмотря на явную тенденцию удорожанию топлива, в ФАС подчеркивают, что в последнее десятилетие рост стоимости нефтепродуктов был ниже, чем рост индекса потребительских цен.
Будущий год по всем признакам станет продолжателем тенденции, и это означает, что топливо будет дорожать в течение года: около 1 рубля прибавки в цене обеспечат акцизы (это уже точно), еще 1 рубль — прочие факторы, в числе которых — сезонный спрос, ремонт и профилактика НПЗ и динамика мировых цен на нефть и нефтепродукты.
Таким образом, стоимость бензина АИ-95 в 42-43 рубля за литр выглядит перспективой уже недалекого будущего.