С этой недели не исключены перебои с поставками топлива на АЗС Челябинска из-за трудностей с его доставкой. Причина — в невозможности продлить разрешение на перевозку опасных грузов. Перевозчикам, которые рискнут ездить без разрешения, грозит штраф в полмиллиона рублей, водителю топливовоза — лишение прав. В ситуации разбирался 74.ru.
Суть проблемы
Чтобы возить топливо в автоцистернах, необходимо получать разрешение в рамках международного соглашения ДОПОГ («допогом» часто называют сам документ). C начала января 2018 года в России действует приказ МВД № 900, который для получения «допога» в числе прочего обязывает перевозчиков топлива иметь на руках два свидетельства: об утверждении типа цистерны и её испытаниях (пункты 24.4 и 24.5 приказа).
На первый взгляд, всё логично: груз действительно опасный, цистерны действительно должны одобряться и проверяться. Для европейских перевозчиков такой подход — не новость.
Но, внедряя европейскую практику, российские власти не создали реестр предприятий, которые выдают два упомянутых сертификата. Утвердить их перечень и порядок работы должен был Минтранс, но, по нашей информации, на текущий момент в России нет ни одной организации, имеющей право сертифицировать цистерны. Не принимают и разрешения, выданные производителем автоцистерн.
В УГИБДД Челябинской области нам подтвердили существование проблемы, подчеркнув, что требования ДОПОГ распространялись на Россию давно, но за это время Минтрансом не создано сертификационного органа, что не позволяет теперь продлять разрешения на перевозку опасных грузов автоцистернами. Такие организации есть в Белоруссии и других странах, подписавших ДОПОГ, поэтому, чисто теоретически, перевозчики могут получить необходимые документы за границей. Разумеется, это довольно хлопотный путь.
Заря кризиса
Разрешение ДОПОГ действует в течение полугода, поэтому изменения сказываются на перевозчиках не одновременно. Тем не менее первые автоцистерны уже встали на прикол.
— В конце января кончился «допог», собрал необходимые документы, пошел в ГИБДД продлевать, — рассказывает владелец автоцистерны Алексей. — Мне сказали, что теперь нужен сертификат, подтверждающий пригодность цистерны к перевозке грузов такого класса. Я уточнил, где можно взять этот сертификат, в ГИБДД сказали — не знают. Принесите, а мы рассмотрим. Я не нашел никакой информации о том, где этот сертификат можно получить, сколько он стоит, какая у него форма. Некоторые собираются в Италию ехать, где за 250 евро делают, но примут ли его здесь — непонятно.
Получился административный тупик: обязательный документ могут выдавать лишь организации, которых в России нет.
За перевозку опасных грузов без разрешения водителя могут оштрафовать или лишить прав на срок до полугода, что эквивалентно потере работы. Для должностных лиц штраф составляет 20 тысяч, для юридических — до полумиллиона рублей.
Реален ли топливный дефицит
По нашей информации, у ряда важных для региона сетей АЗС возникли или ожидаются проблемы с использованием большей части парка автоцистерн. Мы обратились к крупным сетям АЗС и перевозчикам топлива, но все отказались комментировать тему, вероятно, в надежде урегулировать вопрос «без шума».
Похожая ситуация возникает у частников: машины выбывают постепенно, но первые уже поставлены на прикол.
— На две машины сертификат действует до середины февраля, ещё на две — до начала марта, — рассказывает представитель компании-перевозчика Вадим. — Легальной процедуры продления нет. Есть конторы, которые за 30–80 тысяч рублей делают эти сертификаты, но ГИБДД их не принимает, потому что организации не внесены в реестр. А реестра в принципе нет. Ситуация патовая.
Как пояснили нам владельцы топливовозов, каждый ищет свои пути решения проблемы, но все, по сути, нелегальные. Некоторые пытаются получить «допоги» без предъявления новых сертификатов в ГИБДД других регионов. Перевозчики не исключают наводнение рынка поддельными разрешениями, потому что степень защиты у них ниже, чем, например, у ОСАГО.
— Безусловно, это удобренная почва для коррупции и подделки документов, — рассуждает один из инсайдеров. — Никто не захочет комментировать тему официально, но совершенно очевидно, что иного пути просто нет — либо остаться без работы, либо идти на ту или иную форму подлога. Подделки могут пользоваться спросом, потому что ГИБДД или Ространснадзор вряд ли отличат их в ходе рутинной проверки. С другой стороны, все зависит от позиции, которую займут власти: захотят — глаза закроют, захотят — затянут гайки.
А способы есть, например после наводнения рынка поддельными полисами ОСАГО полиция стала активнее возбуждать уголовные дела по части 3 статьи 327 УК (использование подложного документа). Такие же санкции могут применить к тем, кто ездит с фальшивыми разрешениями.
Ситуация остается подвешенной, и многое зависит от настроя чиновников, как федеральных, так и на местах. Перевозчики не исключают, что действие нового закона приостановят на год, либо же дадут команду ГИБДД закрывать глаза на подобные нарушения.
— Они дождутся, что автопарк бензовозов сократится, на АЗС начнутся перебои с топливом и встанут машины спецслужб, — возмущается водитель бензовоза Павел. — Пока эта проблема касается только нас, но если не будет решений, она станет общей.