28 марта в Советском районном суде Челябинска встретились два старых кулуарных противника — бывшие первый вице-губернатор Олег Грачёв в качестве свидетеля и заместитель главы региона Николай Сандаков в качестве обвиняемого в получении взятки и мошенничестве. Грачёв рассказал о том, как была организована работа во время избирательных кампаний и заявил, что с подсудимым у него были постоянные конфликты.
На допрос в суд Грачёв пришёл с адвокатом. Вначале заседания озвучил нынешнее место работы — ЗАО «Русская медная компания», директор обособленного представительства в Челябинске. С первых же вопросов и ответов стало понятно, что неприязнь между Грачёвым и Сандаковым, сложившаяся много лет назад в коридорах правительства, по сей день никуда не делась.
Разговор вертелся вокруг работы во время выборов. Грачёв рассказал о своих полномочиях, в круг которых, помимо прочего, входило кураторство политических партий и организация избирательного процесса, главной задачей которого было обеспечение явки. Сандаков пытался подловить свидетеля, и выяснилось, что также первый замгубернатора обсуждал в своём кабинете и «электоральную стратегию» с политтехнологами, а иногда и агитировал за «Единую Россию», но исключительно во внерабочее время. С каждым вопросом напряжение Грачёва нарастало.
— Я вынужден задавать вопросы, даже если они вас раздражают, — сказал Сандаков.
— Я прекрасно понимаю, чего вы добиваетесь. У вас это вряд ли получится, — парировал Грачёв, но свою мысль развивать не стал.
Свидетель рассказал, что с Сандаковым не ладили и другие вице-губернаторы, но вынуждены были мириться, поскольку он был ставленником губернатора Михаила Юревича.
— Конфликты у нас начались сразу [в 2010 году, когда Юревич назначил Сандакова своим помощником]. Хотел бы я сказать, что из-за разницы во взглядах на жизнь, но это будет выглядеть слишком философски. Если что-то припомнить, то, допустим, мне не нравилась метода работы Николая Дмитриевича по проведению выборных кампаний. Он говорит, вот мы будем использовать так называемую технологию ОДД — от двери к двери. Три раза постучать в дверь и сказать: немедленно придите и проголосуйте. Я говорю: Николай Дмитриевич, но аудитория такая, что люди у нас и с первого раза отправляют в дальнее следование. Вот на таких нюансах непонимание и возникло. Я старался как можно меньше общаться с Николаем Дмитриевичем.
Грачёва, которого вызвала в суд сторона защиты, о выборах расспрашивали много, но всё сводилось к избирательным кампаниям 2011 и 2012 годов, потому что весной 2013-го он уже покинул пост, передав большую часть полномочий тому же Сандакову. В связи с этим суть сегодняшнего допроса не вполне понятна, поскольку преступления, инкриминируемые Сандакову, относятся ко времени, когда Грачёв уже уволился и не участвовал в работе правительства и избирательных кампаниях. Пока остаётся только догадываться, крылась ли в вызове Грачёва хитрая адвокатская комбинация или это был допрос ради допроса.
На сегодняшнее заседание также вызвали свидетелем следователя 4-го управления Следственного комитета России Игоря Бедерина, работавшего по делу Сандакова. Но он уже во второй раз не пришёл, объяснив неявку состоянием здоровья. Сторона защиты неоднократно заявляла о нарушениях следователя и подтасовке доказательств, вплоть до подделки документов. Всем этим доводам оценку даст суд в приговоре.
Представители прокуратуры полагают, что у них достаточно материалов, чтобы по итогам судебного процесса доказать виновность Николая Сандакова в том, что он в 2013 году сначала завысил контракт на охрану губернатора в пользу ЧОП «Питон», а когда поднялась шумиха в СМИ, не дал понизить цену ниже 30 миллионов рублей. Взамен, по мнению следствия, фирма бесплатно организовала профессиональную охрану коттеджа вице-губернатора. Одним из доказательств стороны обвинения стала запись разговора с прослушки, установленной сотрудниками ФСБ в кабинете губернатора Михаила Юревича. 10 января 2014 года глава региона со своим заместителем Николаем Сандаковым обсуждали необходимость уменьшения стоимости контракта на охрану, сумма которого в 54 миллиона рублей возмутила общественность, до 30 миллионов. Ранее 74.ru публиковал стенограмму того разговора.
Эпизод о взятке в виде охраны дома Сандакова — не единственный в уголовном деле. Также бывшего вице-губернатора обвиняют в мошенничестве и подстрекательстве к неправомерному доступу к охраняемой законом компьютерной информации.
Обвинительное заключение в сентябре прошлого года утвердил замгенпрокурора Юрий Пономарёв. Согласно нему, в 2011–2012 годах Сандаков, занимая тогда должность первого помощника губернатора, обманом похитил у сити-менеджера Озерска Евгения Тарасова 1,5 млн рублей, пообещав содействие в назначении его в будущем главой Магнитогорска. Причём поначалу обвиняемому и в этом случае вменили получение взятки, но затем, ещё на стадии следствия, установили, что на момент совершения преступления у него не было статуса должностного лица, в связи с чем его действия можно квалифицировать только как мошенничество. Кроме того, в 2013 году чиновник при помощи специалиста в области компьютерных технологий Александра Аброськина неправомерно получил доступ к более чем десяти тысячам электронных писем челябинского политолога, а также начальника одного из управлений администрации губернатора, отвечающего за взаимодействие со СМИ.
В ходе следствия Аброськин скрылся за рубежом и был объявлен в международный розыск. Уголовное дело в отношении него выделили в отдельное производство, и позже его задержали. В январе прошлого года суд приговорил хакера к двум годам лишения свободы условно и сразу же освободил от наказания по амнистии.
Если вам стало известно о каком-либо факте коррупции, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7-93-23-0000-74. Телефон службы новостей 7-0000-74. У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем главные новости Челябинска и региона. Хотите первым читать наши материалы? Подписывайтесь: t.me/news_74ru.
Фото: Илья Бархатов