
Виртуальная картинка выглядит компьютерной, но в окна кабины «ложится» хорошо
Поделиться
Вот она, сила внушения: пока мы разговаривали с пилотом в кабине Ту-154, я рассматривал вывеску челябинского аэропорта за окном и переживал, как поеду из Баландино домой, если оставил машину где-то на ЧТЗ. Но погодите. Я и нахожусь на ЧТЗ, и всё это — не более чем иллюзия. Но иллюзия удивительно достоверная.
Авиасимуляторы чаще всего используют для игр или подготовки пилотов. Но этот Ту-154 — ни то, ни другое. Скорее, это музей с эффектом полного погружения, созданный командой авиаторов-энтузиастов, в которую входит и мой сегодняшний первый пилот Сергей Никитин.

Мы готовимся к взлёту в аэропорту Челябинска
Поделиться
— Это не муляж: это настоящий Ту-154, который работал на авиалиниях с 1980 года, — говорит Сергей. — Мы постарались сохранить его в аутентичном виде.

Поздние годы карьеры нашего Ту-154 прошли на службе у «Пермских авиалиний»
Поделиться
Для создания симулятора от самолёта взяли переднюю часть, включая кабину пилотов, места первого класса и, что важно, туалет.

Салон первого класса
Поделиться

Сергей демонстрирует аварийный надувной трап (не пригодился)
Фото: Артём Краснов
Поделиться

А это советская авиационная утварь
Поделиться

Вы тоже думали, что чёрный ящик — чёрный?
Поделиться

Туалет был не занят, но ходить в него не нужно — всё-таки экспонат
Фото: Артем Краснов
Поделиться

Кассета с записью, которую включали пассажирам
Поделиться
Сергей готов рассказывать о своём детище бесконечно.
— Мы хотели не просто создать очередной аттракцион, а дать посетителям почувствовать атмосферу того времени и показать, каким именно был этот самолёт в мельчайших деталях. Смотрите: вот эта кассета с записями является аналогом современных аудиодисков. У неё собственный электропривод, который позволял быстро находить нужный фрагмент записи, например, с приветствием пассажиров или рассказом о городе, куда прилетел самолёт: в данном случае это Ереван.

Удостоверение пилота похоже на водительские права, но в нём конкретизирована модель самолета, на которую есть допуски
Фото: Артем Краснов
Поделиться

Пилот должен прекрасно разбираться в аэродинамике — этому учат отдельно
Фото: Артем Краснов
Поделиться
Но меня, конечно, манит кабина, попасть в которую во время регулярного рейса невозможно — закрытая территория. Первое впечатление у всех новичков одинаково: чёрт возьми, сколько же здесь приборов, тумблеров, рычагов и кнопок.

Едрид-Мадрид...
Фото: Артем Краснов
Поделиться
Принципиально управление Ту-154 не отличается от современных самолётов: у него также есть педали для управления хвостовым рулём, штурвал, рычаги контроля тяги, авиагоризонт, альтиметр... Вернее, около десятка альтиметров (высотомеров) на двух пилотов: основные, резервные, в метрах, в футах.
Основное отличие — в области электроники. Например, современные лайнеры летают зачастую с двумя пилотами, а экипаж «тушки» — это четыре человека, включая штурмана. Результат работы последнего отражался на вот этой ленточной карте, которая прокручивалась по мере полёта.

Механический аналог современного навигатора
Фото: Артем Краснов
Поделиться
Штурман следил за радиомаяками, вычисляя по удалению и углу текущее положение самолёта, обозначая его для экипажа рычагом-меткой на карте. Сегодня всё это выполняет автоматика на основе спутниковой навигации.
— Но у автоматики есть и минус, — рассуждает Сергей. — Импульс электромагнитной пушки выведет из строя почти всю бортовую электронику современного самолёта, а в данном случае ориентирование происходит по гироскопу, который калибруется в момент взлёта и работает, пока есть питание.

Гироскоп — это раскрученный до чудовищной частоты маховик, который «помнит» направление
Фото: Артем Краснов
Поделиться
В Ту-154 был и автопилот, но не столь автономный, как сейчас: если современный лайнер способен пролететь из аэропорта А в Б без вмешательства человека (с некоторыми оговорками), то автопилот «тушки» всё же требовал настройки на курс в узловых точках маршрута.
Полеты на симуляторе для посетителей проходят в кресле второго пилота справа, куда я и забрался, пробуя увесистый штурвал. От количества приборов, в которых ты ничего не понимаешь, чувствуешь лёгкое унижение, но оно проходит, когда Сергей выезжает по рулёжным дорожкам аэропорта Баландино на взлётную полосу.
— На этом симуляторе можно полетать над многими городами, включая Нью-Йорк, Вашингтон, Москву и Сочи, но для челябинцев, конечно, интереснее всего сделать крюк на малой высоте над Челябинском и найти свой дом.

«Вон там северо-запад и улица Кашириных...»
Фото: Артем Краснов
Поделиться
Трёхмерную модель Челябинска прорисовывали специально для этого проекта, поэтому на ней есть «Синегорье», высотка «Видгоф», ледовая арена «Трактор» и вообще все здания, реки и озёра в периметре кольцевой дороги Челябинска.
Но меня занимает другое: как только самолёт разгоняется до взлетных 280 км/час и отрывается от полосы, я чувствую характерный провал, будто кресло уходит из-под пятой точки. Я понимаю, что никакого провала нет, и даже имитатор вибраций ещё не установлен (но скоро его сделают). Вероятно, мозг воспринимает достоверность происходящего и добавляет кое-какие иллюзии от себя.

Первый пилот — слева
Фото: Артем Краснов
Поделиться
Мы совершаем несколько петель над Челябинском, пролетая над промзоной ЧТЗ, центром города, ЮУрГУ и Шершнями.
— В реальности пилоты стремятся как можно быстрее занять эшелон, потому сразу набирают высоту. И тем более никто не разрешит гражданскому лайнеру летать над Челябинском: это позволено разве что военным. Но мы можем пройти на высоте около 500 метров, — говорит Сергей.
Во время «полёта» удивляет занятость пилота: помимо штурвала он то и дело манипулирует тумблерами и рычагами, и понять логику происходящего весьма сложно.

Протестировать симулятор вместе с Сергеем мы попросили пилота Алексея Игнатова (справа)
Фото: Артем Краснов
Поделиться
Поэтому для оценки симулятора мы пригласили Алексея Игнатова — автогонщика, который получил лётную лицензию. Он занимает место второго пилота, и мы повторяем полёт. Из переговоров двух лётчиков я вычленяю массу новых слов, вроде тангаж, глиссада, интерцепторы, дальний привод. Особенно много терминов сыпется при посадке, и напряжённость процесса такова, что даже в кабине авиасимулятора невольно хочешь пристегнуться. На достоверность работают и звуки: после касания полосы раздаётся надрывный вой турбин, включенных на реверс.
Наше приземление проходит удачно, но успех не гарантирован. Сергей говорит, что симуляция позволяет разбить самолёт, но делать это нежелательно: придётся долго перезапускать программу. В остальном управление настолько приближено к реальному, что, по словам Сергея, даже опытные лётчики отмечают натуральность ощущений. Впрочем, это не всегда плюс.

Приборы ещё работают не все, но информации и так в избытке
Фото: Артем Краснов
Поделиться
Я спрашиваю о впечатлениях у Алексея, которому есть с чем сравнивать.
— Вообще, классно, — говорит он. — Единственное, симулятор получился слишком сложным для обычного человека и даже для пилота, потому что управление у Ту-154 требует долгого изучения, а уровень достоверности здесь достаточно высокий. Если придти на этот симулятор с улицы, то фактически сможешь только чуть-чуть контролировать курс или высоту, не более того — остальное будет делать инструктор. Но, чтобы погрузиться в атмосферу, этого достаточно.
Алексей говорит, что не смог уследить за всеми параметрами, которые должен контролировать пилот «тушки».
— Например, на автомобиле для поворота мы просто крутим руль. На самолёте всё совершенно по-другому: ты должен следить за высотой, креном, скоростью, на некоторых моделях — за скольжением (у Ту-154 для этого есть автомат). Я, например, упускал какой-то из параметров, пока концентрировался на другом. Полёты на таком авиасимуляторе требуют серьёзной подготовки.

Пилот гордится тем, что удалось сохранить «тушку» для потомков
Фото: Артем Краснов
Поделиться
Но Сергей сразу открещивается от роли авиаинструктора:
— Мы не ставим целью научить кого-то летать на самолёте — этим занимаются специализированные школы...
— Которых теперь нет, — иронизирует Алексей, вспоминая ситуацию с «ЧелАвиа».
— Мы хотели дать людям, увлеченным авиацией, возможность погрузиться в полёт на Ту-154, ощутить его в мельчайших деталях, — продолжает Сергей. — К нам уже приходило несколько пилотов и просто специалистов, которые имели дело с Ту-154 в реальной жизни. Они садятся на место пилота и первые несколько минут просто гладят штурвал, приборы, рычаги. Для них это словно машина времени.

На таких маневрах лучше придерживать съеденный завтрак руками
Фото: Артем Краснов
Поделиться
Познакомиться с авиасимулятором могут все желающие, но цены высокие: полётный час стоит
Я выхожу из кабины с чувством лёгкого головокружения. Во время полёта в полутёмной кабине над виртуальным Челябинском мозг работал на полную катушку, пытаясь примирить картинку за окном с данными вестибулярного аппарата. Некоторых укачивает, но в моём случае обошлось.

Куда ни глянь — одни приборы
Поделиться
Сергей планирует работать над авиасимулятором «Крылья советов» и дальше: требуют калибровки некоторые приборы, а ещё нужно повысить реалистичность света фонарей, избавиться от легких подергиваний в боковых окнах и добавить настоящих вибраций.
Страшно подумать, куда нас в итоге заведёт виртуальная реальность, если уже сейчас хватаешься за подлокотник, когда Ту-154 закладывает крен в районе парка Гагарина.
Мы уже рассказывали о профессии летчика на примере Алексея Игнатова. К сожалению, челябинская авиашкола ЧЛУГА оказалась втянута в длительное разбирательство. Но самолёты остаются страстью для многих челябинцев.