RU74
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Челябинске

Погода+9°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +7

2 м/c,

ю-в.

749мм 66%
Подробнее
0 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Город истории «Правду скажут лет через 50»: три очень личные истории родных жертв крушения «Боинга» на Урале

«Правду скажут лет через 50»: три очень личные истории родных жертв крушения «Боинга» на Урале

Близкие пилотов и стюардесс разбившегося в Перми самолёта полагают, что причиной трагедии был теракт

Ровно 10 лет назад, 14 сентября 2008 года, в Перми «Боинг-737» компании «Аэрофлот-Норд» разбился при повторном заходе на посадку, погибли 88 человек. Наши коллеги с 59.ru разыскали семьи пилотов и стюардесс, которых эта трагедия в один миг лишила отцов, мужей, дочерей и сыновей. Рассказываем три очень личные и полные боли истории.

«Сын пошёл по стопам отца»


Жена второго пилота рейса «Боинга-737» Риана Аллабердина 14 сентября приехала в Пермь из Уфы на памятные мероприятия. В столицу Прикамья первые пять лет после трагедии она прилетала ежегодно. В этом году Аллабердины собрались здесь практически всей семьёй. Они поддерживают отношения с близкими других погибших. И до сих пор не верят в официальную версию причины авиакатастрофы. У мужа Рианы Рустама Аллабердина — опытного пилота — общий налёт был более девяти тысяч часов.

Второй пилот того рейса Рустам Аллабердин

— В основном следствие просто списало всё на «человеческий фактор»: на недостаточную подготовку членов экипажа, неспособность командира воздушного судна правильно определить направление крена, отсутствие пространственной ориентировки, — рассказала 59.ru Риана. — Говорили ещё о наличии алкоголя в крови у командира судна. Вообще, нас недостаточно информировали и не дали прослушать бортовые самописцы.

Женщина не верит в версию о том, что командир Родион Медведев был нетрезв, так как перед полётом проверяют весь экипаж.

— Всегда проще свалить вину на погибших, но нужно учитывать и неисправности самолета. Было два дефекта, один из них — неоднократное отключение автомата тяги в полёте, на что постоянно жаловались экипажи этого судна, — вспоминает Риана. — В ту ночь диспетчер отправлял самолёт на три разворота перед посадкой, что говорит о внештатной ситуации на борту и неисправности лайнера.

Утро 14 сентября 2008 года. На место крушения самолёта приехали власти

Рустам хотел стать пилотом с первого класса, вспоминает Риана. Он целенаправленно шёл к своей цели, с юношества занимался парашютным спортом, поступил в Бугурусланское лётное училище, закончил Уфимский государственный авиационный технический университет. Много лет отрабатывал налёт часов на небольших самолётах, освоил английский для повышения квалификации, переучивался управлять «Боингом» в Москве, стажировался в Германии.

— Его сын пошел по стопам отца, сейчас он учится в Ульяновском институте гражданской авиации имени главного маршала авиации Бугаева на авиадиспетчера, — рассказывает Риана. — На самолётах мы летаем, несмотря на перенесённое горе. Думаю, самолёт — всё же самое безопасное средство передвижения. Больше всего летает у меня дочка, она много путешествует. Ещё хотелось бы добавить, что детям неправильно начислили пенсию от Фонда социального страхования в Архангельске, где Рустам был застрахован от несчастных случаев. Сумма немаленькая, мы подавали в суд, но безуспешно. Также под расписку у нас изъяли книжку пилота, сказали, что вернут через месяц, но так мы её и не видели.

«Моя Оля была форс-мажорной девчонкой»


Василий Кучма о своей Оленьке, которая была стюардессой на трагическом рейсе, говорит с гордостью. Опора и надежда родителей. Ей было 25 лет.

В 2008 году Ольге Кучме было 25 лет

— В этом году мы не сможем приехать в Пермь. Сейчас живём в Костомукше в Карелии. Приезжали на пятилетие со дня катастрофы, в 2013-м. Супруга звонила родным стюардессы Яковлевой. Общались с семьёй ещё одного пассажира «Боинга», — рассказывает Василий Кучма. — Когда приезжаю в Пермь на то место, мне тяжело, очень много воспоминаний.

Василий Кучма о причинах трагедии говорит категорично — это не «человеческий фактор».

— Версий было много. Мы сами там были и видели место, куда упал самолёт. Мы не согласны с официальной версией, — подчёркивает Василий Кучма. — Что там на борту творилось, на самом деле никто не знает. Как так — летели-летели и упали? В самом первом репортаже сразу после крушения директор компании «Аэрофлот-Норд» сказал правду, больше такой версии я не слышал нигде. Ему задали вопрос о причинах: был теракт или не было теракта? Он пожал плечами и сказал: «Вы сами понимаете, воронки от удара нет, ничего нет». Даже не осталось фрагментов кресел… О чем это говорит? Там стоял завод. Я считаю, это похоже на захват самолёта. «Боинг» направлялся на завод. Почему они сразу не сели? Якобы пилот был пьян… Совсем офонарели люди, чтобы пить в полёте и не посадить самолет. Железная дорога осталась целая, никаких повреждений от «удара». Почему? На пути упали лишь обломки. Все столбы и все провода целы. Если бы самолет упал, он бы собрал все эти столбы в кучу. Упали просто осколки. Есть видеозапись камеры с девятиэтажки, на которой видно сначала вспышку. О чем это говорит? Самолёт не упал, ему помогли упасть.

Обломки самолета были раскиданы по железной дороге, но сами пути не пострадали

По словам Василия Кучмы, семьи погибших неоднократно обжаловали выводы авиационной комиссии. Было возобновлено расследование. Но в марте 2014 года его закрыли — «в связи со смертью виновного лица — командира воздушного судна Родиона Медведева, обвиняемого по части 3 статьи 263 УК РФ "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть более двух лиц"»

— Потом всё стихло. И вот звучат официальные выводы — «виноваты пилоты», «они запутались в пространстве». Вот на этом и остановились, — продолжает мужчина. — Я был на месте падения. Я сам водитель, всю жизнь проработал с техникой. Представьте, если даже игрушку выбросить с самолёта, образуется воронка. Самолет весит 65 тонн. А от его «падения» ни малейшей ямки. Ничего. Даже не было сгоревшей травы... Да, я до сих пор летаю на самолётах. Знаете, нет смысла бояться. Они падали и падать будут... Что ещё об этом говорить.

Ольга Кучма родилась в Костомукше. В Петербурге закончила курсы стюардесс, но остаться там не захотела. Уехала работать в компании-«дочке» «Аэрофлота» в Шереметьево в Москве.

— Оля сначала в Петербурге училась в университете мировой культуры. Она всерьёз занималась восточными танцами, — вспоминает отец. — Она у меня была девчонка форс-мажорная. Ничего не боялась. И с парашютом прыгала. Был однажды разговор. Оля сказала: «У меня для вас сюрприз». Мы не сразу узнали, что она курсы бортпроводниц окончила. Сначала она работала секретарём на заводе. А тут вдруг нам такое выдала. Не хотела работать в этой балтийской целлюлозе. Как я отреагировал? Запретишь — будет винить, что не дали сделать свой выбор. Я никогда детям ничего не запрещал. Ни сыну, ни дочке.

Стюардессой Оля проработала всего семь месяцев.

— Вышла из отпуска, съездила в Болгарию, и первый рейс выпал на «Боинге-737», — вспоминает Василий Кучма. — Он и стал последним. Перед этим рейсом мы с ней договорились по телефону, что один из её следующих рейсов будет в Анапу, и я тоже туда прилечу. «Ну вот и хорошо, — ответил я. — Там встретимся. Ещё успеем искупаться в сентябре. Бархатный сезон». Вот и встретились... Она у меня была хулиганка, боевая, как поётся в песне «Я вот такая девчонка и больше никакой другой не хочу быть». Она ничего не боялась. Добивалась всего сама. Ходила в турпоходы с детства. Мы на рыбалку боялись ходить в морозы, а она — на лыжи и вперёд по тайге. Потерять родного человека не дай Бог. Время не лечит. Боль не утихает.

«Дочь полетела вместо другой стюардессы, которая заболела»


Антонина Норицына из Архангельска прилетела в Пермь этой ночью. Её дочь Тамара была стюардессой на рейсе «Боинга-737».

Мама Тамары рассказывает: девушка была заводной, открытой, её очень любили

— Приезжаем не каждый год. Последний раз были пять лет назад, — начинает рассказ Антонина Норицына. — В этом году я обязательно решила съездить. У меня онкология... Когда мы прилетели в Пермь в первый раз — это было в 2008 году, я общалась с женщиной с Украины. Её муж тоже погиб в том рейсе. У неё в высших инстанциях родственники сообщили, что это был теракт. А разгласят это лет через пятьдесят. И этой информации я верю. Никак не мог лётный состав быть пьяным. Возможно, были неисправности в самолёте. И эта версия тоже гораздо правдоподобнее.

По словам женщины, связь с некоторыми семьями погибших она поддерживает.

— Эти годы я общаюсь с женой второго пилота Рустама Аллабердина. Знаю, что у командира, пилота Родиона Медведева жена, она сама стюардесса, незадолго до этого рейса родила. Мы с ней виделись всего один раз, — рассказала Антонина. — На пятилетии я была в Перми, общалась с родственниками пассажиров. Эта встреча была очень теплой. Это было человеческое отношение. Сам мемориал в виде 88 каменных колонн мне нравится, сделали достойно. Еще одна стела стоит на Северном кладбище. Там капсула, в которой лежит горсть земли с места трагедии.

Такой стихийный мемориал появился на месте трагедии через несколько дней

Тамара Норицына работала стюардессой меньше двух лет. Она только закончила экономический факультет, параллельно выучилась на бортпроводника в Архангельске.

— Я всю жизнь работала в аэропорту на складе по перевозкам, дочки ко мне приходили, — вспоминает Антонина. — Потом стали там подрабатывать. А Тамара даже самолёты пошла мыть, лишь бы быть ближе к авиации. Она очень хотела летать, говорила об этом много раз. В институте и школе Тамара у меня была заводилой, очень её любили. Открытый человек. Моя младшая дочь сейчас тоже работает в аэропорту — начальником смен.

После курсов стюардесс Тамара поехала на повышение квалификации в Германию. Там успешно прошла стажировку. Работала на тренажёрах.

— 11 сентября она проводила меня. Я уезжала в отпуск на юг. А она должна была на другой день уехать в Москву в командировку на неделю, — вспоминает женщина. — Но напарница заболела, и дочку поставили на этот рейс. С этой стюардессой мы не общаемся. На прощании, отпевании, говорят, была и плакала. Винила себя.

По этой «взлётной полосе» идут сегодня родственники погибших к часовне рядом с местом падения самолета
Вероника Свизева
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления