Троицкая и Южноуральская епархия в Челябинской области раскололась на две части. Верующие взбунтовались против епископа Пармена. Он предложил перенести из села Чудиново тело Евдокии Маханьковой — умершей в 1948 году жительницы Октябрьского района. Верующие считают её святой и рассказывают о совершаемых Дуняшей чудесах, к её могиле ездят целые автобусы с паломниками. И идея переноса мощей в другой район вызвала у них негодование. Прихожане дежурят на могиле днём и ночью, рядом выставлены посты полиции. Вмешалась в ситуацию и прокуратура. Что сегодня происходит в Чудиново — в репортаже 74.ru.
В Чудиново мы приезжаем рано утром — в 06:30. Село уже не спит, на улочках появляются люди. Церковь находим быстро — колокольню видно издалека. И на развилке спрашиваем у мужчины на велосипеде, как проехать на кладбище. Он без лишних вопросов машет рукой в нужную сторону: «Езжайте прямо». Через пару минут видим вдалеке кладбищенскую оградку, скопление машин перед калиткой на входе и десяток людей. Выясняется, что многие дежурят здесь уже часа полтора, остальные приехали ещё накануне вечером.
— Конечно, мы против переноса мощей, — объясняет нам прихожанка Светлана. — Место само — Чудиново, от слова «чудо» — не зря же оно здесь выбрано. Понятно, что Дуняша его прославляет. Отсюда её ни в коем случае забирать нельзя.
Светлана рассказывает: она стала одной из первых прихожанок храма в селе Чудиново — ездить сюда начали сразу, как только начались работы по восстановлению. Тогда других действующих церквей в Октябрьском районе не было, а разговоры о чудесах Дуняши уже начались.
— Здесь все с личными историями, все до одного, — горячо говорит Светлана. — Нет никого, кто просто так, из праздного любопытства здесь. Кому здоровье вернула, кому... У нас по работе, например, была неприятность. Машину у нас угнали с техникой. По молитве Дуняшиной машину нашли и технику всю. Так что просто даже в таких бытовых вопросах [помощь есть]. Милиция не могла помочь, а Дуняша помогла. Понятно. Господь всё по вере подаёт — исцеление и скорбь.
Рассказывает нам Светлана и историю Дуняши, в жизни Евдокии Маханьковой. Её мама умерла рано, отец женился снова, но мачеха к девочке относилась не слишком по-доброму. Долгие годы Дуняша страдала, уточняет жительница Октябрьского района, а теперь помогает другим страдальцам.
— Мы ехали сейчас по дороге. Её молитвами и район поднимается, и заброшенные земли распахиваются, — продолжает Светлана. — В прошлом году тут рядом засеяли поле льном. Это ведь Дуняша сама в детстве сиротой убирала лён. С тех пор не сеяли льна в районе. В прошлом году первый раз посеяли лён. После неё всё начинает возрождаться.
К могиле Евдокии Маханьковой по кладбищу ведёт протоптанная тропа. Потеряться здесь невозможно — перед местом захоронения верующие поставили деревянные кресты, а прямо над ним — пластиковый купол. Там можно укрыться от дождя или снега в плохую погоду. Внутри и снаружи действительно застаём ещё несколько женщин. Одни читают молитвы, другие наводят внутри купола чистоту. Нам женщины бодро сообщают: дежурили на могилке со вчерашнего вечера, чтобы не допустить переноса мощей.
— Дунюшка помогает нам всем! Я просила для дочери. Зять у меня хороший, двое внуков, — рассказывает нам жительница села Октябрьского Любовь Петрова. — Скоро помощь идёт, судьбы меняются.
Женщина уточняет, что к могиле Евдокии Маханьковой ходят не один десяток лет, причём пешком — прямо из села Октябрьского.
— Тут 36 километров по трассе и 25 — по прямой. С мамой ходили вместе. Маме 80-й год, а она не отставала, — объясняет Любовь Петрова. — В пять утра к Дунюшке выходим и до вечера ползём. Где присядем, поедим, чаю попьём. А как-то автобус остановился и стоит. Мы подходим — там батюшка, с Карталов едут. Он мне на голову руку положил — благословляет — и говорит: «Обратно пешком пойдёте, садитесь». Маме руки отогревает! Уже снег летел.
С удовольствием делится Любовь и историями о чудесах, совершаемых Дуняшей.
— Мы идём, а одна женщина говорит: «Камушки были. Я к Дунюшке пришла, батюшке на исповеди плакала, что меня на операцию готовят, УЗИ [делали]. А он мне сказал, чтобы я причастилась, после причастия идёт помощь. Плакала после причастия, а домой приехала — ничего не болит. Близкие сказали, чтоб платно УЗИ сделала. Я сделала — ничего нет, всё чисто», — рассказывает нам Любовь. — У неё даже медицинские бумажки, справки, что излечение от Дунюшки.
— Мы Дунюшку не отдадим! — бойко заявляет ещё одна паломница, выглянув из шатра над могилкой. — Она сама так хотела. В Чудиново она родилась, детство тут провела.
Прихожане рассказывают: о том, что мощи Дуняши собираются у них забрать, узнали накануне и тут же договорились защищать могилу до последнего. Говорят, что похоронить её в Чудиново просила сама Евдокия Маханькова перед смертью, а ещё сказала, чтобы к ней все приходили со своими бедами.
— Вы меня не будете видеть и слышать, а я буду вас видеть и слышать, — цитируют женщины слова святой.
— Зачем всё это? Я считаю, кому нужно к Дунюшке, он приедет. Хорошо, увезут её в Троицк, как они говорят. Городские смогут туда поехать, а наш околоток останется вообще [ни с чем], — рассуждает прихожанка из Чудиново. — Мы же не претендуем на мощи Ксении Петербургской!
— У нас племянница заболела, и заболела серьёзно — онкология, — добавляет её сестра. — Это был крик души, пошли мы к Дунюшке. Ходили, на коленях просили. Можете считать, что это моё воображение, но стояли мы на коленях, плакали, молились, а когда вышли от Дунюшки, полетела бабочка. Красивая такая, большая! А было время не для бабочек — весна. И у меня в мыслях было: «Оля будет жить». И Господь дал Оле [здоровье].
Среди тех, кто ощутил заступничество святой, есть и мужчины. Владимир Ярин рассказывает — с самого детства о чудесах и Дунюшке ему рассказывала бабушка, а затем и он сам обращался к Евдокии Маханьковой за помощью.
— Я работал директором крупного совхоза и приезжал сюда, к Дунюшке, — рассказывает Владимир Ярин. — Я никакого решения не принимал, прежде чем с ней не посоветуюсь. Приеду, помолюсь — решение приходило очень хорошее. И я всегда приезжал советоваться.
До четырёх утра, рассказывают прихожане, на кладбище с ними был и отец Иоанн — настоятель Свято-Вознесенского храма в селе Чудиновском. Сейчас он ушёл отдохнуть, а женщины остались дежурить. За порядком на кладбище следят полицейские, здесь же дежурит прокурор Октябрьского района.
— На данный момент какие-либо официальные документы, подтверждающие разрешение на эксгумацию, нам не предоставлены, были только телефонные переговоры, — рассказывает Вячеслав Гаврилов. — Со слов епископа Троицкого известно, что сегодня мероприятие [по эксгумации] планировалось. Кроме того, поступило его обращение на имя главы района о том, что будет проводиться изъятие мощей сегодня с территории кладбища села Чудиново и перенос в Увельский район.
Такого обращения, уточняет прокурор, для эксгумации точно недостаточно. Любое вскрытие могилы должно быть санкционированным.
— Определённая процедура существует. Она регламентирована федеральным законодательством. Есть санитарно-эпидемиологические требования, согласие Роспотребнадзора обязательно требуется, разрешение органов местного самоуправления — администрации поселения, — перечисляет Вячеслав Гаврилов. — С нашей точки зрения, законных оснований для этого действия в настоящее время не имеется. Необходимо также учесть, что Дуняша в настоящее время не канонизирована. То есть она — обычное физическое лицо, её тело покоится в земле, и оснований для его изъятия сейчас не имеется. Ситуацию мы будем держать на контроле.
В половине восьмого на площадке перед входом на кладбище начинается суматоха. Подъезжает отец Дмитрий из Верхней Санарки. На могиле Дуняши его видели часто, но в этот раз ситуация непростая — священник стал посланником Троицкой епархии. Именно там, по словам прихожан, и планируют «захват мощей» — хотят перевезти в возрождаемый в Увельском районе монастырь.
Собравшимся прихожанам делегат Троицкой епархии заявляет — повода для волнений у них нет. Выкапывать тело Евдокии Маханьковой никто сегодня не будет. А конфликт возник на ровном месте из-за того, что стороны друг друга недопоняли.
— Сейчас готовится материал для прославления, — рассказывает нам чуть позже отец Дмитрий. — Мы с 2001 года над этим работаем. Сбор материалов подразумевает под собой определённые действия. Сбор жития — жизнеописания человека, максимально достоверного. Сами знаете, всё это зачастую обрастает историями полусказочными. Нужно, чтобы максимально трезво, здраво, взвешенно всё было. Потом собираются живые свидетельства уже наших современников о проявлениях чудесного участия. Плюс в зависимости от ситуации сложно сказать... Необходимо и экспертное участие, судебно-криминалистическая экспертиза в отношении останков. В свидетельство того, что они соответствуют описанию человека. Здесь очень плотно друг к другу находятся могилы, очень легко перепутать одну с другой. Череп берёшь — на костях есть деформации определённые. Почему и важно жизнеописание, были ли переломы, травмы — чтобы сопоставить.
— Хотите сказать, эксгумация останков — это часть процесса канонизации? — переспрашиваем мы.
— Это не обязательный вопрос, но иногда требуемый, — кивает отец Дмитрий. И тут же напоминает — сегодня извлекать останки никто не будет. — Я вот сейчас достану лопату и буду копать? Нет. Я один приехал сюда, чтобы внести ясность как представитель епархии. Можете в уазик заглянуть. Конечно, там у меня лопата есть, потому что это внедорожник, я езжу на нём по полям.
При этом священник не отрицает, что разговоры о переносе мощей Евдокии Маханьковой в монастырь в Троицкой епархии действительно идут.
— Место, конечно, приготовлено. Предварительное решение принято, — заявляет отец Дмитрий. — Но для перезахоронения нужно выполнить правовые нормы. И заниматься этим должна организация, имеющая соответствующую лицензию.
Учесть при этом, уверяет нас священник, епархия собирается и мнение прихожан.
— Церковь — это всё-таки собрание людей. Предварительные решения должны быть приняты, а потом они выносятся на суд людей. А не так, что мы собрали базар какой-то, флагами помахали и разошлись, ничего не сделали. Должен же быть определён какой-то вектор, последовательность действий, — уточняет отец Дмитрий. — Какая у нас цель на сегодня? Подготовить материал для канонизации.
Собравшимся на кладбище прихожанам священник предлагает вместе помолиться и проходит к месту захоронения Евдокии Маханьковой. Но стоит только начать богослужение, как на кладбище появляется отец Иоанн — настоятель чудиновского храма, — и конфликт резко обостряется.
— И не стыдно тебе? Или ты уже совесть потерял? — гневно спрашивает отец Иоанн представителя Троицкой епархии. Но тот продолжает читать молитву.
— Ты посмотри, насколько бесстыдный, насколько наглый! — поворачивается отец Иоанн к своим прихожанам.
— Наглый, наглый! — подтверждает кто-то из толпы. — Пришёл и читает тут.
— Пришёл панихиду служить! — продолжает отец Иоанн. — Кому ты пришёл панихиду служить?! Я тебя спрашиваю. Если ты хочешь её увезти, у тебя это не получится. Она при жизни ещё сказала: «Вот здесь меня похороните». Ты не боишься, что у тебя руки отсохнут? Это ведь было с людьми!
— Уезжайте с богом! Уезжайте с миром! — всё громче и громче начинают требовать прихожане.
Вмешиваться в конфликт приходится прокурору. Он предлагает отцу Дмитрию проехать в администрацию района, чтобы обсудить ситуацию. В итоге через несколько минут посланец Троицкой епархии уходит, а местный священник начинает проводить службу заново.
— Это Господь через журналистов всё разрешил, — благодарно говорит нам одна из прихожанок.
Зачем переносить мощи в другое место, многие верующие искренне не понимают, у других есть своя версия об этом.
— Видите, как. Сюда народ ездит, — объясняет нам источник из окружения священника. — А там, как я понял, Красносёлка от дороги недалеко, строят монастырь, привозят Евдокию — и народ пошёл. Просто сидят и считают деньги. Это чисто бизнес.
Отчасти эту версию подтверждает и сам отец Иоанн.
— Меня уже стали упрекать. Вот, ты здесь не строишь никаких зданий, не строишь никаких помещений, чтобы люди приезжали к Дунюшке и чтобы у них был ночлег, — рассказывает чудиновский священник. — Но я-то взял крест и Евангелие, я-то не строитель. Здесь строить, в деревне, — и средств нету, и народу нету. Как я могу построить здесь эти хоромы? Вот и решили перевезти в другое место, где хоромы, где стройка. А больше-то я не могу понять, для чего. Самое-то главное — что они хотели с игрушкой этой сделать. А ведь она всё-таки святая. Пускай они в это не верят, но тут было много чудес.
А чем, по-вашему, закончится этот конфликт?
Дежурство на кладбище священник и его паства собираются продолжать. Прихожане боятся, что изъять из могилы мощи представители епархии попытаются без оформления необходимых документов и под покровом ночи.
— Спасибо, что помогаете нам. Дайте обниму вас, — заявила одна из женщин и действительно обняла нас на прощание.
Знаете подробности этой истории? Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.