Город Челябинцы заявили о списаниях с карт Сбербанка. Разбираемся, как не потерять деньги

Челябинцы заявили о списаниях с карт Сбербанка. Разбираемся, как не потерять деньги

Истории горожан, которые стали жертвами мошенников, и советы экспертов — в материале 74.RU

В Сбербанке утверждают, что постоянно совершенствуют систему безопасности, но истории о списании денег с карт клиентов не заканчиваются

После публикации о матери двоих детей из Челябинска, которая лишилась денег на кредитной карте Сбербанка, в редакцию 74.RU поступило сразу несколько писем от жителей города, чьи сбережения тоже увели мошенники. Читатели пожаловались, что с их банковских счетов списали десятки тысяч через сервисы «Яндекса» и интернет-магазин Wildberries, а чьи-то средства ушли на оплату покупок в брендовых магазинах и бронирование отеля. Но, судя по всему, сервисы тут ни при чём. Мы разобрались с экспертами, что происходит и как не оказаться с пустым счётом.

«В произошедшем виню только банк»

В феврале со счёта Елены ушло 7 тысяч рублей. О списаниях челябинка узнала рано утром, когда пришли уведомления. Карту она тут же заблокировала. Женщина утверждает, что не получала СМС с кодом подтверждения.

— Списания были в пользу сервисов «Яндекса» — «Яндекс.Еда» и «Яндекс.Такси». Данными сервисами вообще никогда не пользовалась, заказы не делала, — написала Елена. — Стала смотреть информацию в интернете. Оказывается, я такая не одна. И еще в СМИ было написано, что у сервисов «Яндекса» нет двухэтапной аутентификации платежей, и поэтому таких мошенничеств много.

Челябинка написала заявление в полицию, а через некоторое время вспомнила, что оплачивала билет в театр через «Яндекс.Медиасервис». Спустя месяц и произошло списание за еду и такси.

В пользу того же сервиса списали деньги с карты Людмилы. Женщина лишилась двух тысяч рублей:

— Тут же позвонила в Сбербанк. Карту заблокировали, деньги, сказали, не вернут. Теперь не знаю, что делать. Кредитная карта выручала. Да и где гарантия, что с дебетовой не снимут?

Пострадавшие задаются вопросом — может ли кто-то из работников «Яндекса» быть причастным к списанию денег? Но в компании опровергли эту информацию и объяснили почему.

— Ни один из сотрудников «Яндекса» не имеет доступа к личным платежным данным пользователей. В целом это единичные случаи и в Челябинске, и в России, — прокомментировали в пресс-службе «Яндекса». — Как и банки, мы рекомендуем нашим пользователям никогда и никому не передавать реквизиты карточки и CVV код, чтобы исключить проблемы с недобросовестным использованием средств. Но если у мошенников оказывается доступ к информации о банковских картах и они используют эту информацию для поездок в такси, каждый такой случай расследуется, и наша служба безопасности оказывает всю необходимую помощь полиции в поисках злоумышленников.

Эксперты считают, что в этом случае речь может идти об одном из самых популярных в последнее время способов «развода» — онлайн-лотереях или тестах наподобие «Ответь на 10 вопросов и получи тысячу рублей». Схема такова, что пользователи открывают ссылки, проходят тесты, а потом указывают данные банковских карт, потому что мошенники обещают перечислить туда вознаграждение. В итоге деньги никто не отправляет, наоборот, все сбережения со счёта пропадают. Эти деньги выводят через популярные сервисы и интернет-магазины, потому что обналичивать крупные суммы не позволяет система безопасности банка.

С карты ещё одной челябинки Виолетты деньги ушли через интернет-магазин брендовой одежды и платформу по бронированию отелей. Сумма платежей составила 37 тысяч рублей. Ещё одну операцию мошенники провести не смогли, потому что был запрошен код.

— Списание произошло поздно вечером, СМС-сообщения о списании я не увидела, потому что в момент, когда они пришли, разговаривала по телефону. Данные о списании обнаружила только на следующий день, сразу заблокировала карту, написала заявления в банк и в полицию, — рассказала Виолетта. — Там сразу сказали, что деньги не вернут. Обратилась в интернет-магазины, куда ушла оплата, объяснив, что ничего не заказывала и не оплачивала. Мне пришли ответы, что нужен официальный запрос от правоохранительных органов. Через несколько дней я снова пошла в полицию, выяснилось, что моё дело как лежало, так и лежит на полочке, следователя для рассмотрения дела не назначили, чего ждут — непонятно. До сих пор никто не перезвонил.

Через несколько дней со счёта челябинки пытались оплатить билеты, но карта уже была заблокирована. Как в банке, так и в правоохранительных органах Виолетте, по её словам, сказали, что деньги, которые уже были списаны, не вернут.

— Для меня сумма в 37 тысяч является очень значительной, и я не знаю, куда обращаться и как действовать, потому что со стороны полиции и банка — полное бездействие, — подчеркнула женщина. — Магазины, которым оплата ушла, готовы идти навстречу и сотрудничать, но наши правоохранительные органы просто не заинтересованы в раскрытии дела. Как мне быть, как поступить? Просто отчаялась, потому что никак мы не защищены. Слава богу, что не списали весь кредитный лимит на сумму 300 тысяч. В произошедшем виню только банк, потому что я считаю, что произошла утечка информации с их стороны, так как я никому не давала никаких данных и крайне редко пользуюсь кредитной картой, последний раз это было в ноябре.

Около 30 тысяч рублей ушло со счёта другой челябинки — Екатерины. Женщина одна воспитывает дочь и временно не работает из-за болезни ребёнка.

— Банком перевод был подтверждён в два часа дня, а СМС со сменой паролей пришли с опозданием в пять часов. Если бы оповещения я получила вовремя, то можно было бы остановить транзакции, — пожаловалась Екатерина. — В отделении полиции оставлено заявление, но со мной на связь они не выходят уже почти два месяца. На письмо-претензию банк прислал СМС с отказом, что не видят своей вины.

Ещё большую сумму — 100 тысяч рублей — списали с кредитной карты Сбербанка пенсионерки. Её деньгами оплатили покупки в интернет-магазине Wildberries.

— Просили только код подтверждения, звонили с номера 900, сказали, что сейчас происходят подозрительные операции по вашей карте, чтобы приостановить это, сообщите код, — сообщила читательница. — Звонки были с номера 900, поэтому ничего не заподозрила. Полиция приняла заявление и пожелала удачи в погашении кредита, в Сбербанке, несмотря на страховку, тоже сказали, что они ничем не могут помочь. Сейчас дело на рассмотрении. А Wildberries отказался приостановить операцию и не выдавать товар.

В официальном ответе на запрос 74.RU представители торговой площадки подчеркнули, что клиент самостоятельно передал личные данные мошенникам, представившимся сотрудниками службы безопасности банка. Женщине порекомендовали написать заявление о мошенничестве в правоохранительные органы.

— Мы предпринимаем все необходимые меры для того, чтобы свести к минимуму риск незаконного списания средств с карт покупателей: регулярно проводим проверку своей информационной системы на соответствие стандарту безопасности PCIDSS, который подтверждает безопасное хранение данных о платежных картах клиентов на стороне нашего интернет-магазина, — прокомментировали в Wildberries. — Также мы призываем всех покупателей, столкнувшихся с фактом незаконного списания средств с банковских карт, обращаться в МВД для предотвращения распространения мошенничества.

В полиции сообщили, что по заявлениям челябинки, у которой списали 100 тысяч через Wildberries, и ещё одной жительницы города, лишившейся 30 тысяч рублей, возбуждены уголовные дела: в первом случае — по статье «Мошенничество», во втором — «Кража с банковского счёта».

— О принятом решении заявительницы были уведомлены. Эти преступления относятся к категории сложных, и в рамках расследования уголовного дела нужно сделать несколько специальных запросов, — пояснили в городском управлении МВД. — Кроме того, денежные средства могут переводиться с одного счета на другой, и отслеживание этих операций также требует времени. Сотрудники полиции проводят мероприятия, направленные на установление лиц, причастных к совершению преступлений. Мы просим челябинцев никому не сообщать реквизиты своих банковских карт.

Ещё одно уголовное дело — по статье «Мошенничество с использованием электронных средств платежа» — возбудили в Миассе. Полицейские сейчас выясняют, при каких обстоятельствах с карты Виолетты исчезли 37 тысяч рублей.

— Полицией проводятся мероприятия, направленные на установление и задержание лиц, причастных к данному противоправному деянию, — отметили в пресс-службе ГУ МВД России по Челябинской области. — Большая часть денег потерпевшей возвращена.

«Фантазия мошенников практически неисчерпаема»


Аналитик группы компаний Алексей Корнев считает, что кредитные учреждения и правоохранительные органы не успевают разрабатывать механизмы защиты.

— На самом деле фантазия мошенников практически неисчерпаема, и соревнование между теми, кто пытается облапошить наивных сограждан, и правоохранительными, а также профильными контрольными органами, борющимися с жуликами, будет вечным, — прокомментировал эксперт. — Как только появляется очередная схема отъёма денег у населения, правоохранители, Банк России, кредитные учреждения разрабатывают механизмы противодействия и оперативно оповещают россиян о том, чего следует опасаться. Но не проходит и нескольких недель, как появляется очередная схема, направленная на обман честных потребителей.

По словам Алексея Корнева, мошенники активно используют приёмы психологии. Чаще всего они играют на страхе клиента потерять деньги и рассчитывают на то, что он, не думая, примет решение.

— Чаще всего злоумышленниками с успехом применяются схемы, где жулики выманивают по телефону у наивных граждан ПИН-коды и номера их банковских карт или иными способами вынуждают переводить самостоятельно свои денежные средства в карман мошенников, — объяснил аналитик. — Зачастую человеку просто не дают опомниться, заваливая его горой информации, сопровождающейся сложной и непонятной для него финансовой терминологией, что только сильнее запутывает жертву. Одной из новых комбинаций, появившейся сравнительно недавно, стало использование звонков на телефон жертвы якобы от имени банка с сообщением, что его банковский счет по той или иной причине должны закрыть, но для того чтобы спасти свои деньги, их надо перевести на некий временный «специальный» счет, который на самом деле, конечно, является счетом самих злоумышленников. И перепуганные граждане зачастую действительно самостоятельно переводят свои накопления на счет преступников.

Собеседник 74.RU добавил, что главное правило, которое нужно запомнить, — банк (ни один, даже самый маленький) никогда не будет требовать по телефону от клиента каких-либо его персональных данных и уж тем более не попросит перевести денежные средства на некий «специальный» счет:

— В случае поступления такого звонка самое правильное — вообще повесить трубку и не отвечать. Поверьте, этого будет достаточно, чтобы мошенники отвязались от вас и даже не пытались перезвонить. Но если вас всё же мучают сомнения, то свяжитесь по телефону с представителем банка самостоятельно и уточните, что за странную такую операцию вам предлагали совершить.

В Сбербанке подтвердили, что сотрудники кредитных учреждений никогда не просят совершать каких-либо операций с картой. Кроме того, они всегда обращаются к клиенту по имени и отчеству. В банке напомнили ещё несколько важных правил:

— Не переходите по подозрительным ссылкам, которые могут прийти на телефон или электронную почту. Устанавливайте на свои гаджеты актуальные антивирусные программы и используйте только официальные банковские приложения. Подробные рекомендации содержатся на сайте Сбербанка Sberbank.ru в разделе «Ваша безопасность».

На вопрос 74.RU о количестве жалоб на незаконные списания с карт и динамике подобных обращений за последнее время Сбербанк не ответил. При этом в кредитном учреждении подчеркнули, что постоянно блокируют новые угрозы и используют самые современные средства защиты.

— Технологии безопасности защищают деньги на вашей карте при платежах в магазинах и в интернете. Однако самая надёжная защита — это осведомленность, бдительность и осторожность самих клиентов, соблюдение ими простых правил финансовой безопасности, — прокомментировали в Сбербанке. — Для дополнительной защиты средств мы рекомендуем воспользоваться услугой страхования банковских карт, которая поможет вам в случае кражи, потери или случайном повреждении карт, кражи наличных денег после того, как вы снимете их в банкомате (страховка действует в течение двух часов после снятия), получения карты или ПИН-кода третьими лицами в результате применения насилия или угроз.

Столкнулись с похожей ситуацией? Пишите нам на почту, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в любом мессенджере по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления