Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Челябинского государственного университета подвел итоги работы по повышению доступности и качества инклюзивного высшего образования в вузах Челябинской, Свердловской и Курганской областей в 2020 году.
РУМЦ ЧелГУ в этом году особое внимание уделил работе с обучающимися с инвалидностью, консультационному и информационно-методическому сопровождению специалистов вузов, в том числе использованию дистанционных образовательных и ассистивных технологий.
В этом году к партнерской сети ЧелГУ присоединились пять вузов. Теперь она включает 32 вуза-партнера, 13 организаций из которых находятся в Челябинской области, 16 — в Свердловской, 3 — в Курганской.
За год специалистами РУМЦ проанализированы потребности и проблемы обучающихся с инвалидностью и преподавателей. Основными являются вопросы материально-технического оснащения, мотивации и самоорганизации студентов, а также преподаватели отмечают недостаточное количество часов на реализацию образовательного процесса.
В условиях распространения новой коронавирусной инфекции и перехода вузов на дистанционный формат обучения одной из важных задач для ресурсного центра стала разработка методических рекомендаций по организации образовательной деятельности с применением дистанционных форм и требований по обеспечению доступности цифрового образовательного контента в онлайн-курсах для лиц с различными видами нарушений здоровья.
Особое внимание в 2020 году было уделено обучению сотрудников и студентов из вузов-партнеров по программам дополнительного образования. 138 человек из 14 вузов освоили программу «Организационные и психолого-педагогические основы инклюзивного высшего образования». По программе повышения квалификации «Подготовка экспертов чемпионата профессионального мастерства "Абилимпикс" в области коррекционной педагогики, специальной психологии и реабилитологии» обучение прошли 23 человека. Большим спросом уже несколько лет пользуется программа «Инклюзивное волонтерство в университете». В этом году 86 студентов из 19 вузов-партнеров освоили новые компетенции в сфере инклюзивного взаимодействия.
Несмотря на ограничения, введенные из-за пандемии коронавируса, и перевод мероприятий в онлайн-режим, более 50 студентов ЧелГУ и вузов-партнеров приняли участие в конкурсах профессионального мастерства «Абилимпикс» и «Профессиональное завтра». Более 80 школьников и студентов СПО, имеющих инвалидность, стали участниками профориентационных мероприятий, организованных РУМЦ ЧелГУ, ребята прошли тестирование и получили консультации специалистов по профессиональной ориентации и планированию карьерной траектории.
В 2021 году в планах у ресурсного центра реализация программы повышения квалификации для кураторов практик, в том числе представителей работодателей, которые имеют возможность принимать на практику обучающихся в вузах-партнерах лиц с инвалидностью.