![](https://n1s1.hsmedia.ru/11/70/da/1170dad1328a47b413259d8aba0fd78a/656x434_1_01e353151a4fe55a580f1014da8bb355@1997x1320_0xIyISJQr7_6721704902613229489.jpg.webp)
Так случилось, что при строительстве водохранилища в Каталонии, основного источника водоснабжения Барселоны, была затоплена окрестная деревня Сант-Рома-де-Сау. Вместе с деревней под воду ушла и уникальная достопримечательность — чудо-церковь Эль-Панта-де-Сау, имеющая более чем тысячелетнюю историю.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/34/8d/21/348d219cdf4bbab8fac7b50aac912773/656x428_1_ab1aff0a812c2941b6bbff548802c616@2000x1303_0x157DJ6yu_1660582723086524639.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ce/5c/e1/ce5ce1482788d5fc8e7f793545d9843d/656x365_1_5461de4000d786bd2fec8849e47b18ad@2344x1302_0xDnqWw342_4985438554616180529.jpg.webp)
Более полувека церквушка играет в прятки. В наши дни над акваторией видны только маковка и шпиль затонувшего собора, к которому можно приблизиться только на лодке. Целиком здание можно увидеть только в период засухи, когда уровень воды в резервуаре заметно падает.
В целях улучшения туристической привлекательности данного объекта был организован международный архитектурный конкурс «Эль-Панта-де-Сау. Маяк культурного наследия».
Организаторы предложили его участникам переосмыслить пространство вокруг достопримечательности. Было предложено сделать церковь архитектурным маяком в самом сердце природного парка в Пиренейских горах.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/97/7a/ff/977aff54c533c4f4291815a9a34ce1e2/656x438_1_1ff2e7034e8605ca7214991286b97826@3000x2000_0xb5TquDJ4_3641198854768146750.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/62/9b/f4/629bf4a4b46b79f08d785958050fd312/656x438_1_1a9996acadc3af920083e592807ebb6b@3000x2000_0xW2Oq93aZ_1461516884481436396.jpg.webp)
На интернациональный конкурс было представлено около 30 проектов участников из разных стран. Включилась в конкурс и команда челябинских архитекторов и представила очень смелое и оригинальное решение. Проектная группа «Урал» решила не ограничиваться идеей домика для созерцания на берегу водохранилища, а представила две версии конструкций, которые дают возможность видеть церковь от фундамента до макушки и гулять возле нее круглый год, независимо от уровня воды.
Архитекторам группы «Урал» удалось в кратчайший срок, меньше чем за пару недель, создать проект, который оказался в лидерах конкурса. Работа проектной группы «Урал» заняла второе место, уступив первое инсталляции китайских коллег «Маршрут к церкви».
![](https://n1s1.hsmedia.ru/bc/03/d9/bc03d9de019e4c6de9e915034d127425/656x373_1_dfa6efc195f4dc5fbafd756857a38cbc@2290x1300_0x3xi5LPjA_1914205719209365873.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/45/12/af/4512af9aac9d2be449b709a44bd5d980/656x372_1_726808981e36f0527cbb6645d3f930e1@2315x1312_0xlMl7tbGJ_8917917524199679213.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b4/3c/df/b43cdfdbd63da9437beb25d45e5b797a/656x383_1_8b881283f3934fc7ffccf6306840b6be@2268x1323_0xlAsT05Km_7446687831286461806.jpg.webp)
В челябинскую команду вошли директор проектной группы «Урал» Максим Купцов, главные инженеры проектов Анна Беляева и Антон Бабешко, а также молодые архитекторы, студенты выпускного курса ЮУрГУ Никита Черепанов и Данил Шапкин.
Вот как объясняют мотивы участия в международном конкурсе фавориты архитектурной гонки и делятся впечатлениями от признания.
— Любому столяру-ремесленнику хочется заказов на индивидуальную, скажем, резную мебель, но гораздо чаще из экономических соображений ему приходится делать табуретки… Но резную мебель-то всё равно хочется делать, — рассказывает директор проектной группы «Урал» Максим Купцов. — Участие в конкурсе «Эль-Панта-де-Сау. Маяк культурного наследия» — это попытка вырваться за рамки обыденного, отвлечься от рутины, от тиражной работы. Отчасти потешить свои творческие амбиции, возбудить воображение, продемонстрировать потенциал команды.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a7/9c/25/a79c25aaf09860618c74fa4be54898e9/656x372_1_3dc7da2dee70dc183530b1c71284a3cf@2326x1316_0xzai4W9TL_7003471170395800318.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/48/c9/d7/48c9d7bf311417b8aa920765fd4c5f37/656x371_1_477ab646ca2a896f7e40b61d73e3c7c5@2325x1314_0xekIueJ3d_8371527765994734330.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/3a/1f/fd/3a1ffd591163718cd9e0dd7f4dfd1759/656x371_1_eb3701a1de27e366681cbfb621b2e696@2307x1304_0xU2fwpgyv_5703022847335998163.jpg.webp)
— Подобные конкурсы — это расширение границ нашего профессионального уровня. Большинство текущих объектов компании — типовые и довольно простые с позиции нашего опыта. Нестандартные миссии расширяют профессиональные горизонты, будят фантазию. А победа в конкурсе дает понимание того, что мы движемся в верном направлении и Челябинск — не такое уж захолустье. Здесь могут появиться архитектурные проекты достойного уровня, — отмечает главный инженер проектной группы «Урал» Анна Беляева.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/29/4f/e3/294fe33770da14907d162d40bd996a26/656x468_1_8c5f06cef9f3450591dbd206c38a46d9@2998x2138_0x1UTDu0au_8989590316887129775.jpg.webp)
— Перед нами стояла задача — создать туристический кластер — здание для медитаций и релаксации в пространстве парка с водным объектом и собором. Задача, прямо скажем, нетривиальная. Поскольку церковь не просто стоит, а стоит под водой. И это не просто церковь, а церковь XI века. Изначально возникла идея осушить территорию вокруг храма, чтобы люди могли видеть постройку независимо от сезона. Мы думали, поставим дамбу, осушим небольшой участок, и всё, — комментирует архитектор проектной группы «Урал» Никита Черепанов.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/68/5a/1d/685a1dd72bc8b23265ed212ba00a1a71/656x494_1_f26873410d1854d8388676684fdd0f33@1780x1339_0xLehLcpRg_8663974597348929152.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d3/61/3f/d3613f673b03ccdf6303c91d0403348f/656x373_1_93cc6d0f446c38d8de71ebde6a420433@2336x1325_0xKhawY0sX_4323631406052533209.jpg.webp)
Этот проект получил рабочее название «Моисей», поскольку предполагал раздвинуть воды, построить преграды, осушить пятачок на подступах к церкви с помощью дамбы, выполненной в виде аркады в стилистике храма. Серия арок продумана так, чтобы при отливе церковь полностью просматривалась.
— Второй вариант — это здание для медитаций у кромки воды с исходящим из него мостом, который превращается в подводный тоннель со стеклянной крышей. Крытая часть погружается спиралью на дно и выныривает обратно к домику. На первом этаже — помещения для отдыха с лестницами. На втором этаже — резервуар с водой и сухая чаша с деревом — это метафора, подчеркивающая дуализм состояний церкви: вода и суша, — дополняет архитектор проектной группы «Урал» Данил Шапкин.
Проекты конкурентов, представленные на архитектурный конкурс, не предполагали приближение к храму. Авторы предлагали смотреть на пейзажи с берега.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/4b/9f/3e/4b9f3e335915ff3acbf3c19611ca055a/656x438_1_7e9a367c2e0c20ecb854b745bf75661c@2999x2000_0x1fCreBfG_6318020226480184550.jpg.webp)
Для проектной группы «Урал» участие в международном конкурсе — первый подобный опыт, хотя компания занимается строительным проектированием с 2016 года, достаточно хорошо известна в профессиональных кругах Челябинской области и других регионов России. В портфолио организации множество заметных объектов, среди которых киностудия в Ташкенте, спортивные комплексы, мосты, многоэтажные дома и социальные объекты в различных городах. Внушительный объем объектов жилой недвижимости столицы Южного Урала был спроектирован специалистами этой организации.
— Мы вовсе не приверженцы идеологии «Надо отсюда сваливать», — говорит Никита Черепанов. — Хочется преображать наш город, чтобы в нем было приятно жить. Хочется менять центр Челябинска, в частности, от улицы Труда до Бульвара Славы, делать его красивым за счет пешеходных зон, реставрации фасадов зданий и наполнения городских пространств историей. Мы за возрождение и сохранение наследия Урала.
— В Челябинске и вокруг него можно создать огромное количество исторических маячков, чтобы превратить наш город действительно в столицу Южного Урала, — добавляет Анна Беляева. — В этом и заключается работа архитекторов, проектировщиков и инженеров.