Давно ли вы гуляли по центру Челябинска? Если недавно, наверняка заметили, как меняется его облик с наступлением темноты. Ну а если еще не довелось увидеть это своими глазами, пойдемте с нами. Фотокорреспондент Илья Бархатов сделал атмосферный репортаж с набережной, улиц Кирова, Труда и проспекта Ленина. Некоторые здания там не узнать, и, говорят, это только начало.
Архитектурно-художественную подсветку начали размещать на фасадах зданий в прошлом году. Как рассказал 74.RU главный архитектор города Павел Крутолапов, эта работа продолжится и в 2022-м и коснется всех гостевых маршрутов (требование об устройстве подсветки на таких улицах официально закрепили в «Правилах благоустройства Челябинска»).
— Понятно, что все гостевые маршруты, весь город нам сразу не охватить, — признает Павел Крутолапов. — Поэтому мы подходим к этой задаче, как нам кажется, системно, а именно — формируем перечень объектов и начинаем их поэтапно отрабатывать. В список вносим не только институты, театры, музеи и бизнес-центры, но и жилые дома, которые имеют не менее важную роль в архитектурном облике города.
В то же время главный архитектор города предупреждает, что нужно максимально аккуратно выбирать тип подсветки и место под нее.
«Здорово, когда город имеет яркий (не в смысле света) облик, но нельзя допускать конфликта с жителями, которым подсветка может мешать»
Инициировать размещение подсветки может кто угодно — и жители, и бизнесмены.
— Большое количество инвесторов, я не иронизирую, занимаются архитектурным обликом своих зданий, но как будто бы забывают, что большое количество времени, особенно зимой, их здания стоят во мраке, — отмечает Павел Крутолапов. — Администрация города ведет с ними переговоры. Чтобы было проще создавать эскизный проект и меньше его потом дорабатывать, был создан дизайн-код наружного освещения в городе. Он содержит в себе всю нормативную базу, четкие требования и рекомендации по температуре света.
Разноцветная подсветка тоже может быть использована, но при следующих условиях — только на современных зданиях и только в праздники.
«На мой взгляд, это интересная история. Когда город меняет свое обличие, это эффектно, интересно и придает чувство праздника»
Отдельно оговаривается и применение контурной подсветки. Использование ее в чистом виде запрещено, допускаются лишь комбинированные схемы.
— Комбинирование с контурной подсветкой разрешено на современных зданиях, у которых ярко выражено сечение, допустим, элементами остекления — на «Челябинск-Сити», «Видгоф», — приводит пример глава управления архитектуры. — А вот для исторических зданий это не годится. На них подсветка должна выявлять архитектурные элементы, ритмы. Такой подход хорошо реализован на зданиях Педагогического университета и Молодежного театра.
Все проекты перед реализацией нужно согласовывать в управлении архитектуры. А вот жильцы домов от этого избавлены, от них требуется только согласие на размещение подсветки. Разработку проекта и затраты на содержание возьмет на себя город.
— У нас есть уже готовые примеры работы с домами на улице Свободы и проспекте Ленина. Ранее жильцы не сталкивались с этим и переживали, что будет так называемое мусорное освещение, поэтому на первом этапе мы засветили фризы [верхние карнизы] и первый этаж, а дальше планируем предлагать засветку прочих элементов фасада, — рассказывает Павел Крутолапов.
Главная задача подсветки — выявить архитектуру здания либо ее ключевые элементы.
— 14-этажные дома на проспекте Ленина [башни Вулыха] — не панельные здания, а монолитные. Архитекторы предусмотрели венчающий здание невысокий фриз, который имеет высоту порядка 900 миллиметров, — уточнил главный архитектор города. — Мы приняли решение засветить этот элемент. Там получилась грамотно выполненная подсветка, которая выявляет форму здания.
Павел Крутолапов обращает внимание, что требования к разработке архитектурной подсветки при проектировании новых зданий были всегда, но раньше они носили формальный характер.
— Теперь же мы обращаем на это не меньшее внимание, чем на архитектуру здания в дневное время, в том числе при реализации реновации. Что называется — лед тронулся, — улыбается он.