Сегодня многие медучреждения ломают голову над тем, как быстро и грамотно перестроить свою работу под требования новых законов. Речь идет о постановлениях Правительства РФ «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения» и «О лицензировании медицинской деятельности», а также о приказе Минздрава, который изменил порядок ознакомления пациента с медицинской документацией.
На самом деле всё не так сложно, как может показаться на первый взгляд. На самые актуальные вопросы ответили управляющий партнер Руслан Гибатов и ведущий юрист Ольга Кузикова из юридического агентства «Атис Консалтинг», которое специализируется на сопровождении медицинских организаций.
— Как известно, в этом году в силу вступили сразу несколько постановлений, которые требуют от клиник работать по новым правилам. Расскажите подробнее, что они означают и на что важно обратить внимание в первую очередь?
— Да, во-первых, с 1 марта этого года законодатель обязал все медицинские организации, вне зависимости от формы собственности, вести документацию в медицинской информационной системе интегрированной с ЕГИСЗ МЗ РФ. Этого требует постановление Правительства РФ «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения».
Во-вторых, всем медицинским организациям необходимо обратить внимание на виды медицинской деятельности, указанные в их лицензии. Дело в том, что с 1 сентября 2021 года вступило в силу новое постановление Правительства РФ «О лицензировании медицинской деятельности» на смену старого. В этом документе был переработан перечень услуг, которые составляют медицинскую деятельность. В частности, из перечня были исключены гигиеническое воспитание, неотложная медицинская помощь, психотерапия, энтомология, дезинфектология, клиническая микология, сексология, операционное дело, организация сестринского дела и управление сестринской деятельностью.
— То есть лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные до 1 сентября 2021 года, необходимо переоформить, верно?
— Верно, в частности, нужно исключить из содержания лицензии услуги, которые не вошли в новый перечень. Если в лицензии медицинской организации такие услуги есть, переоформить ее необходимо не позднее 1 сентября 2022 года.
— Еще один вопрос, которым многие обеспокоены — это изменение порядка ознакомления пациента с медицинской документацией. Что именно изменилось здесь?
— С 1 марта 2022 года в силу вступил соответствующий приказ Министерства здравоохранения РФ. Здесь ситуация такая: чтобы получить доступ к медицинской документации (в том числе к медкарте), пациенту, как и раньше, необходимо подать письменное заявление на ознакомление. Этот запрос должен содержать Ф. И. О. пациента (либо законного представителя), место жительства пациента, номер и серию паспорта, дату выдачи, наименование выдавшего органа либо реквизиты доверенности законного представителя. Также в заявлении нужно указать период, за который пациент желает ознакомиться с медицинской документацией, почтовый или электронный адрес для письменного ответа и номер телефона.
Важно обратить внимание, что законом прописаны сроки. Так на регистрацию заявления от пациента дается один рабочий день, после этого, в течение двух рабочих дней с пациентом нужно согласовать дату и время возможного ознакомления с документацией. Максимальный срок ожидания составляет 10 рабочих дней со дня поступления запроса.
— Ознакомиться с документацией пациент может только в самой клинике?
— Конечно, эти документы являются собственностью медорганизации, и ознакомление происходит только в стенах медучреждения и в присутствии его представителя. Вот почему в период ожидания медицинской организации нужно подготовить помещение, и желательно, чтобы там велась видеозапись. Это поможет в защите спорных моментов, если они возникнут.
Перед тем, как передать документацию пациенту, его необходимо проинформировать о необходимости бережного обращения с ней. После того, как пациент ознакомится с документами, это также нужно письменно зафиксировать.
— Для многих медучреждений, у которых и так аврал работы, это добавляет непосильную нагрузку. Могут ли организации обратиться за помощью?
— Конечно, мы всегда готовы помочь как государственным, так и частным медицинским организациям. Комплекс услуг, который мы оказываем, можно условно разделить на три направления.
Первое — это проверка и приведение в соответствие документации, регулирующей взаимодействие с пациентами. То есть договор об оказании платных медицинских услуг, анкеты о состоянии здоровья, информированное добровольное согласие на определенные медицинские вмешательства, уведомления о последствиях нарушения режима лечения, план-смета (информирование о стоимости лечения), согласие на передачу сведений о лечении, отказы от лечения и так далее.
Также мы можем провести проверку уголка потребителя и сайта организации на соответствие установленным требованиям и привести в порядок делопроизводство. Сюда входят журнал проверок юридического лица, журналы входящей и исходящей документации, журналы регистрации договоров и учета внутренних приказов, делопроизводство по обращениям пациентов, кадровая документация, работа с персональными данными, охрана труда, внутренний контроль качества медицинской организации, работа врачебной комиссии, санитарно-эпидемиологический контроль, а также документы для работы в условиях COVID-19.
Второе направление нашей работы — это представление организации в судах, в том числе по искам пациентов в контрольно-надзорных органах.
Третье направление связано с лицензированием медицинской деятельности. Мы поможем быстро и грамотно переоформить уже имеющуюся лицензию с добавлением новых видов услуг.
— Много ли организаций обращаются за данными услугами в последнее время? И как подать заявку тем, кому нужна помощь?
— В настоящее время мы работаем с более 20 организациями в Челябинске и Челябинской области, а также Екатеринбурге. Наша цель — сэкономить время клиентов, помочь им привести документацию в соответствие с новыми требованиями. И, конечно, мы защищаем организации от потребительского экстремизма и необоснованных требований контрольно-надзорных органов.
Если вам нужна помощь, достаточно обратиться по телефонам +7 (992) 503-88-09 или +7 (351) 776-42-33 либо написать нам в WhatsApp по номеру +7 908 041-53-81.
Юридическое агентство «Атис Консалтинг»:
Челябинск, ул. Коммуны, 106;
тел.: +7 (992) 503-88-09; +7 (351) 776-42-33;
Atisconsult.ru;
ВКонтакте;
WhatsApp;
atisconsulting@yandex.ru.