Фраза: «Ну всё, я побежал на работу» — для Петра Новожилова имеет буквальный смысл. Дорога до проходной завода, а это примерно 10 км, занимает у марафонца-металлурга 45 минут. Путь домой — в той же манере. Просто Петр — без малого человек-легенда, который бегает на дальние и сверхдальние дистанции. 100 км за 8 часов 30 минут — его рекорд в 2021 году. А в 2018-м инженер-легкоатлет за 24 часа намотал 211 км без сна. После суточного пробега в Волгограде с поезда в Челябинске он сошел, только немного хромая. «Могу добежать до Екатеринбурга за сутки, если будут кормить и поить по дороге», — говорит Петр.
Петру Новожилову 37 лет. На Челябинском электрометаллургическом комбинате трудится уже 12 лет, из них 9 с удовольствием бегает на работу почти каждый день — и в дождь, и в снег, и даже в 35-градусный мороз. А если не бегает, чувствует себя не в своей тарелке. Говорит, совесть начинает мучить. Накануне Дня металлурга Петр дал интервью 74.RU.
— Петр, расскажите, как давно вы попали на завод и какова ваша миссия на предприятии?
— Пришел сюда сразу после университета, после свадьбы. Начинал с должности инженера 1-й категории. Сейчас начальник технического отдела в проектно-конструкторском управлении комбината. Всего в подразделении около 130 человек. У меня в отделе работает моя жена Татьяна. У нас с женой две дочери: 6 и 10 лет.
Наше проектно-конструкторское управление (ПКУ) хоть и не участвует напрямую в выпуске ферросплавов, но играет очень важную роль в жизни комбината. ЧЭМК постоянно меняется и развивается. И любое строительство, реконструкция, модернизация или капитальный ремонт начинаются с чертежей.
Я считаю, что это очень здорово, что на комбинате есть такой замечательный коллектив, который может оперативно решать поставленные руководством задачи, опираясь на многолетний опыт и знание всех тонкостей, нюансов и специфики нашего производства. Однако наша проектная деятельность не ограничивается только территорией ЧЭМК. Стоит отметить, что в нашу промышленную группу входят и другие крупные предприятия в разных регионах страны (Владивосток, Новокузнецк, Серов, месторождения в Пермском крае, ХМАО и так далее). Ну и, конечно же, не обходится без ПКУ строительство и ремонт спортивных объектов в Челябинске. Это каток в Парке им. Терешковой, школы дзюдо, бассейн «Электрометаллург».
— Инженеров в металлургии называют интеллектуальной элитой комбината. Это почетно для вас?
— Почти все мои коллеги имеют высшее техническое образование и высокий культурный уровень. Это создает приятную атмосферу и благоприятную среду для роста и развития. И на комбинате в целом много умнейших людей в разных цехах и службах.
Кстати, у нас на комбинате на постоянной основе проводится интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», принять участие в которой может любой сотрудник комбината. Жаль, что многие умные сотрудники нашего комбината не посещают это мероприятие. Команда ПКУ уже несколько лет занимает первое место.
— Говорят, вы на работу добираетесь бегом?
— Да, это 10 км в одну сторону. Обычный маршрут по Комсомольскому проспекту. Первый раз я отважился на это в 2013 году. А когда Татьяна ушла в декрет в 2016 году, то стал бегать регулярно, несколько раз в неделю. Не гонять же машину ради меня одного. Плохие погодные условия только делают интересней рутинные пробежки.
Очень повезло, что в нашем инженерном корпусе есть раздевалка с душевой. Освежился — и пошел работать. Если бы не эта мелочь, то моя жизнь была бы совсем другой.
— Выходит, привычка бегать закрепилась у вас за время работы на ЧЭМК?
— Да, можно так сказать. Интерес к физической культуре мне привил отец. Тоже, кстати, работал на ЧЭМК, в отделе геодезии. Так что я еще ребенком пару лет подряд ездил в детский оздоровительный лагерь ЧЭМК на озере Акакуль. Ну, не об этом речь.
Сейчас папе 72, он на пенсии. Он не был спортсменом, он обычный советский инженер. Человек старой закалки. В детстве мы с папой бегали наперегонки, ходили на лыжах, купались в озерах и совершали велосипедные путешествия с северо-запада через городской бор в поселок Федоровка. Там у нас был сад. Папа держал себя в форме и в 50 лет мог на домашнем турнике сделать «подъем с переворотом» 8 раз. Отличный пример!
«Интерес к физической культуре мне привил отец. Тоже, кстати, работал на ЧЭМК, в отделе геодезии. Он не был спортсменом, он обычный советский инженер»
В шестом классе я записался на лыжную секцию. Занимался там 5 лет. Особых успехов в лыжном спорте я не добился, лучший показатель — 10-е место в городе в своей возрастной группе, но занимался я довольно серьезно и получил первый взрослый разряд. Это было тяжело, и я очень этим гордился. Подняться на следующую ступень — кандидат в мастера спорта — было просто нереально для меня. Между этими разрядами в лыжах — огромная пропасть! Вместе с окончанием школы закончились мои занятия настоящим спортом. Но, кроме первого разряда, у меня осталось еще и желание постоянно нагружать свой организм физическими упражнениями. И я бегал. Два-три раза в неделю километров по восемь. Одно время в университет на занятия бегал 8 км в одну сторону и обратно — деньги на проезд экономил. Пару недель побегал и забросил.
— Когда всё начало меняться?
— Значимое для меня событие произошло через год после устройства на ЧЭМК, в 2011 году. Тогда в ПКУ работал молодой проектировщик, мой ровесник Сергей Курепин. Он тоже немного увлекался бегом и ездой на велосипеде. Сергей собирался пробежать полумарафон «Бег чистой воды» 21 км возле озера Тургояк. Я решил составить ему компанию. Чуть не опоздал на старт! Выехал из Челябинска с большим запасом по времени, но этот город Миасс — он такой длинный, а стадион на самом дальнем краю, еще и дороги для соревнований перекрыли! Бросаю машину и бегу скорее на старт. Еще надо было номер получить!
Было очень страшно. Такую дистанцию я раньше бегал только один раз очень давно и ни разу не участвовал в соревнованиях. Я волновался. Сомневался в своих силах. Моя цель была пробежать в спокойном темпе всю дистанцию, но без остановки! Сергея такая стратегия устроила, и всю дорогу мы бежали вместе. Нас обгоняли подростки и женщины, пожилые люди и даже безрукий инвалид, но мы бежали в своем темпе и ни с кем не соревновались. Бежать было нелегко. Под конец дистанции мышцы стали деревянные и начали болеть, но задача была выполнена! Мой первый полумарафон 1 час 50 минут и 132-е место из 178. Довольный собой, я поплелся к машине. Тогда я еще не понимал, на какую «скользкую» дорожку я ступил, и тогда я бы не поверил, что через 10 лет смогу пробежать в 10 раз больше.
«Нас обгоняли подростки и женщины, пожилые люди и даже безрукий инвалид, но мы бежали в своем темпе и ни с кем не соревновались. Бежать было нелегко»
На следующий, 2012 год я снова приехал на «Бег чистой воды». Теперь это уже был настоящий 30-километовый трейл по горам вокруг озера, а не ровный асфальт, как в прошлом году. Совершенно не готовый к таким крутым горам, я бодро начал один из самых сложных для меня забегов. То, что я там испытал, не повторялось больше никогда. Были и другие тяжелые маршруты, но тогда я уже был готов пить воду из лужи. Там такие горы, просто жуть. Бывает, такая крутизна, что бежать уже невозможно! Идти только на четвереньках! К очередному подъему я был уже никакой. Все энергетические запасы потрачены, ужасно хотелось пить. На вершине — спасительный пункт питания. Несколько минут я безостановочно поглощал всё, что там давали. Ел лимоны и даже бананы прямо с кожурой. До финиша оставалось километров 10, и я продолжил бег. Но тут меня ждала следующая напасть. Неподготовленные для таких горных нагрузок ноги стало сводить судорогой. Бедренные мышцы обеих ног отказывались бежать. Пришлось чередовать минуту бега с двумя минутами ходьбы. И так до самого финиша.
«То, что я там испытал, не повторялось больше никогда. Были и другие тяжелые забеги, но тогда я уже был готов пить воду из лужи. Горы — просто жуть»
В этом же 2012 году я узнал, что в Челябинске в Парке Гагарина проводятся соревнования «Самопреодоление». Это ежемесячные забеги на 2 мили (3216 метров), каждые 4 месяца — полумарафон (21 км) и ежегодный сверхмарафон (50 км и 100 км). Сто километров?! Это что бегом?! Я видел в парке надписи со стрелочками на асфальте «100 км», но я и представить не мог, что это значит, ведь даже на велосипеде столько проехать очень тяжело! Через месяц после Тургояка попробовал челябинскую половинку «Самопреодоление». Пробежал не спеша за 1 час 45 минут. Бежать в полную силу никто не заставляет. А через 2 месяца — первый марафон, челябинский.
После той ужасной тридцатки бежать 42 км было как-то жутковато, но оказалось, что по равнине это делать куда проще. 3 часа 43 минуты и 60-е место из 87. Мой первый марафон был 10 лет назад! Марафонских стартов у меня совсем мало — всего 5. Лучший результат в 2015 году — 2 часа 57 минут. Многие бегуны ведут счет своим марафонам, но для меня это не очень интересно, ведь у меня даже тренировки часто бывают больше 40 км.
«Мне кажется, что периодически человеку необходимо делать то, что ему страшно, решаться на то, что кажется невозможным, недостижимым»
В следующие 12 месяцев я уже немного освоился в беге и стал наращивать темп. Начал соревноваться. В июле 2014 года пробежал «половинку» (21 км) за 1 час 22 минуты. Почти на полчаса быстрее, чем в первый раз в 2013 году в Миассе!
А в августе была первая сотня! Тогда для меня это было просто невероятно — преодолеть такую дистанцию. Видимо, это и заставляет меня выходить на такие соревнования — глубокая уверенность, что преодолеть это невозможно.
— Как вы готовились тогда к сотне?
— Несколько раз в неделю пробежки по 10–15 км — это базовый уровень. Если предстоят длительные соревнования, то бегать нужно чаще и больше. Для подготовки к первой сотне я сделал всего три длительных тренировки. Самая большая — 60 км.
После таких тренировок уверенность в своих силах совсем пропадает. Ты изможден, голоден, ноги болят, еле ходишь, а через несколько дней надо будет бежать столько же и плюс еще и марафон! Психологически это очень тяжело, когда ты не веришь в благоприятный исход, но всё равно выходишь на старт. Шансов нет, но ты бежишь. Часто приходится это переживать!
«Тренировки выматывают. Ты изможден, голоден, ноги болят, еле ходишь, а через несколько дней надо будет бежать столько же и плюс еще и марафон»
На данный момент у меня 7 таких соревнований с лучшим результатом 8 часов 30 минут. Сейчас 100 км мне уже не кажутся такой страшной дистанцией. Хотя были случаи, когда я выходил на старт без специальной подготовки, после травмы, и тогда сотня опять превращалась для меня в суровое испытание.
— Вы человек неугомонный. Какую цель поставили дальше?
— Это суточный бег! И те самые заветные разряды КМС и МС. Впервые пробежав в 2018 году за сутки 211 км без особой подготовки, я осознал, что эти разряды находятся совсем рядом в пределах моей досягаемости. В январе 2021 года я уже точно решил стать мастером спорта по легкой атлетике в суточном беге (240 км) и стал еще больше тренироваться. Хотелось получить разряд официально, а не просто выполнить норматив. Для этого я обратился к знакомому тренеру Александру Мазуру. Он помог мне с оформлением документов в Федерации легкой атлетики Челябинской области, ведь разряды можно получить только на соревнованиях профессионалов, на любительских стартах разрядов не дают. Подходящие соревнования проходят только в Москве в мае и августе. Значит, едем в отпуск в столицу всей семьей! Кубок России по суточному бегу проходил на Лиственничной аллее. Километр в одну сторону, разворот и обратно километр.
На месте соревнований мы с Таней разложили стол, подготовили питание, чтобы до вечера всё необходимое было у меня под рукой. После старта у меня начались беговые сутки, а Таня с детьми отправились в Третьяковскую галерею. Вечером мои болельщики вернулись, обновили мой шведский стол и отправились спать до утра. Но еще до восхода солнца Таня вернулась ко мне, чтобы оказывать посильную помощь и всячески меня подбадривать. Для достижения моей цели нужно было преодолеть за сутки 240 км. Это норматив мастера спорта. 220 км — это КМС. По итогам 20 часов бега в моей копилке было 205 км. Осталось 4 часа на 35 км, и я — мастер спорта! Шансы довольно хорошие, но ноги уже сильно забиты, требуют отдыха, начинают болеть суставы. Тут я совершаю роковую ошибку: отправляюсь на массаж. Рассчитывал, что отдохну минут 5, заодно мне разомнут забитые мышцы. После массажа бежать я не смог вообще! Только идти, и то хромая. Деваться было некуда. Оставшегося времени должно хватить, чтобы пройти 15 км и выполнить программу минимум. Вот и легкая атлетика — можно 3 часа идти пешком и всё равно стать кандидатом в мастера спорта! Есть 220 км! Есть КМС! Спасибо и на том.
«После старта у меня начались беговые сутки, а Таня с детьми отправились в Третьяковскую картинную галерею»
Договорились с Таней, что в следующий раз летим на самолете без детей и уже наверняка получаем заветное звание. В 2022 году разрядные нормативы изменились. Теперь нужно бежать больше на 5 км. Ну, это ничего. Объемы тренировок еще возросли. Обувь стала изнашиваться быстрее. Если раньше кроссовки служили 3 года, то теперь только 6 месяцев. Расходный материал!
— В мае полетели в Москву по плану?
— Поездку наметили и заранее купили билеты. А зря! Увеличение объемов привело к травме за 3 недели до старта. Подготовиться нормально не получилось. Едва залечив ногу, мы всё-таки решили отправиться в Москву. Я сильно сомневался, что удастся пробежать больше 50 км, но вышло 130. Из них 100 бега в хорошем темпе. На этот раз подвел желудок, который отказался принимать пищу. Но если бы не он, то скоро отказали бы ноги, 3 недели покоя перед стартом совсем их ослабили. Это была неудачная попытка, сильно подкосившая меня.
Особенно жалко потраченных денег, ведь поездка в Москву — это серьезные траты 40 000 рублей — значительная сумма для семейного бюджета.
— Как решились на следующую попытку?
— Чтобы восстановить веру в свои силы, я решил принять участие в любительских соревнованиях в Красноуфимске Свердловской области «Сутки Урала» 24 июня. На этот раз всего за месяц получилось хорошо подготовиться, без травм. Только за три недели июня перед суточным забегом я намотал 740 км! На соревнованиях я опять потерпел неудачу. Бежал очень быстро и ярко, но недостаточно долго. После 19 часов ноги отказались бежать. В итоге — 4-е место. Проиграл победителю всего 11 км.
Несмотря на очередное поражение, удалось укрепить веру в свои силы, ведь я пробежал 204 км за 19 часов. Отличный результат. Тем более что первые 100 км получились быстрее личного рекорда на 10 минут, а за 12 часов преодолел невероятные для меня 138 км. Это уже очень хорошо. На следующий день после соревнований я уже мог бегать, чего раньше никогда не было. Обычно несколько дней надо было учиться ходить. Теперь стало ясно, что ключ к победе — большие тренировочные объемы. За июнь я пробежал 1000 км! Это как за весь 2019 год. Теперь дело за малым — накопить деньги на следующую поездку в Москву и хорошенько подготовиться!
В данный момент для меня нет такой дистанции, которая вызывала бы страх. Теперь я понимаю, что человеческий организм может гораздо больше, чем принято считать.
— В Челябинске кто-нибудь еще бегает на такие дистанции?
— Да. В прошлом году на всю страну прогремело имя Александры Овсянниковой. Она установила новый рекорд России в суточном беге среди женщин — 252 км. До этого мне казалось, что в Челябинске я один. Александра профессионально занимается легкой атлетикой, а я — любитель. Пользуясь случаем, хочу поздравить всех работников и руководство комбината с Днем металлурга!