Челябинец Сергей Целых живет в квартире на втором этаже по улице Постышева, 6. Он работает дома, так как ухаживает за 86-летней бабушкой. С начала лета этажом ниже поселился хостел «СВ», который стал настоящим проклятием для семьи. По словам Сергея, постояльцы, похожие на нелегалов, круглосуточно шумят под окнами, а от сигаретного дыма и мусора нет никакого спасения. Впрочем, у собственника хостела Владимира Сабурова свой взгляд на ситуацию. Как ужиться в одном доме с хостелом — разбираемся в нашем материале.
— Мы с бабушкой уже два с половиной месяца живем в постоянном стрессе и напряжении. Днем невозможно работать, ночью — спать. Дети орут, под балконом постоянно кто-то курит, а весь дым поднимается к нам в квартиру, — рассказал Сергей Целых. — Отдельной мусорки у хостельера нет — он все сваливает в нашу, а его постояльцы вообще чистотой не озадачены — где покурили, там и окурки кидают. В начале лета хозяин заведения сюда цыган поселил, теперь какие-то мигранты живут, и не факт, что легально. Это какой-то притон.
Но спокойный сон — не единственное, что волнует Сергея. По его мнению, такие хостелы — проблема системная. Мини-отели становятся не только источником неудобств, но и создают реальную угрозу жизни.
— Внутри отеля я не был, но вы даже в интернете можете посмотреть, как это выглядит: антисанитария, пожарной безопасности нет никакой. В Москве недавно горел точно такой же хостел: первый этаж, сигнализация не сработала, а на окнах решетки — все как у нас. Боюсь, если не принять меры, все повторится, — добавил Сергей.
Парень писал жалобы во все возможные инстанции: прокуратуру, Роспотребнадзор, налоговую, жилинспекцию — не помогло. Проверка Роспотребнадзора показала, что в хостеле мало освещения, а МЧС предписало исправить недостатки пожарной безопасности до августа 2023 года. На этом — все. В налоговой отписались, что до отмены постановления от 10 марта 2022 года проверить хостел на легальность не могут.
Постановлением Правительства от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» проведение контрольных (надзорных) мероприятий за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники в 2022 году ограничено. Данное постановление принято, чтобы облегчить существование бизнеса в период санкционного давления.
К борьбе с хостелом Сергей призывал присоединиться и соседей по дому. Но одни сочли, что проблема их не касается, а другие на все лето уезжают, третьи побоялись выступать против хозяина хостела Владимира Сабурова.
Мы решили спросить у собственника, что он думает об этих обвинениях. Владимир Сабуров встретил нас у входа в отель и согласился провести экскурсию.
— По поводу мусора: я сейчас в процессе заключения договора с управляющей компанией, мусор вывозить будут, — уверяет Владимир. — У окон никто не курит, мои постояльцы правила знают — курить можно только в десяти метрах от дома, иначе — штраф. Цыгане с российскими паспортами здесь действительно жили, но я их выгнал спустя три дня, когда они дебош устроили. Проверки к нам приходили, но существенных нарушений не нашли — у меня все легально и безопасно.
Хостел ООО «СВ» принадлежит Сабурову Владимиру Анатольевичу. Ранее он владел другим аналогичным заведением «У камина» по улице Островского. Помещение, в котором на правах аренды расположен мини-отель, принадлежит Арбузовой Надежде Николаевне. По данным «Контур.Фокус», с 2008 по 2017 год она, совместно с президентом и вице-президентом Южно-Уральской торгово-промышленной палаты Дегтяревым Федором Лукичом и Игорем Вячеславовичем Аристовым — соответственно, была учредителем строительной фирмы ООО «Инвест-Гарант».
Мачихра и три ее ребенка живут в хостеле больше месяца. Два младших сына ложатся спать рано и на шум реагируют чутко. Но в отеле, по их словам, проблем с беспокойными постояльцами нет, а поводы для жалоб соседи сверху высасывают из пальца.
— Днем дети выходят на улицу, играют, шумят не больше местных. Но имеют право — комендантский час в 23:00, а мы вообще ложимся в 21:00–22:00. За чистотой в отеле я слежу, стараюсь поддерживать. Только местные [наших] детей с площадки выгоняют — это неприятно, они же дети. Нас постоянно мигрантами, беженцами называют, но мы же никуда не жалуемся. И рядом с отелем никто не курит — у меня окна выходят на ту же сторону, что и у соседа сверху [Сергея], но мне не пахнет, — заступилась за хостел Мачихра.
А вот опасения соседа по поводу пожарной безопасности подтвердились, но Владимир Сабуров винит в этом управляющую компанию «Ремжилзаказчик».
— Как видите, огнетушители и пожарный выход здесь есть, но со вторым [выходом] проблема — он закатан в асфальт. Управляйка проложила тротуар и на 20 сантиметров перекрыла дверь со стороны торца. Исправлять это они отказываются, с этим тоже разбираемся.
В «Ремжилзаказчик» нашему запросу удивились. По словам начальника организационного отдела Ренаты Пономаревой, о замурованной двери в УК слышат впервые.
— В наш адрес никаких обращений ни от МЧС, ни от хозяина хостела не поступало. Работы по благоустройству территории были проведены в рамках программы формирования современной городской среды еще в 2018 году, с тех пор к нам никто не обращался. Мы выехали на объект, осмотрели: визуально нельзя понять, что дверь замурована. Повторюсь, к нам никто не обращался, будем сами связываться с собственником хостела, решать проблему, — прокомментировала она.
Конфликт между собственниками квартир и хостелами — проблема извечная. Мы спросили юриста Николая Попова, что могут сделать жильцы, если хотят выселить неудобного соседа.
— Здесь главное — правильно действовать юридически. Первым делом нужно узнать назначение помещения, получив выписку из ЕГРН по адресу. Скорее всего, оно не будет предназначено для устройства отелей. И тогда можно в судебном порядке потребовать закрыть хостел. Если все-таки разрешение есть, то нужно поднять документы о переводе из жилого в нежилое помещение решением собственников. Скорее всего, такого решения нет, потому что там нужно согласие всех собственников квартир. И здесь можно требовать приостановку деятельности и проведения помещения в первоначальный вид, — посоветовал специалист.
Убедившись, что органы надзора в ситуации бессильны, Сергей Целых направил исковое заявление к хозяину хостела в суд. Изложив все претензии, он потребовал закрыть заведение или привести его в соответствие с нормами безопасности. За доставленные неудобства он запросил компенсацию в 300 тысяч рублей.