Презентация художественных произведений участников арт-резиденции «Летопись современного завода» состоялась в Челябинске. Проект был инициирован Челябинским трубопрокатным заводом (ЧТПЗ), входящим в Трубную Металлургическую Компанию (ТМК), и Галереей современного искусства Синара Арт (Екатеринбург).
Выставка работ состоялась в заводоуправлении ЧТПЗ. Ее первыми гостями стали сотрудники предприятий ТМК, искусствоведы, художники и фотографы из Челябинска и Екатеринбурга. Пять авторов — Анастасия Иваненкова, Сергей Потеряев, Кирилл Бородин, Ирина Вилкина и Анна Сярова — представили результат работы арт-резиденции, которая длилась один месяц. Ее итогом стали 17 художественных произведений: полотна живописи в жанре индустриального пейзажа, триптих с использованием вышивки, серия графических работ, арт-объект из архивных фотоснимков и арт-видео. Они пополнят музейный фонд ЧТПЗ, в дальнейшем организаторы намерены интегрировать произведения в различные выставочные проекты.
— Проект «Летопись современного завода» стал для ЧТПЗ уникальным опытом. Произведения, созданные участниками арт-резиденции, помогли по-новому взглянуть на труд челябинских трубников, архитектурное пространство и производственные цеха предприятия, которые стали источником вдохновения для участников проекта. Я благодарю авторов за уникальные работы — в них передан самобытный характер завода, его динамика, история и колорит. Они подчеркивают ценность труда и уникальность профессии и демонстрируют промышленное производство с нового ракурса, — отметил управляющий директор ЧТПЗ Евгений Губанов.
— Идея арт-резиденции на ЧТПЗ — поддержка развития индустриального жанра в отечественном искусстве. В результате созданы работы в различных медиумах, высвечивающие красоту металлургии и человека труда. Все они не только займут почетное место на ЧТПЗ, но и будут вовлечены в различные выставочные проекты, запланированные Фондом поддержки и реализации культурных инициатив Синара, — подчеркнула руководитель Фонда Наталья Левицкая.
Арт-проект стартовал летом 2023 года при содействии Фонда поддержки и реализации культурных инициатив Синара. На первом этапе экспертная комиссия, в которую вошли представители Московского музея современного искусства (ММОМА), Екатеринбургского музея изобразительного искусства и Галереи Синара Арт, рассмотрела портфолио художников из различных регионов России. Из них 29 авторов на следующем этапе, после знакомства с предприятием, представили эскизные проекты. В финал вышли пять художников из Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга и Кургана. В течение месяца, Кирилл Бородин, Анастасия Иваненкова, Анна Сярова, Ирина Вилкина и Сергей Потеряев, работая в мастерской и на пленэре в цехах предприятия создавали творческие проекты, вдохновленные историей ЧТПЗ, его архитектурным пространством и людьми, которые работают на предприятии.
Анастасия Иваненкова — художница из Санкт-Петербурга — работает в необычной технике вышивки гладью. На своих полотнах, она стежок за стежком изобразила историю ЧТПЗ, очень трогательно соединив ее со своими эмоциями и впечатлениями от предприятия.
— Когда я собирала информацию о ЧТПЗ, прочитала, что трубы, изготавливаемые на заводе, были использованы при строительстве таких газопроводов, как «Дружба», «Сияние Севера» и Бованенково — Ухта. Меня очень зацепило последнее название, так как оно созвучно с моей фамилией — Иваненкова. И мне показалось, что это очень трогательная связь, что где-то на Севере работают люди на газопроводе Бованенково, чтобы Иваненкова могла поставить чайник. И еще один факт из истории предприятия тронул мою душу: в 1950-х на заводе открылся цех, где изготавливали детские кроватки. А трубы, которые использовались для строгих и мощных промышленных объектов, одновременно служили мягкой периной для новорожденных малышей, и на них наверняка засыпали и Яны, и Устины, и многие другие дети.
Еще один участник проекта — Кирилл Бородин, работающий в Питере и Екатеринбурге, представил 5 картин, которые стали своеобразными портретами цехов ЧТПЗ.
— Каждый цех ЧТПЗ уникален, начиная от цветовых решений пространства до модулей и конструкций. Каждый холст — это отклик на то или иное пространство. Мои произведения стремятся передать ощущение от особой атмосферы каждого цеха. В отдельных работах я предпочел отказаться от ненужной проработки и «документации» в пользу передачи общего впечатления от увиденного — некой вибрации и фактуры заводских цехов, — говорит Кирилл.
Анна Сярова из Москвы назвала свою работу «Восход. 239». Это монументальная живописная композиция на холсте. Работа создана в современной стилистике, но с отсылкой к периоду авангарда и супрематизма в русской истории искусства, которые наиболее характерны для индустриальных форм трактовки визуального образа завода.
— Для своей композиции я использовала фрагменты фасада, детали зданий и входных групп, соединяя их в динамичную импульсивную линию, прорывающую плоскость холста, без точки начала и конца. Элемент входной группы цеха «Высота 239» — ярко-красный полукруг — символизирует собой солнце, начало нового дня и прорыва. Присутствует элемент «239» — это высота географической точки, где построен цех, соответствующая высоте южной части Уральского хребта над уровнем моря. Три яркие фигуры сотрудников — тот акцент, который придает и произведению «Восход. 239», и настоящему заводу и смысл, и жизнь, — рассказала художница.
Ирина Вилкина представила аудиовизуальную работу «Четыре параграфа». Девушка родилась в Нижнем Тагиле, живет и работает в Екатеринбурге. По словам художницы, ее вдохновил тот факт, что ЧТПЗ уделяет большое внимание охране окружающей среды и повышению экологической безопасности производства. Особое внимание она обратила на программу AQA по модернизации системы водопользования и снижению воздействия на водные ресурсы.
— В качестве основного референса работы я взяла стихотворение Ларисы Миллер о воде в производстве «Темна вода, темна вода…». Моя работа «прочитывает» стадии постепенной очистки воды и возвращения ее в оборотный цикл, — говорит Ирина.
Художник Сергей Потеряев, специализирующийся на фотографии, рассказал, что концепцией и идеей его работы, которая теперь будет встречать гостей и сотрудников ЧТПЗ на первом этаже заводоуправления, послужила фраза из «Фауста» И. В. Гете.
— Она отсылает нас к значению времени и связи поколений. Индустриальная культура часто объединяет в рамках одного завода глубокие семейные связи, когда дедушки и бабушки, мамы и папы, сыновья и дочери работают вместе. Соединение фотографий ушедшего времени и текста создает сеть взаимоотношений и преемственность поколений. Акцент в работе сделан на то, что видимый блеск скрывает многогранное прошлое и только на расстоянии мы можем увидеть и осознать трудовое настоящее и счастливое будущее, — говорит Сергей.
Работы участников проекта «Летопись современного завода» пополнят музейный фонд ЧТПЗ, также фото- и видеоматериалы проекта будут представлены в социальных сетях предприятия и Галереи Синара Арт. В дальнейшем организаторы намерены интегрировать произведения в различные выставочные проекты.
Добавим, что ранее проект был проведен Галереей Синара Арт в 2010 году совместно с Северским трубным заводом (СТЗ), а в 2011 году — с Синарским трубным заводом (СинТЗ), входящими в ТМК.
АО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ТРУБОПРОКАТНЫЙ ЗАВОД», chtpz.tmk-group.ru