Город Погулять по строящейся квартире в VR-очках: челябинские инженеры рассказали об архитектуре будущего

Погулять по строящейся квартире в VR-очках: челябинские инженеры рассказали об архитектуре будущего

Кто и как создает жилые комплексы, промплощадки и культурные объекты, которыми гордится вся область

Дома и целые комплексы на Южном Урале проектируют по новым технологиям

Только за последние несколько лет Челябинская область заметно преобразилась. Современные жилые кварталы, удобные мосты и развязки, заводы и ТРК, школы, парки и концертные площадки меняют к лучшему и облик региона, и будни его жителей. Насколько масштабная работа стоит за каждой новой точкой на карте? Какие впечатляющие возможности открылись благодаря 3D-технологиям? И правда ли проектировщикам важно разбираться не только в чертежах и схемах, но даже в законах драматургии или… свойствах меда? Профессиональными секретами поделились технический директор инжиниринговой компании АСПРО Андрей Гербенский и главный инженер проекта Полина Горшкова.

От плоских чертежей — к объемным цифровым моделям

 Команда АСПРО причастна ко многим знаковым проектам на Урале и за его пределами, расскажете о самых ярких?

Андрей Гербенский: 
— Мы занимаемся проектированием уже 12 лет, в Челябинске у многих на слуху жилые комплексы «Парковый Премиум», «Конфетти», по проектам нашей команды также построена часть «Вишневой горки» и «Привилегии», я непосредственно работал над детской филармонией, первой школой в Парковом. Помимо УрФО, мы создавали объекты для Москвы, Ханты-Мансийска, Краснодарского края — и жилые здания, и общественные пространства.

Андрей Гербенский, технический директор инжиниринговой компании АСПРО

Полина Горшкова: 
— С удовольствием работаем с промышленными объектами, среди последних — проекты для компании РАМА, для холдинга ЛАВР (это одно из крупнейших на Урале производств автохимии).

Андрей Гербенский: 
— В Магнитогорске сейчас реализуется масштабный парк «Притяжение» — наша команда выполняет проект термального комплекса, который по всем параметрам станет самым большим в стране. Объект без преувеличения знаковый, и нам удалось уложиться в достаточно короткие сроки, не каждый бы смог реализовать нечто подобное за отведенное время.

 В чем секрет?

Полина Горшкова: 
— Мы внедрили систему автоматизированного проектирования зданий: используем в работе программный комплекс Renga, чтобы проектировать в 3D. То есть создается точная информационная модель всего будущего здания. В отличие от стандартных 2D-чертежей, на объемной картинке видны все пересечения коммуникаций с элементами каркаса, инженерных сетей между собой, идет автоматический подсчет всего оборудования — мы исключаем ошибки и при необходимости можем быстро изменять проект.

Полина Горшкова, главный инженер инжиниринговой компании АСПРО

Ведь нередко даже небольшие правки выливаются в неприятности: кто-то чуть подвинул стену, забыл про вентиляцию, перерезал какие-то сети… В цифровой модели любое изменение сразу отобразится во всех разделах, обновленные данные выгружаются в чертежи. При необходимости оперативно подключается вся команда: например, проектом предусмотрена барная стойка — значит, рядом должна быть раковина, а для этого нужно подвести воду, канализацию… При работе в 2D такие моменты нередко вскрываются уже на стройке — в 3D мы можем заранее предусмотреть мельчайшие детали.

Андрей Гербенский: 
— К этой системе подключены не только архитекторы и конструкторы, но и наши смежные специалисты: электрики, отопленцы, вентиляционщики, специалисты по водоснабжению, водоотведению, слаботочники и так далее.

В специальной программе создается точная цифровая модель будущего здания: можно сразу увидеть, как мельчайшее изменение отразится на всем проекте

От новых технологий выигрывают и застройщики, и покупатели жилья

 Такие технологии для Урала пока в новинку?

Полина Горшкова: 
— Необходимо мощное оборудование, мы закупали последние модели компьютеров с высокими показателями: только оперативной памяти требуется 32–64 гигабайта — в несколько раз больше, чем на большинстве стандартных домашних и рабочих ПК. Плюс лицензионное приобретение всех программ, обучение сотрудников. Можно, кстати, пойти еще дальше, использовать VR-очки — и заказчик сможет виртуально погулять по объекту, рассмотреть всё изнутри. За этим будущее. Думаю, что со временем и покупатели квартир будут иметь возможность еще на стадии проекта заглянуть в свое будущее жилье. Пройдет лет пять, и мы сможем всё это увидеть и «пощупать».

 Пока что звучит как фантастика…

Андрей Гербенский: 
— Но это уже становится требованием времени, причем регулируется на государственном уровне. Пока что мы единственные проектировщики в Челябинской области, работающие в БИМ, согласно реестру ДОМ.РФ. Но уже со следующего года все застройщики, кто не получил разрешение на строительство до 1 января 2025 года, обязаны будут предоставлять информацию в таком формате. На самом деле это не просто бюрократическое обязательство: цифровая модель дает возможности повысить качество и сократить сроки строительства. А в перспективе — и регулировать ценообразование: сейчас наша команда совместно с 1С реализует пилотный проект, по которому в автоматическом режиме выгружается в смету вся «начинка» объекта, вплоть до дверей, столов и светильников, позволяя учесть и зафиксировать всё до мелочей.

Вдохновляться мировыми тенденциями — и задавать свои тренды

 Работа над каждым проектом проводится колоссальная. А с чего всё обычно начинается?

Андрей Гербенский: 
— Как правило, клиент приходит с готовой идеей, но часто она рождается на уровне: «Я тут съездил в Италию, мне очень понравилось, давайте сделаем что-то подобное». Второй путь — когда мы отталкиваемся от функции. Например, нужно придумать новые планировки, интересные и востребованные. Маркетологи ставят задачу: условно, на 200 тысяч квадратных метров жилья должно быть 60% трехкомнатных квартир, столько-то однокомнатных и двухкомнатных. И дальше мы уже идем в детали, делим проект на дома, определяем типовые секции…

<p>Андрей Гербенский</p><p>Андрей Гербенский</p>

В каждый проект пытаемся внести что-то новое, чего не было раньше.

Полина Горшкова: 
— Если речь о промышленных объектах, у заказчика обычно есть четкое понимание, какие именно функции нужно реализовать. Нередко присутствуют ограничения и сложности: например, пространства мало, но надо обязательно предусмотреть возможность создания дополнительных помещений для развития — я с удовольствием берусь за такие нестандартные задачи. Приходится перелопатить все нормативные документы, чтобы всё соответствовало требованиям. Считаю, что умение и желание найти выход из подобных ситуаций — очень сильная сторона нашей команды. Не все проектировщики хотят этим заниматься. Мы стараемся максимально помочь заказчику в решении его проблем.

Андрей Гербенский: 
— Сейчас работаем над достаточно редкой, но интересной в концепции, среднеэтажной жилой застройкой — по сути, формируем новую серию планировок. В каждый проект пытаемся внести что-то новое, чего не было раньше. Не только слушая идеи заказчика, но и предлагая свои мысли, свой опыт. Вспомнить, например, «Парковый Премиум»: впервые в Челябинске в большом жилом районе все выходы были сделаны на нулевом уровне. Сейчас это тенденция, и многие застройщики приходят к нам с просьбой сделать также — насмотревшись уже не в Италии, а у нас, в Челябинске.

Повышать планку с каждым проектом

 Вы упоминали про новый термальный комплекс в Магнитогорске — что самое необычное и удивительное удалось придумать для этого проекта?

Полина Горшкова:
— В эти термы мы вложили очень много сил и души. Я безумно благодарна коллегам, которые занимались дизайном, получилось на высшем уровне. У заказчика был посыл сделать самые лучшие термы на Урале — и вообще в России. Большие бассейны, 14 саун и гораздо больше различных аттракционов, чем где бы то ни было.

Челябинские инженеры работают над проектом термального комплекса в Магнитогорске — одного из самых крупных во всей стране

Например, в термах VODA есть сауна, где в начале сеанса из кранов на каменку льется пенный напиток. Для Магнитогорска нас попросили реализовать что-либо подобное. Мы решили использовать медовуху, а саму сауну оформили в медовой тематике, в виде пчелиных сот. Когда стали подбирать оборудование, стало ясно, что для подачи медовухи необходимо создавать определенное давление, как в кегах. То есть нужно использовать либо газовый баллон, либо пищевой насос. В результате решили, что у нас будет сбитень — прекрасный русский напиток с простым составом: ароматные травы и ложка меда. Всё элементарно, нет проблем с подачей, финансовая составляющая небольшая — а удовольствие максимальное. Это как раз иллюстрация того, как идеи перерождаются в реализацию.

Андрей Гербенский: 
— Причем изначально это была просто маленькая строчка в техническом задании, буквально пара слов. Вообще сауны будут абсолютно разной тематики. Мы старались не повторяться в части оформления и разнообразных идей.

Вот так выглядит цифровая модель будущего комплекса

Полина Горшкова:
— Например, будет сауна впечатлений, где разыгрывается целый сценарий. Его мы придумали сами. Нашли поставщиков, кто сможет это реализовать. По сценарию сначала поют птицы, шумит лес, человека окружает туман. Потом погода портится, всё сопровождается звуковыми и световыми эффектами, с потолка начинает накрапывать небольшой дождь… Дальше сверкают молнии, дождь усиливается — предусмотрены разные форсунки с большим количеством разбрызгиваний, а в одной из точек можно будет при желании попасть под мощный тропический ливень. На полу отпечатками ног будут отмечены места, куда встать, чтобы почувствовать максимальный эффект от происходящего.

 Когда можно будет попробовать это вживую?

Андрей Гербенский: 
— По плану комплекс должны запустить в конце 2025 года. И что немаловажно, проект полностью реализуем в условиях санкций, сложностей поставки и так далее — все эти вопросы мы отдельно прорабатывали.

 Ваша команда работает на передовом оборудовании, тщательно следит за качеством — такие услуги наверняка стоят дорого?

Андрей Гербенский: 
— Проектно-изыскательские работы, как правило, занимают от 2 до 5% от всей стоимости объекта. Важно понимать, что экономия, скажем, в один процент может привести к гораздо большим, просто колоссальным затратам на строительство. Можно сэкономить 500 тысяч рублей на проекте, а затем только фундамент в итоге станет дороже на 10−20 миллионов рублей.

Всегда рады новым кадрам

 В портфолио АСПРО — проекты по всей стране. Насколько легко работать за пределами региона, ведь команда находится здесь, на Урале?

Полина Горшкова: 
— Если честно, даже в Челябинске можно пересчитать наши встречи с клиентом по пальцам. Я была главным инженером проектов в Нижнем Новгороде, Москве, несколько раз выезжала на объект, но все-таки большинство вопросов сегодня решается в почте и мессенджерах.

Андрей Гербенский: 
— Большую роль сыграл ковид: если до пандемии 90 процентов заказчиков на любой вопрос предлагали приехать и лично пообщаться, то сейчас все предпочитают встречаться в онлайн-формате.

 Если изучать опыт других регионов — как Челябинск выглядит на их уровне?

Андрей Гербенский: 
— Сегодня не только мы берем пример с соседей. Тот же Екатеринбург, Уфа или Тюмень всё больше смотрят в нашу сторону. Наша команда активно выступает на профильных конференциях: общаемся, обмениваемся опытом, кооперация растет. Наш город уже перестал быть провинциальным, укрепляются связь с другими мегаполисами — в последние годы Челябинск в архитектурной сфере развивается в лучшую сторону.

<p>Полина Горшкова</p><p>Полина Горшкова</p>

Много классных идей получаем от «молодой крови» и готовы расширять штат, чтобы вместе расти и развиваться.

 Сложно ли попасть к вам в команду, насколько большой опыт нужен?

Андрей Гербенский: 
— Безусловно, опытные сотрудники — это здорово, мы всегда рады новым кадрам: они знают нормативную базу, у них большой опыт работы с заказчиками и экспертами. Также наша компания принимает молодых специалистов. Когда-то мы сами начинали работать, еще обучаясь в институте. Сегодня к нам с удовольствием приходят студенты четвертого, пятого курса. У них есть голод к знаниям, они легко и с большим интересом внедряются в продукт, стремятся освоить что-то новое. Нет зашоренности — есть желание изучать другие разделы, пробовать, исследовать.

Полина Горшкова: 
— Много классных идей получаем именно от «молодой крови», и всегда открыты для таких ребят и готовы расширять штат, чтобы вместе расти и развиваться.

Инжиниринговая компания АСПРО,
Челябинск, ул. Елькина, д. 45а, офис 1104;
e-mail: acpro174@yandex.ru;
www.ikacpro.ru.

Застройщик ЖК «Парковый Премиум» — группа компаний ПАО «АПРИ», проектные декларации на сайте наш. дом.рф. Застройщик экорайона «Вишневая горка» — ООО «Специализированный застройщик „ЭкоСити“», проектная декларация на сайте наш. дом.рф. Застройщик ЖК «Конфетти» — ООО СЗ «Икар-Строй», проектная декларация на сайте наш. дом.рф. Застройщик микрорайона «Привилегия-2» — ООО СЗ «Флай Плэнинг», проектные декларации на сайте наш. дом.рф

Реклама. ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ИНЖИНИРИНГОВАЯ КОМПАНИЯ «АСПРО», ИНН 7451333911

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Мнение
«Надену маску наивности и спрошу: „А что случилось?“» Журналист — о череде коммунальных аварий после затянувшейся опрессовки
Анонимное мнение
Мнение
Священник-блогер отреагировал на скандал вокруг челябинского храма, в котором развернули родителей с коляской
Анонимное мнение
Мнение
Проехали вдвоем 9000 км на авто. Подруги три недели колесили по Монголии и потратили всего 150 тысяч рублей
Анонимное мнение
Мнение
«Хватит романтизировать 10 кормлений в час»: молодая мама — о повальном принуждении рожать
Анонимное мнение
Мнение
«Не люблю нытиков»: вахтовик с зарплатой 300 тысяч ответил тем, кто жалуется на свой доход
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления