ѕроект концепции развити€ общественного транспорта „ел€бинска, разработанный до 2016 года, не устроил участников круглого стола в ќбщественной палате города. Ќа совещании 17 апрел€ было предложено продлить действие стратегического документа до 2020 года. — такой инициативой к авторам проекта обратилс€ начальник управлени€ транспорта миндортранса области јлександр ‘илиппов. ѕодробнее о том, какие еще нарекани€ к концепции озвучили эксперты и что им понравилось, – в материале Chelyabinsk.ru.

Ќезамыленна€ концепци€

ѕо словам начальника управлени€ транспорта администрации „ел€бинска ќлега  озлова, авторы концепции опирались не на замыленный чиновничий взгл€д, а попытались представить близкое к общественности мнение. ќсновна€ задача состо€ла в том, чтобы обеспечить безопасность и качество передвижени€ по мегаполису. ќбозначенный в проекте срок до 2016 года максимально приземлен к жизни и был выбран исход€ из существующей социальной и экономической ситуации.

—реднесуточна€ загруженность подвижного состава на маршрутных лини€х муниципального транспорта „ел€бинска составл€ет 25%. ¬ самых оптимистичных ожидани€х этот показатель должен достигать 70%.

«—ейчас дл€ нас самое важное определитьс€, все ли в пор€дке на рынке пассажирских перевозок?  онечно, мы понимаем, что далеко не все проблемы решены. Ќапример, процентное соотношение муниципального и частного транспорта в размере 30 на 70 никого не радует, – констатировал ќлег  озлов. – —просите любого пассажира на остановке, они скажут, что немуниципальный транспорт – это плохо, грубо и гр€зно. ’от€ € всегда говорил: без маршруток можно обойтись, без частного бизнеса на городских перевозках – нельз€. Ќеобходимо найти некий рациональный баланс».

–уководитель рабочей группы по созданию концепции —танислав Ќовичихин к вышесказанному добавил, что в основу концепции заложен анализ состо€ни€ дел на пассажирских предпри€ти€х „ел€бинска: «ѕрежде всего мы посмотрели, какие проблемы у них существуют как в финансовом, так и в инфраструктурном плане. »менно от этого мы отталкивались и искали пути решени€ трудностей».

¬се посылы должны идти от реальной информации, а ее на данный момент представлено слишком мало, отметил заведующий кафедрой эксплуатации автомобильного транспорта ё”р√” Ќиколай √ор€ев. „тобы детально пон€ть, что мы имеем сейчас и к чему в итоге придем, необходимо заложить в документ экономические показатели. ѕока же целевой индикатор в документе один – увеличение доли муниципального транспорта до 50%.

«я считаю правильным, что была поставлена задача спасени€ муниципального транспорта. “олько у него есть подвижной состав вместимостью 100 пассажиров, – за€вил Ќиколай √ор€ев. – ≈сли такого транспорта на улицах не будет, в часы пик мы вообще никуда не уедем. „астные перевозчики такой техникой не обладают».

1 / 7

¬ схему транспортного обслуживани€ населени€ на маршрутах регул€рных перевозок в „ел€бинске внесены изменени€. Ќа заседании гордумы 24 марта к критери€м отбора перевозчиков добавилось шесть новых пунктов, самые резонансные из которых – выпуск на рейсы автомобилей с газомоторным топливом и оборудование транспортных средств системой навигации √ЋќЌј——.

Ёксперту по транспортной логистике якову √уревичу показалось странным, что в концепции сказано о невозможности вли€ть на развитие транспорта градостроительными методами. ѕри этом ссылки сделаны на недействительную схему градостроительного плана, утвержденного еще в 2003 году, и схему развити€ улично-дорожной сети, прин€тую в 1995-м.

«¬се последние годы предпочтение в развитии транспорта отдавалось частным перевозкам, – посетовал яков √уревич. – ƒл€ этого расшир€ли дороги, уничтожали тротуары и вырубали деревь€. —ейчас пришло врем€ прин€ть новую концепцию, но она точно не должна иметь двухлетний срок, хот€ бы потому, что любой объект инфраструктуры и вид транспорта имеет намного больший жизненный цикл – как минимум 10–20 лет».

—ингапур здесь не нужен

ѕо мнению представител€ общественного движени€ «„ел€бинск – город, удобный дл€ жизни» ¬€чеслава ≈рмакова, приоритет в концепции следовало отдать экологически безопасным видам транспорта – автобусам на газу, троллейбусам и трамва€м. ¬ представленном проекте транспорту с электрическим приводом внимани€ практически не удел€етс€, тогда как во всем развитом мире придерживаютс€ другой точки зрени€.  роме того, ≈рмаков напомнил собравшимс€ о никак не упом€нутом в концепции метрополитене. ƒл€ комплексного решени€ транспортных проблем в идеале не помешало бы пригласить на ёжный ”рал международных экспертов по городскому планированию, к примеру, знакомого с российскими реали€ми ¬укана ¬учика.

«” нас сегодн€ нет задачи изучить международный опыт в общественном транспорте, – попросил вернутьс€ к конструктиву председатель комиссии гордумы по экономике, муниципальному имуществу и городской инфраструктуре јлександр ¬ышегородцев. – ћы говорим о концепции развити€ муниципального транспорта в „ел€бинске. Ќас не интересует опыт ћосквы, —ингапура или ¬аршавы. ” нас есть конкретные проблемы в нашем городе.  оллеги, не уходите в демагогию. —удьба метро нас сегодн€ тоже не интересует, это отдельна€ стратегическа€ задача, не сваливайте все в кучу, иначе мы с вами пофилософствуем, разойдемс€ и ничего не решим».

√руппа энтузиастов из „ел€бинска «ƒорогу велодорогам» организовала электронный опрос общественного мнени€ о попул€рности велосипедной езды. √орожанам предлагаетс€ ответить на несколько вопросов о проблемах транспортной инфраструктуры, преп€тствующих развитию велодвижени€.

ѕосле этого свои комментарии к проекту представил директор аналитической группы «»нтро-Ќ» ƒмитрий „удиновских. Ќа его взгл€д, ключом к построению эффективной системы общественного транспорта €вл€етс€ правильный выбор финансово-экономической модели. “ак, общепризнанным в мире считаетс€ принцип, согласно которому конкуренци€ перевозчиков за наиболее прибыльный маршрут с пр€мым сбором оплаты упраздн€етс€, а взамен по€вл€етс€ конкуренци€ по качеству и стоимости перевозок. ƒостичь этого можно за счет централизованного сбора оплаты за проезд у единого оператора, уполномоченного выдавать разовые и длительные абонементы. ќплата услуг перевозчиков в этой системе производитс€ с учетом фактически выполненных об€зательств как по объему, так и по качеству услуг.

« ритиковать легче всего, но € рад, что такой труд все-таки по€вилс€, – подытожил јлександр ‘илиппов. – Ќужно согласитьс€ с предыдущими ораторами: давайте проект продлим как минимум до 2020 года. √радостроительную политику тоже необходимо учесть. ¬се намерени€ строителей в документе нужно отразить».

јлександр ‘илиппов также полагает целесообразным создание выделенных линий дл€ общественного транспорта. ѕервые такие полосы, обособленные бордюром от основной проезжей части, малыми усили€ми можно построить на  омсомольском проспекте и улице Ѕратьев  ашириных.

ѕо итогам обсуждени€ было прин€то решение обобщить критические замечани€ и доработать концепцию перед утверждением в гордуме. ≈сли авторы документа прислушаютс€ к голосу экспертов, у „ел€бинска по€витс€ шанс развернуть общественный транспорт в сторону интересов горожан.