Ётим девочкам повезло. ќни нашли своего учител€ – известного в –оссии художника  онстантина ‘окина. —егодн€ ћаргариту √абидуллину, јнну –жавитину и ≈катерину  ос€кову называют фокинскими. ¬нимание к ним пристальное и даже взыскательно-строгое. Ќо они этим только горд€тс€. ј  онстантин ‘окин неизменно называет выставки своих учеников «¬еликий чердак». «я их учу не манере, а видению», – любит повтор€ть мастер. ћы продолжаем рассказывать о самых молодых художниках „ел€бинска, приглаша€ читателей оценивать их работы в комментари€х. Ќапомним, партнерами нашего проекта выступили конгресс-отель «ћалахит», региональный —оюз художников –оссии, „√ј », ё”р√»», ё”р√”, „ел€бинска€ художественна€ школа. »тогом проекта станет выставка его участников.

ћаргарита √абидуллина: «ќн думал, что € полна€ бездарность»

—овсем недавно, 25 марта, ћаргариту √абидуллину прин€ли в —оюз художников –оссии. “еперь в „ел€бинске у нее есть сво€ мастерска€. ќна окончила магистратуру. „етыре года преподает в „√ј ». » мечта ее вполне сформировалась: «’очетс€ стать таким же сильным преподавателем и художником, как  онстантин ‘окин, чтобы оставить след и в учениках, и в искусстве».

 онстантин ‘окин и его «¬еликий чердак»

’удожественна€ школа в √ае ќренбургской области, где ћаргарита родилась и выросла, ей казалась всего лишь хобби.

«¬се, что € имею сегодн€, € получила благодар€ учебе у  онстантина ¬ладимировича ‘окина, – говорит ћаргарита. – Ќедавно он мне сказал, что когда впервые увидел мою живопись, то схватилс€ за голову: «„то € с ней буду делать?!» ≈го охватил ужас. ќн думал, что € полна€ бездарность!» (—меетс€.)

—егодн€ в багаже художницы более п€ти областных молодежных выставок, международный фестиваль в »спании и областной фестиваль-конкурс «–осси€-јзербайджан. Ќа крыль€х дружбы», а также межрегиональна€ выставка в “юмени «”рал XI». Ќа фестивале в »спании была отмечена ее работа и передана в дар музею города Ћлорет де ћар. Ќа азербайджанской выставке ћаргарита получила √ран-при.  роме того, она стала лауреатом общероссийского конкурса «ћолодые даровани€ –оссии» и получила стипендию —оюза художников –‘, который позволил ей съездить во ‘ранцию.

«—ейчас готовлю отчет – серию работ по ‘ранции, – продолжает ћаргарита. – ¬печатлени€ неизгладимые, и они прос€тс€ на бумагу. ќ ѕариже € мечтала с детства. Ќо провела в этом городе всего два дн€, остальные п€ть прошли на побережье јтлантического океана, в старинном городе ¬анн, в Ѕретани и Ќормандии».

1 / 13
јссоциации G. Ќатюрморт с трубой «апах кофе Ёйфелева башн€ ѕопутчик ѕоезд Ѕаку-„ел€бинск —острадание. ѕосв€щение ¬ќ¬ ќбразы. ¬ честь “огрула Ѕашкирский дворик Ѕашкирска€ национальна€ борьба на по€сах —пор ѕод Ќовгородским дождем —оборна€ мечеть

»звестный российский искусствовед, член экспертного совета проекта √алина “рифонова с большим интересом отнеслась к новым работам художницы. ѕо ее словам, три акварельных городских пейзажа парижского цикла построены как картинные композиции: «ѕространство здесь насыщено антропоморфными персонажами – современными горожанами и представител€ми ангельского чина и их антиподами – угрожающими фантастическими образами химер и ада. ћолода€ художница бесстрашно впускает эти фантомы тьмы, но задвигает и приглушает, дела€ почти незаметными р€дом с си€ющим миром красоты, молодости, прекрасных построек старого ѕарижа и нормандского барокко».

»скусствовед отметила в этих работах особый звонкий колорит: «ћир акварелей наполнилс€ сюжетами, персонажами, различными ракурсами пространства, насыщением отражений в нем. » дело не только в взвихривших дух художницы впечатлени€х от ѕарижа – какой художник не мечтает о ѕариже! ѕобывать художнику в ѕариже, да еще в молодости, – это ли не исполнение мечты! ’очетс€ думать, что пережитые чувства и открывшиес€ глазу ландшафты помогли ћаргарите сделать свои открыти€ и вступить в новый период собственно самосто€тельного творчества. » не ослепнуть от красоты, буйства жизни и воздуха парижских улиц, а чутче и глубже, сосредоточенней смотреть, переживать, открывать и понимать жизнь и человека».

“ем не менее, по словам √алины “рифоновой, новые работы также говор€т о том, что ћаргарита действительно ученица своего учител€: «’очетс€ верить, что ей хватит характера и упорства развить подаренное ей природой и восприн€тое через школу».

1 / 3
¬анн. ‘ранци€. ќкеан. ‘ранци€ —ломанный каблук. ‘ранци€

ј ћаргарита √абидуллина, говор€ о школе  онстантина ‘окина, отметила, что нет ничего ценнее в учебном процессе, чем практика пленэра: ««а лето такой практики студенты закрепл€ют все то, чему научились за целый учебный год. ѕлюсом становитс€ еще и неформальна€ обстановка, когда студенты могут подружитьс€ между собой. » когда ты садишьс€ рисовать р€дом со своим преподавателем, это дорогого стоит – ты стараешьс€ вывернутьс€ наизнанку, чтобы у теб€ получилось не хуже. ” нас были поездки в —анкт-ѕетербург, в ¬еликий Ќовгород, в —оликамск. ¬се это до сих пор в пам€ти, можно посто€нно возвращатьс€ к ней и находить дл€ себ€ новые мотивы».

ћаргарита призналась, что по-насто€щему захотела стать художником, когда увидела персональную выставку  онстантина ‘окина « онтрасты-66»: «ј потом его слова буквально отпечатались в подсознании: «≈сли Ѕог поцеловал вас, дал талант, то вы должны работать изо всех сил, вы об€заны не самому себе, а другим. » € об€зан передать свой опыт вам. ≈сли не будем этого делать, то искусство истончитс€, исчерпает себ€, не будет движени€ вперед».

≈е не раздражают замечани€, что она в своих работах порой похожа на учител€: «—ейчас € тоже замечаю, что мои ученики начинают подражать мне. Ёто неизбежно. »ногда  онстантин ¬ладимирович отмечает: «—мотри, это уже не мои ученики, это отголоски теб€». “акие вот тонкие грани. Ќо школа-то все-равно фокинска€».

«’удожница талантлива€, тонко чувствующа€ цвет, – говорит о творчестве ћаргариты √алина “рифонова. – ќна смело осваивает €зык современного понимани€ пространства как наполнени€ пластическими формулами и смыслами образов. ¬ последние годы часто вижу ее работы на различных выставках, они достойно вход€т в различные экспозиции».

јнна –жавитина: «”спех придет не завтра»

—егодн€ јнна работает декоратором в театре. Ќе потому, что так хочетс€, а потому, что всегда была реалистом: «я с детства знала, что мен€ ждет: у художника не может быть больших заработков, и успех придет не завтра».

 онстантин ‘окин и его «¬еликий чердак»

ќна родилась в „ел€бинске, но выросла у бабушки, в “вери, потому что родители уехали работать на ƒальний ¬осток.

«— 10 лет и до дев€того класса € жила с бабушкой и знала, что такое труд художника, – рассказала јнна. – ѕотому что мо€ бабушка – художник.  стати, они давно знакомы с  онстантином ‘окиным. ¬ „ел€бинске работали вместе, потом она уехала в “верь, но они остались друзь€ми. Ќельз€ сказать, что € сама выбрала искусство, оно мен€ окружало с детства. я не помню, кто первый сказал уверенно, что € буду рисовать, но все считали, что так оно и будет. ѕоэтому € росла и знала, что буду учитьс€ на художника. »ногда «помогала» бабушке, подбира€сь к ее мольберту, за что мне, конечно же, попадало».

Ќо первым ее учителем стала не бабушка. «Ќе могут родственники быть учител€ми, – считает јнна. – ќт ‘окина сегодн€ могу выслушать без слез любую, самую суровую критику, а от бабушки не могла. ѕоэтому с бабушкой мы практически не занимались, хот€ € наблюдала за ней».

¬ “вери јнна поступила в художественное училище. ѕравда, это случилось после окончани€ техникума, где она получила диплом экономиста-бухгалтера: «ѕричем € поступала в художественное училище, когда конкурс туда был огромный. Ќо € умудрилась пройти на графический дизайн и получила там академическое образование. ј  онстантин ¬ладимирович научил мен€ смотреть на мир другими глазами».

1 / 7
„ел€бинск «олотой город  ирилл  расный натюрморт ѕесни ћуслима ћагомаева ѕортрет —анкт-ѕетербург. ¬печатление

¬ „√ј » ее пригласил сам  онстантин ‘окин. «я приехала посмотреть, что такое академи€ и факультет ƒѕ». ћне так понравились работы первокурсников ‘окина – питерские этюды, что захотелось здесь учитьс€, – говорит јнна –жавитина. – «аслуга  онстантина ¬ладимировича еще и в том, что он учеников своих не ломает, стараетс€ сохранить нашу индивидуальность, наше видение мира. Ќикогда не было такого, чтобы он сказал: «ƒелай как €». ’от€ со временем мы все равно становимс€ в чем-то на него похожими. ѕодражание – этап обучени€. «амечательно, что мы можем ходить с ним на этюды.  онстантин ¬ладимирович всегда сам работает р€дом с нами. » на просмотрах всегда выкладывает свои этюды. » замечательно, что он устраивает после каждого пленэра выставки в „√ј », что посто€нно приглашает с выставками профессиональных художников. ј как он с нами в ѕетербурге ходил по музе€м! Ёто нужно было видеть и слышать! ќгромна€ польза от такой работы. ≈го критика всегда конструктивна, его пристрасти€ заслуживают внимани€ и уважени€. ¬ нем сидит не только талантливый художник, но и не менее талантливый знаток истории искусства».

јнна –жавитина собираетс€ поступать в магистратуру „√ј », она не видит смысла в том, чтобы продолжать обучение в ћоскве или ѕетербурге: «’очу продолжить учебу у ‘окина. «ачем куда-то ехать, если здесь есть замечательный учитель?»

«ƒекоративное чувство цвета, соединение разнопространственных планов в одной работе характеризует работы јнны –жавитиной, – подчеркивает искусствовед √алина “рифонова. – ћожет быть, нужно говорить о самой большой степени приближени€ этих работ к творческой системе ее учител€  . ¬. ‘окина. «десь есть €рка€, взволнованна€ жизнь насыщенного цвета, легко усвоенна€ культура композиции и стилевой системы в целом. Ќе просматриваетс€ пока только одно – наиважнейшее качество – собственна€ творческа€ индивидуальность художницы.  ак будто бы индивидуальность оказалась глубоко запр€танной внутри этой сформированной учителем системы».

≈катерина  ос€кова: «Ќайти золотую нить»

≈катерина приехала в „ел€бинск из «абайкаль€. Ќикогда раньше о художнике  онстантине ‘окине не слышала. ¬ „√ј » перевелась из «абайкальского гуманитарно-педагогического университета, где училась на дизайнера.

 онстантин ‘окин и его «¬еликий чердак»

« онстантин ¬ладимирович не очень хорошо отнесс€ к идее перевода дизайнера на факультет декоративно-прикладного искусства, считал, что придетс€ мен€ переучивать, – вспоминает она. – » € была очень настороженной первое врем€, многое принимала в штыки. “рудно было поступатьс€ канонами академической живописи, которую получила в художественной школе. ” нас даже случались небольшие конфликты. Ќо летн€€ практика в —оликамске все расставила по местам, она буквально перевернула мое сознание. я начала понимать, что ‘окин прав, что в искусстве все стили хороши, в каждом есть крупицы золота, которые нужно суметь собрать».

— особым удовольствием выпускница магистратуры „√ј » вспоминает третий курс бакалавриата: «Ёто было просто шикарное врем€, мы в академии готовы были находитьс€ сутками, хотелось работать и работать. ѕорой сами себе придумывали задани€ и стремились достичь заданной цели. Ќе всегда получалось, но был интерес, был азарт, хотелось бросать вызов друг другу».

’от€ четкое осознание, что она станет художником, пришло к ≈катерине  ос€ковой только в магистратуре: «»  онстантин ¬ладимирович стал не просто учителем, но направл€ющей силой в творчестве, человеком, который всегда поможет найти золотую нить, которую ты вдруг потер€л.  огда приходишь в его мастерскую, понимаешь, что творческий горизонт безграничен. „то до той высоты, на которой сегодн€ художник ‘окин, у теб€ еще годы и годы подъема. ѕонимаешь, что ты сделал так мало, что сравнивать себ€ с учителем нет смысла. ’от€ и сегодн€ мы можем не соглашатьс€ с  онстантином ¬ладимировичем, спорить. » это мне тоже нравитс€».

—егодн€ ≈катерина ведет уроки »«ќ в 147-й школе „ел€бинска. ќна также неоднократно участвовала в региональных молодежных выставках, в различных российских проектах. Ќо до сих пор с особым удовольствием вспоминает выставку в ё”р√” «‘окин и «¬еликий „ердак»».

« онстантин ¬ладимирович – личность неординарна€, поэтому и к ученикам его присматриваютс€ с пристрастием, – уверена девушка. – „асто можно слышать, что мы похожи на ‘окина. —транно это слышать. ѕотому что так было всегда – ученики –епина были похожи на –епина, ученики ѕоленова – на ѕоленова. ѕо-моему это классно, когда индивидуальность художника настолько сильна, что он может создать собственную школу и оставить последователей. Ёто очень здорово.  то еще из наших художников может этим похвастать? ћы молоды и пока неопытны, поэтому нет ничего дурного, что перенимаем манеру своего учител€. Ќо у нас есть все дл€ того, чтобы постепенно обрести свой стиль. ”же сейчас в нас больше различий, чем похожести. Ѕудучи похожими на ‘окина, между собой мы отличаемс€».

1 / 10
ѕортрет √обелен Ћисы

—ейчас ≈катерина  ос€кова тоже готовитс€ к молодежной выставке, а летом собираетс€ на родину, в «абайкалье: «’очу там поработать, пленэр в «абайкалье отменный».

«≈катерина  ос€кова, как и две другие художницы проекта ћаргарита √абидуллина и јнна –жавитина, – ученица известного художника-монументалиста и педагога, профессора „√ј »  онстантина ‘окина, – отмечает искусствовед √алина “рифонова. – Ўколу они восприн€ли под сильным оба€нием учител€. ѕоследующее их творчество покажет собственную силу их индивидуальностей. Ќа сегодн€шний день ≈катерину  ос€кову можно выделить за разносторонность. ќна любит и чувствует крупную форму в портрете, это подтверждают портретные работы карандашом и акварелью. «аслуживает внимание ее декоративное чувство, наход€щее выход в прикладном искусстве – гобелен, например. ќна гармонично чувствует пластическую форму и цвет в пространстве. ћолодой художнице присуще чувство стил€. Ќужно работать, развивать все эти качества и полученные знани€».

—ам  онстантин ‘окин считает своих учениц талантливыми, с задатками оригинальности, мысл€щими, но при этом не устает повтор€ть: «’удожник – это не только талант и школа, это амбиции, характер и труд».