21 мая вторник
СЕЙЧАС +2°С
  • 16 мая 2019

    Мы обновили 74.RU

    Если вы видите это сообщение, значит попали в 50% пользователей, которым мы уже готовы предложить наш новый дизайн! А чтобы вы быстро разобрались, что мы сделали и зачем, специально подготовили небольшую пояснялочку.
    Если возникли какие-то проблемы, пишите в нашу техподдержку support@iportal.ru.

    Подробнее
    7 мая 2019

    Авторы выходят из тени

    На 74.RU появилось интересное обновление. Теперь, щелкнув на фамилию автора (она указана под каждой статьёй), вы попадете на его персональную страничку. Там собраны все материалы этого журналиста. А еще указаны его почта и странички в соцсетях, так что делитесь мнением или идеей напрямую с автором.

    9 апреля 2019

    Такой ЧЕлябинск вы не видели!

    Мы думаем, что знаем свой город. Но так ли это? В спецпроекте «В ЧЕрте города» 74.ru рассказывает о самых необычных местах и их жителях. Каждый понедельник показываем то, чего вы никогда не увидите. Цыганский посёлок и жизнь у мелькомбината. А в следующем выпуске — городок чекистов.

    Подробнее
    Еще

«Идеальный вариант»: старинный дом в центре Челябинска подошел под художественную галерею

Поделиться

По проекту галерея на ЧТЗ должна получиться меньше

Театральный художник Тимур Дидишвили, который выступает за открытие в Челябинске художественной галереи, нашёл идеальное место для своего детища. Корреспонденты 74.ru вместе с деятелем искусств 30 января оценили заброшенное здание в центре города. Кто поддерживает идею мэтра, что обнаружилось в доме на углу улиц Цвиллинга и Карла Маркса и какую позицию заняли потомки его владельцев – в материале нашего сайта.

Деревянное здание на улице Цвиллинга, 8 заброшено уже седьмой год. В построенном около 140 лет назад доме в последнее время размещалось общество рыболовов и охотников, а как только он опустел, стал пристанищем бомжей. 

Тимур Дидишвили, который 15 лет работал в челябинском драмтеатре, уже более пяти лет борется за открытие в Челябинске художественной галереи. Мастеру предложили участок на улице Первой Пятилетки, вместо автостоянки, и на первых публичных слушаниях делегация местных жителей заявила, что им нужна парковка, а не галерея. Проект еще раз прошел публичные слушания, на которых идея новой художественной галереи получила поддержку Общественной палаты региона, общественного совета при областном министерстве культуры, а также депутатов городской думы. В том числе в вопросе переноса галереи в центр с ЧТЗ – в ветшающее здание на улице Цвиллинга.

Одно из самых старых зданий Челябинска стоит заброшенным уже семь лет

– Желание хорошее! Считаю, было бы прекрасно, если бы в старых домах в центре города были не коммерческие объекты, а культурные, – прокомментировал 74.ru чаяния художника вице-спикер гордумы Илья Мительман. – И заявитель абсолютно прав, что надо больше таких объектов: чем больше будет музеев и галерей в Челябинске, тем лучше. Я обеими руками за. Если поступит такое заявление в комиссию по градостроительству гордумы, мы будем ходатайствовать о его поддержке. Нужно сохранить архитектурный облик здания, поддерживать в хорошем состоянии и использовать по заявленному профилю. Много пустующих объектов в городе, которые можно было бы за меньшие деньги передать музеям. С нашей стороны поддержка обеими руками, но – при соблюдении всех норм.

Корреспондент 74.ru встретился с художником Тимуром Дидишвили в его мастерской накануне публичных слушаний. Именно тогда Тимур Давидович впервые сказал, что готов отказаться от строительства галереи на ЧТЗ в пользу здания на Цвиллинга, 8.

После публичных слушаний художник заручился поддержкой общественников и добился осмотра здания. Тем временем глава Челябинска Евгений Тефтелев прокомментировал нашему сайту, что готов рассмотреть предложение художника. В понедельник, 30 января, государственный научно-производственный центр по охране объектов культурного наследия (ГНПЦ) допустил Тимура Дидишвили, координатора инициативной группы градозащитников «АрхиСтраж» Юрия Латышева и корреспондента 74.ru в ветшающее здание.

Градозащитники и краеведы поддержали инициативу художника

Пока специалист ГНПЦ открывала дверь, Тимур Дидишвили и Юрий Латышев расчищали ступеньки

При первом же взгляде стало ясно, что для художественной галереи в доме места хватит, а художнику придется потратить немало денег на ремонт, реставрацию и местами реконструкцию здания. Подвал, на который у Тимура Дидишвили особые планы, завален мусором, а с улицы ещё и облицован плитами, которые скрывают окна помещения. Пола в доме местами нет, как и проводки. Зато оконные рамы собраны в одном углу. Крыша у дома металлическая и пока выдерживает осадки, но чердак местами прогнил.

Состояние здания удручает — ему требуется капитальный ремонт

Пол сохранился не везде

Дом кажется небольшим, но для галереи и классов для занятий с творческими детьми в нем места хватит

– Всё даже лучше, чем я предполагал, – отметил Юрий Латышев, который посещает здание уже не в первый раз. – Сохранилась кладка в подвале, решетка старая. Оконные рамы, кажется, советские, но в нормальном состоянии. В целом, конечно, могло быть хуже.

Тимура Дидишвили состояние здания тоже вполне устраивает. Восстановить его не велика проблема, считает мастер, – на ЧТЗ пришлось бы строить заново, да еще в меньшем объеме и при сопротивлении жильцов соседнего дома.

В подвале сохранились первоначальная кирпичная кладка и все помещения

Но пока что он завален мусором

Художнику предстоит бумажная волокита – здание в областной собственности, глава Челябинска Евгений Тефтелев не может его просто передать за символическую плату в один рубль, как предложил Илья Мительман. Кроме того, на доме висит объявление о продаже. По указанному номеру телефона отвечает специалист областного фонда имущества. По его словам, строение пока не выставили на торги, и по нему обязательно будет аукцион или конкурс. Уже определена начальная цена – 16 млн 800 тысяч рублей. Здание в 407 квадратных метров продается вместе с земельным участком в 576 кв. м. При этом в фонде имущества несколько раз отметили, что здание – выявленный объект культурного наследия и его ни в коем случае нельзя сносить или менять облик. Дом выставят на торги, предположительно, в этом году.

Дом богато украшен деревянной резьбой

В одной из комнат сохранилась «художественная галерея» от предыдущих постояльцев

Построенный ориентировочно в начале 1870-х годов, в 1883-м дом записали на Екатерину Агрову, жену землемера титулярного советника Алексея Агрова.

– В раскладочной ведомости о сборе налогов с недвижимости это здание описывали как «дом в семь комнат с кухней внизу», – рассказал Юрий Латышев. – У наследников Агрова дом с целью перепродажи купил Наум Бреслин. Затем хозяином стал известный купец, хлеботорговец и владелец одной из мельниц и маслобойки Иван Петрович Кузнецов. В учётной карточке Центра историко-культурного наследия Челябинска в 1992 году было указано: «Деревянный одноэтажный жилой дом на каменном цоколе. Бревенчатые стены закрыты фигурной обшивкой. Плоскость фасада расчленена пилястрами. Карниз с большим выносом, на фигурных резных кронштейнах. Под карнизом фриз из объёмных гранёных элементов. Наличники и пилястры украшены массивной резьбой, выдержанной в едином характере. Под домом подвал, освещаемый окнами в приямках. Цоколь имеет великолепную гранитную облицовку. План дома Г-образный, объём состоит из нескольких срубов».

Градозащитник отметил, что поддерживает инициативу художника превратить заброшенное старинное здание в художественную галерею и возродить здание к жизни.

На фото 1930-х годов видно подвальные окна

В советское время окна подвала закрыли гранитными плитами

Корреспондент 74.ru разыскал потомков владельца здания Ивана Кузнецова. Правнучка купца Елена Глебец также считает идею удачной:

– Очень положительно отношусь, я рада. Пусть пользу людям приносит! Пусть художник выставляет работы, и все их смотрят. Пока этот дом не отремонтирован, его и осмотреть нельзя. Им владел мой прадед, а я внутри даже не была.

Зато председатель госкомитета охраны объектов культурного наследия Александр Баландин пока очень осторожен.

– Конечно, мы выступаем за сохранение здания. Но пока что был только его осмотр, с художником мы еще не встречались, – сообщил Александр Баландин.

Потомки владельца дома рады, что в нём может открыться галерея

– Когда-то я умру, и мои работы останутся в этой галерее челябинцам. Если потомкам будет это полезно, они сохранят галерею, а если нет – что делать, – вздыхает Тимур Дидишвили и готовится писать мэру, губернатору и дальше добиваться новой галереи.