»горь Ўестаков, протоиерей, насто€тель —в€то-“роицкого храма: «ћне всегда было безумно интересно: что от нас пр€тали?»
»горь Ўестаков, протоиерей, насто€тель —в€то-“роицкого храма: «ћне всегда было безумно интересно: что от нас пр€тали?»

ѕочему православна€ церковь отвергает самоубийц? ¬ чем найти опору, если жизнь кажетс€ сущим кошмаром? √отова ли „ел€бинска€ епархи€ прин€ть в свои владени€ храм јлександра Ќевского? „то ждут от приезда на ёжный ”рал патриарха ћосковского и все€ –уси  ирилла? Ќужен ли в школе св€щенник? » что значил дл€ –ѕ÷ информационный голод? ќб этом и многом другом мы говорили с бывшим школьным учителем, а ныне насто€телем храма и руководителем отдела по работе с молодежью „ел€бинской епархии отцом »горем Ўестаковым.

ќ спасении в церковной ограде

ќтец »горь, недавно „ел€бинск потр€с случай: женщина покончила с собой, перед этим она задушила своих детей.  ак к подобного рода случа€м относитс€ церковь?

– Ќе было бы этой трагедии, если бы сердца этой женщины когда-нибудь прежде коснулась вера. »сход, действительно, ужасный. ѕолагаю, что веры никогда не бывает много, поэтому никогда не поздно напомнить об этом человеку. ÷ерковь всегда говорит, что есть другой выход из самых сложных жизненных ситуаций. Ќабратьс€ мужества жить – это одно из самых героических решений. ј суицид – это побег, нежелание боротьс€ за собственную жизнь и собственную душу, это следствие страшного смертного греха, который называетс€ унынием. „еловек не видит выхода из ситуации и решаетс€ на самый отча€нный шаг. Ќе он дал себе эту жизнь, но он распор€дилс€ этим бесценным даром настолько бездарно и нелепо, что √осподь такую душу не примет. –аньше таких людей не хоронили в кладбищенской ограде. Ќе потому, что это был элемент ханжества – их воспринимали, как людей отверженных.

ѕредвижу вопрос: «ј вы сами-то пробовали оказатьс€ в такой ситуации»? ќказывалс€, и много раз, когда еще не был св€щеннослужителем. Ѕыли моменты, когда казалось: это предел. Ќо никогда даже мысль не приходила о самоубийстве. Ќе потому, что € оголтелый оптимист, а потому что убежден: из любой ситуации есть выход.

ѕриходилось ли вам помогать таким люд€м, часто ли они обращаютс€ к св€щенникам в крайних ситуаци€х?

–  онечно. » € всегда говорю, что человек, только пришедший в св€щенную ограду, уже спасен процентов на 80, если это можно измерить в процентном отношении. ѕотому что, как правило, эти люди рассказывают: будто в голове кто-то сидит и указывает лишить себ€ жизни. ¬ эти моменты надо постаратьс€ найти опору в жизни, какой бы кошмарной и т€жкой она не была. ƒл€ кого-то этой опорой станет церковь, дл€ кого-то – любовь к дет€м или любовь родителей к ним. ќб€зательно нужно остановитьс€, подумать, почувствовать, что ты необходим другим. я прекрасно понимаю, насколько сейчас непросто жить. Ќечего есть, потер€ла работу, но, если веру не потер€ла – возьми детей и поезжай на монастырское подворье, спаси себ€ и детей хот€ бы от голода.

Ќо вблизи „ел€бинска нет монастырей.

– ¬ церковную ограду приди, в храм. «десь никто никогда и никому не откажет в помощи. ¬ наши храмы приход€т дес€тки людей еженедельно и никто не уходит без пода€ни€. ћы прекрасно понимаем, что человек может оказатьс€ в самых разных ситуаци€х. ƒа, среди этих людей есть процент тех, кто хитрит. Ќо мы и им помогаем, потому что это вопрос совести каждого. «¬с€кому прос€щему теб€ дай» – это —в€тое ≈вангелие. “акое происходит в каждом храме. я п€ть лет училс€ в Ќижегородской духовной семинарии, котора€ находилась на территории монастыр€. » каждое утро возле монастырской ограды собиралась толпа народа. Ќасто€тель, епископ ѕавлово-ѕосадский, владыка  ирилл ѕокровский так завел: делитьс€ с нуждающимис€ едой, котора€ есть в обители. ѕон€тно, что это не решало всех проблем социального устройства этих людей, их адаптации в обществе. Ќо это, согласитесь, должны быть совместные усили€. —егодн€ в монастыр€х и храмах есть приюты дл€ алкоголиков и наркоманов, дл€ бывших заключенных, которые не могут найти себ€ в обществе.

¬ „ел€бинске много таких?

– ¬ храме «”толи ћо€ ѕечали» есть реабилитационный центр дл€ наркоманов.

«ћы еще подождем»

—егодн€  государство заговорило о возвращении церкви ее имущества. „то вы ждете от такого поворота событий?

– ќтвечать на этот вопрос надо как на исповеди, честно.  огда решение принимаетс€ на самом верху, это еще не факт, что кто-то что-то отдаст. Ќельз€ вопрос передачи церковной собственности рассматривать в плоскости эмоциональной, следует рассматривать в правовой. — правовой точки зрени€ у церкви незаконно были отн€ты храмы, монастыри, дома церковные. Ёто факт. “еперь, когда речь зашла о возвращении, это не просто хорошо, это замечательно. — другой стороны, мы со скорбью осознаем, что многое уже потер€но и никогда не вернетс€. ≈сли говорить о „ел€бинске, уже никогда не вернетс€ ’ристорождественский собор, который был пам€тником архитектуры, он разрушен в 1930-е годы. Ќикогда не вернетс€ уникальный ансамбль ќдигитриевского женского монастыр€, он тоже разрушен. ¬месте с тем, сохранились —в€то-—имеоновский собор, который не закрывалс€, —в€то-“роицкий храм и храм јлександра Ќевского.

¬ „ел€бинске уже по€вились спекул€ции по поводу последнего.

– —ейчас тему пытаютс€ подн€ть с точки зрени€ нравственности: хорошо ли будет, если мы выгоним из храма јлександра Ќевского орган, город лишитс€ концертной площадки, куда пойдут работники культуры? Ќо далеко не все артисты позитивно относ€тс€ к тому, что в храме сегодн€ концертный зал. ƒл€ человека верующего это непри€тно и неправильно. ≈лена ¬асильевна ќбразцова, с которой мы дружим, рассказала, что после того, как спела концерт в храме јлександра Ќевского, голос потер€ла на три мес€ца.

 онечно,  мы хотим, чтобы нам вернули храм. » не будем говорить: мы его не возьмем. ÷ерковь просила вернуть храм јлександра Ќевского и в 1990 году,  и в 93-м. ≈сли власть сделает такой шаг сегодн€, мы это только поприветствуем. ќбратите внимание, что во врем€ встречи с патриархом именно премьер-министр заговорил о передаче комплекса Ќоводевичьего монастыр€ церкви. –езать по живому – не наша прерогатива, говорить де€тел€м культуры, которых не мы туда определ€ли: уходите, – не наша прерогатива. Ёто было бы против моральных правил.

¬ апреле „ел€бинскую область посетит патриарх ћосковский и все€ –уси  ирилл, будет ли он поднимать эту проблему?

»горь Ўестаков, протоиерей, насто€тель —в€то-“роицкого храма: «ћне всегда было безумно интересно: что от нас пр€тали?»

– Ќе знаю. ¬опрос, повтор€ю, очень деликатный. ћне бы хотелось, чтобы решение прин€ли власти, чтобы был достигнут компромисс и никто потом не говорил, что вот храм есть, а органного зала нет, чтобы никто не осталс€ обиженным. Ёто важно.  то-то уже спрашивал, готовы ли мы ждать? Ќо если мы столько ждали, мы еще подождем. ѕотому что прекрасно понимаем, что сохранить согласие и добрые взаимоотношени€ намного важнее. ¬едь дл€ нас возвращение св€тынь €вл€етс€ ожиданным событием, но мы бы очень хотели, чтобы оно не было сопр€жено с упреками в адрес церкви.  ак иногда проскальзывает: мы лезем в сферу образовани€, в армию, а хорошо ли это? » упреки: «ј дедовщина-то не прекратилась!» ј что, вот так сразу? ѕришел батюшка в воинскую часть – и у дедов руки отсохли, да?

—кажите, а полуразрушенные храмы, которых в „ел€бинской области немало, церковь берет под свое крыло?

– Ѕерет все, что подлежит восстановлению. ¬от, —в€то-“роицкий храм закрыт был в 1929 году, быстро все сломали, вынесли имущество, выбросили иконостасы... мес€ца хватило, чтобы превратить его в социальный объект. ј в 1990-м он был возвращен, и мы его 10 лет восстанавливали!  ак сказал мне один реставратор, легче построить дес€ть новых храмов, чем восстановить один старый. Ёто кропотлива€, длительна€ работа. ¬ епархии много примеров, когда церкви, находившиес€ без крыш и окон, поднимают. ’рам в √убернском, к примеру, храм јлександра Ќевского в ’арино, в  у€ше храм ѕокрова ѕресв€той Ѕогородицы. ѕод сводами старых храмов особые чувства возникают у мол€щихс€. ¬  ыштыме такой храм, в —атке, в «латоусте, в  асл€х. Ќо и новые станов€тс€ украшением нашего города. Ќапример, храм на “еплоприборе – комментарии излишни. Ёто говорит о том, что возвращаютс€ традиции русского зодчества.

—ила «не в бревнах, а в ребрах»

Ћюди порой про€вл€ют частную инициативу, начинают строительство храма и не справл€ютс€, денег не хватает, приход€т ли они за помощью к церкви?

– ¬ частности на территории „ел€бинского высшего военного командного училища штурманов было зате€но строительство храма —в€той ћученицы “ать€ны. ѕочему хорошо знаю тему, потому что клирик нашего храма отец »оанн назначен туда насто€телем. —начала все пошло хорошо, а потом наступили трудности финансового пор€дка, организационного, но община-то уже создалась, жизнь затеплилась в храме, а это главное, первое, что нужно. Ќе стены важны, сила церкви «не в бревнах, а в ребрах», нам нужны верующие. » церковь вз€ла храм под покровительство.  расивейший храм недавно открыли в честь великомученика √еорги€ ѕобедоносца. —мотрите, как долго он строилс€. ¬сем казалось, что не темпы это ’’I века. Ќо ведь какой храм построили величественный. ≈сли все сложитс€ благополучно, то св€тейший патриарх будет осв€щать этот храм.

„то ждете от этого визита?

– ѕервосв€тительский визит на нашу южноуральскую землю, вне вс€кого сомнени€, историческое событие. “аким же был визит св€тейшего патриарха јлекси€ ¬торого, который совершалс€ в знаменательный год двухтыс€челети€ христианства. „то касаетс€ визита патриарха  ирилла, очень надеемс€, что св€тейший своей энергией, необыкновенным архипастырским и ораторским талантом проповедническим привлечет внимание нашей паствы. ’от€ понимаем, что врем€ общени€ будет кратким, в программе три дн€ пребывани€, но это будет насыщенное и богослужени€ми, и встречами врем€.

√де запланированы встречи с паствой?

– ќни будут происходить во врем€ богослужений. Ёто то общение, которое очень важно. Ќикака€ друга€ площадка, на которой мы соберем людей, не сможет дот€нуть до уровн€ литургического общени€. ѕосеща€ богослужени€, мы перестаем быть сторонними наблюдател€ми, мы молимс€, слыша слово предсто€тел€, мы объединены одной молитвой.

¬ы лично знакомы с патриархом  ириллом, общались?

– — его св€тейшеством приходилось общатьс€. ѕравда, это было давно, когда он только-только стал митрополитом. ќн тогда потр€с всю нашу огромную аудиторию – поточна€ аудитори€ ћ√”, где собрали молодых св€щенников. Ёто было самое начало молодежного служени€ –усской православной церкви. 1991 год. » он выступал. Ћичность его произвела не только на мен€, думаю, колоссальное впечатление. ќдно дело – харизма иерарха и совсем другое – личное оба€ние.  огда он поворачиваетс€ к тебе, смотрит тебе в глаза, и ты чувствуешь, что он слушает теб€. ћы окружили его с вопросами, несколько дес€тков человек, и он слышал вс€кий вопрос и конкретно отвечал на каждый. ¬печатление осталось очень €ркое.

¬ы возглавл€ете отдел по работе с молодежью „ел€бинской епархии, можно сказать, что церковь в этом плане добилась положительных результатов, что молодежь пот€нулась к вам?

– ¬от именно о результатах хотелось бы сказать. ѕотому что кантианство – «движение все, цель – ничто» – это замечательно, но это субъективный идеализм. я все-таки считаю, что от наших меропри€тий должна быть практическа€ польза. —в€тейший жестко, бескомпромиссно 2 феврал€ сказал: «’ватит заигрывать с молодежью!» ѕредставл€ю, какое количество моих соработников вздохнули: «Ќу вот, так хорошо все начиналось».  онечно: провел дл€ молодежи рок-концерт, и можно почивать на лаврах. я согласен с мнением предсто€тел€, наша задача – удержать молодежь в церковной ограде. ћолодые люди, которые наход€тс€ в церкви, должны ощутить свое место в христианском сообществе. ќни могут быть дельными менеджерами, специалистами по коммуникаци€м, рабочими, кресть€нами, но самое главное, чтобы они состо€лись как христиане. Ёто очень важный вопрос. ’ристианство – это мировоззрение, гражданска€ позици€. ѕоэтому говорить о бесконечных мерах, принимаемых дл€ того, чтобы их привлечь к себе – это хорошо. Ќо все должно быть оправданно, опосредовано, и здесь надо поступать по слову јпостола ѕавла: «¬сего испытайте, но хорошего придержитесь». —ейчас пришло врем€ дл€ насто€щей миссии молодежи, когда нам надо отрешитьс€ от стереотипных мер поведени€, попул€рных в 90-е годы: пусть играют в футбол при монастыре, лишь бы только не курили. —ейчас молодежь наша успешно боретс€ за здоровый образ жизни, стараетс€ вести общественную де€тельность.

»горь Ўестаков, протоиерей, насто€тель —в€то-“роицкого храма: «ћне всегда было безумно интересно: что от нас пр€тали?»

ћногие ли сегодн€ хот€т глубоко проникнуть в христианство?

– ќчень многие приход€т сегодн€ в воскресные школы, интерес неоскудевающий. ¬о взрослых воскресных школах просто аншлаг.  атехизаторские курсы дл€ молодежи дали неожиданный эффект. ѕриход€т молодые люди по-насто€щему учитьс€ всему, у них правильный подход. «дорово помолодел круг прихожан. Ёто уже не 70-летние и не 60-летние с хвостиком старушки. ”веренно можно говорить: это средний возраст, работающее население. ћен€ это очень радует.

«Ѕатюшка в школе – утопи€»

Ќе случайно, наверное, выбор пал на вас, когда избирали главу отдела по работе с молодежью? ¬ы же были в прошлом школьным учителем?

– ƒа, работал в школе. Ќо тут, как говоритс€, назвалс€ груздем – полезай в кузов. ѕослушание есть послушание. ’от€ сейчас € уже ни шевелюрой, ни цветом бороды молодежному движению не соответствую, но пока есть благословение прав€щего архиере€, пока владыка довер€ет работать над этими вопросами, с благодарностью принимаю.

„асто ли бываете в обычных школах? ѕриглашают ли вас?

–  райне редко. ¬ основном работаю с учащимис€ нашего духовного училища, где читаю курс истории. ¬еду спецкурс в педуниверситете, сейчас еще будет „ел√”, там кафедра культурологии открылась, в ё”р√”. ѕринимаю участие в просветительских студенческих меропри€ти€х. ј св€щенник в общеобразовательной школе, честно говор€, – немного утопи€. ¬ школе должен работать учитель. ≈сть ведь верующие педагоги. ” нас в „ел€бинске есть даже сертифицированные педагоги дл€ преподавани€ основ православной культуры.

√де они этому учились?

– ¬ —в€то-“роицкой —ергиевой лавре на прот€жении многих лет существуют курсы по повышению квалификации педагогов. “уда в основном приезжают учител€ из ћосквы и ћосковской области. Ќо есть и из других областей. » они получают диплом о дополнительном образовании, имеют право преподавать эти дисциплины в общеобразовательной школе.

¬ „ел€бинске количество таких педагогов пока невелико. я знаю двух-трех человек, помимо тех, кто работает со студенческой молодежью. Ќо курсы открыты – пожалуйста, любой учитель может поехать и пройти обучение.

¬  урганской области начинаетс€ эксперимент по преподаванию основ православной культуры. Ѕудете за этим следить?

– ќб€зательно. ” нас есть отдел по религиозному образованию и катехизации, возглавл€ет который клирик нашего храма отец ≈вгений ѕобирченко. ƒумаю, он будет в курсе всех событий. ѕри нашем храме образовано  ирилло-ћефодьевское общество православных учителей, возглавл€ет его отдел наш по религиозному образованию. “уда вход€т очень уважаемые педагоги, в частности Ћюдмила јлександровна Ўкатова. ќна €вл€етс€ председателем. », по-моему, очень неплохо у нас сегодн€ складываютс€ отношени€ с институтом усовершенствовани€ и подготовки учителей, они готовы предоставить нам свои площадки и аудиторию.

ѕочему, на ваш взгл€д, у некоторых родителей преподавание основ православной культуры вызывает протест?

– ≈сть стереотипы, пугалки какие-то, которые их настораживают. ћожет, просто не понимают позитивной составл€ющей этого предмета, практической пригодности дл€ них. Ёто от недостатка общего культурного уровн€.

јргумент многих: религиозное воспитание – прерогатива семьи.

– Ќикто не против, пусть семь€ занимаетс€. “олько знаете, иногда так бывает, приход€т к нам и говор€т: у нас ничего не получаетс€, давайте теперь вы. ј может, все-таки изначально вместе будем работать? ¬едь св€щенник никогда не вмешаетс€ в личную жизнь своих прихожан.   нам люди приход€т семь€ми, мы хорошо знаем и родителей, и детей, но никогда не подходим и не говорим: ты своего мальчика неправильно воспитываешь, ты давай вот так его воспитывай. Ќет. ћы просто говорим о том, как надо. ј дальше выбор за человеком.

“ема «жжет»

Ќе секрет, есть процент гламура в том, что люди ход€т в церковь. Ёто модно.

– ћне кажетс€, это уже пошло на спад. я часто наблюдаю, как люди ведут себ€ в церкви вне богослужени€, все-таки приход€т они осмысленно: поставить свечи, заказать требы.

ќтец »горь, у вас на столе ноутбук, какое место »нтернет занимает в вашей жизни?

– (—меетс€.) ѕроблемы зависимости нет. √азеты читать некогда. ѕрихожу на работу, включаю компьютер, просматриваю новости из жизни –усской православной церкви на сайте патриархии. » 74.ru читаю, потому что городские новости знать надо, люди за советом ведь приход€т, св€щенник должен ответить на их вопросы.

¬ блогосфере отец јндрей  ураев предрекает кризис православи€ в –оссии и говорит о том, что центр православи€ смещаетс€ в  итай. “ема дл€ вас не нова?

– (—меетс€.) “ема «жжет». ≈сли отцу јндрею кажетс€, что надо ехать в  итай, Ѕог в помощь. Ќо не надо забывать подвига владыки Ќикола€  асаткина в японии.  огда началась русско-€понска€ война, владыка Ќиколай находилс€ в “окио, был подданным –оссийской империи. ѕришли к нему православные €понцы и спросили: «„то нам теперь делать?» ¬ладыка Ќиколай ответил так, как должен был ответить: «»сполн€йте долг перед своей –одиной и своим императором». ¬ –оссийской империи его ни в чем не упрекнули, его пон€ли. √отовы ли сегодн€ отцы, сид€ где-нибудь в “айбее, случись что в районе јмура, сказать: «Ѕлагословл€ю вас, служите своей –одине?» Ёто ведь очень сложна€ вещь. ј во-вторых, такие пространства сегодн€ в –оссии, такое огромное поле дл€ миссионерства!  то этим будет заниматьс€?

Ѕыл в вашей жизни особый момент, который подтолкнул к служению церкви, или это был поступательный путь?

– я в храм пришел студентом, действовал абсолютно интуитивно. ƒуховного опыта у мен€ не было никакого, но € почувствовал, что так надо. » когда оказалс€ в церкви, многое дл€ мен€ сразу встало на свои места. ¬ церкви мое душевное состо€ние изменилось, по€вилось желание жить, творить, делать что-то. ќно мен€ не оставл€ет до сих пор. ћне всегда было безумно интересно: что от нас пр€тали? ќт нас пр€тали историю – удивительную, уникальную, € же историк по образованию. я не искал в церкви никакой «синекуры», наоборот, в то врем€, когда € пришел в храм, никакой синекуры здесь и не было. ќтношение общества и государства к церкви еще было другим. ≈сли бы мне кто-нибудь тогда сказал, что €  буду на университетской кафедре вещать, не поверил бы. “огда мы жили, ограниченные четкими рамками церковища: служба, проповедь. ј скепсиса сколько было у пожилых св€щенников по поводу нас, молодых! ¬ семинарии говорили: «„то ты окончил? ”ниверситет? Ќебось, научный атеизм сдавал?» Ёто первый вопрос, самый главный.  онечно, сдавал, а куда деватьс€-то? » научный коммунизм тоже.

—поры о том, надо ли уходить от церковнослав€нского в богослужении, чтобы стать ближе к пастве, продолжаютс€.  ак вы относитесь к этой проблеме?

– «Ўедшему учити вс€ €зыки, крест€щие во им€ ќтца и —ына, и —в€тага ƒуха», – по-моему, пон€тно, о чем идет речь. ј «не судите, да не судимы будете»? “оже сказано по церковнослав€нски. —в€щенное ѕисание мы читаем на церковнослав€нском €зыке, есть практика миссионерских литургий и богослужений, когда мы переводим на русский €зык текст —в€щенного ѕисани€. Ќо, абсолютно убежден, церковнослав€нский €зык необходим, он настолько богаче делает человека, там есть такие образные выражени€! ¬о врем€ ¬еликого поста происходит чтение ѕсалтири – ¬еликого  анона ѕока€нного јндре€  ритского.  ак это читать по-русски, € не знаю. Ёто переведено на русский €зык, но нельз€ так молитьс€.

Ќо ведь јмериканска€ православна€ церковь сделала это, перешла на английский?

– —овершенно верно, чтобы быть доступнее и ближе к своей пастве. Ќо знаете, когда св€щенники ее приезжают к нам, то предпочитают молитьс€ по церковнослав€нски.

»горь Ўестаков, протоиерей, насто€тель —в€то-“роицкого храма: «ћне всегда было безумно интересно: что от нас пр€тали?»

¬оссоединение –ѕ÷ и «арубежной православной церкви отразилось на общем настроении?

– ƒл€ нас огромна€ радость и огромное облегчение, что мы можем совершенно спокойно общатьс€ теперь, у мен€ много знакомых за рубежом. » смотрите, какой огромный поток литературы хлынул в –оссию.  ниги умнейших людей: владыки ћарка Ѕерлинского, который считаетс€ образованнейшим человеком ≈вропы, отца —ерафима –оуза, книги которого настолько попул€рны, их, что называетс€, с руками отрывали, владыки јнтони€ —урожского, владыки ¬асили€ –одз€нко (√осподь так милостив, что € лично знаком был с ним). Ёто же титаны! Ћюди, значение которых дл€ православи€ сложно переоценить. ћы сейчас имеем возможность пользоватьс€ их наследием, книгами того же протоиере€ отца јлександра Ўмемана, отца яна ћеендорфа, архимандрита  иприана  ерна. Ёто все дл€ нас велика€ поддержка, велика€ помощь.

” них была возможность свободно дышать, хот€ и они платили свою плату, наход€сь в изгнании. Ќо они могли высказывать свое мнение, писать книги, не бо€сь, что их не напечатают. «наете, это тоже промысел Ѕожий, что часть нашей церкви оказалась в свободных услови€х. ¬от сейчас «ƒневники протоиере€ јлександра Ўмемана» можете почитать, как это интересно, какие размышлени€!

” нас во всех семинари€х преподавалс€ курс патристики по  иприану  ерну, но никто не мог назвать тогда им€ автора учебника, потому что он был отцом зарубежной церкви. ј ведь никто лучше него и √еорги€ ‘лоровского не написал до насто€щего времени учебника по патристике.  огда в „ел€бинск доехала сота€ часть выставки Ѕрюссельского издательства «—вет с ¬остока» в 1992 году, фразу ««арубежники выставку привезли» не успевали договорить до конца, мы все бежали туда. я купил там две книги, которыми пользуюсь до сих пор.  акое это было счастье дл€ мен€, хот€ изданы они были с сохранением дореволюционной орфографии, на папиросной бумаге плохонькой. ј сейчас зайдите в любую церковную лавку, сколько такой литературы! «акончилс€ информационный голод. » слава Ѕогу.