√алина «айцева считает, что у каждого поколени€ есть свой ѕаваротти
√алина «айцева считает, что у каждого поколени€ есть свой ѕаваротти

—егодн€ свой 70-й день рождени€ отмечает народна€ артистка –оссии √алина «айцева. ѕевица уже много лет преподает вокал в „ел€бинском институте культуры, €вл€етс€ профессором и возглавл€ет кафедру вокального искусства „√ј ». 74.ru поздравил √алину «айцеву с юбилеем и поговорил с артисткой о судьбе театрального искусства.

– √алина —еменовна, поклонники оперного искусства и сегодн€ помн€т вашу ƒжильду из «–иголетто», —юзанну и –озину, а уж романс јл€бьева «—оловей» в вашем исполнении вообще незабываем. —кажите, когда вы пришли в труппу чел€бинской оперы, какой она была?

– я все периоды нашего оперного театра застала, потому что выросла в „ел€бинске и еще школьницей не пропускала ни одной премьеры. ѕоэтому хорошо знала все первые составы оперной труппы. » каждый состав, надо сказать, был хорош по-своему. √лавное – чтобы каждый состав соответствовал времени. ≈сли вз€ть ту оперную труппу, котора€ открывала наш театр, и вывести ее на сцену сегодн€, она не сможет петь. Ёто были дети войны, у них не было такого музыкального образовани€, какое есть сегодн€, хот€ голоса были от природы шикарные. » внешность была прекрасна€. я их всех обожала! Ёто были мои герои!

«Ќе будем повышать планку – театр умрЄт»: певица √алина «айцева рассказала о будущем чел€бинской оперы
«Ќе будем повышать планку – театр умрЄт»: певица √алина «айцева рассказала о будущем чел€бинской оперы

Ќо сегодн€ € знаю, что можно петь еще лучше. ≈сли не будем повышать планку, театр умрет. ¬окал тоже должен развиватьс€, сегодн€ есть дл€ этого все – даже новые технологии, чтобы голос звучал лучше. ≈сли вам представить солиста 50-х и сегодн€шнего дн€, вы сразу определите, кто есть кто. ƒаже без развитого слуха можно уловить разницу в вокале, в исполнительской манере.

– «начит, в будущем может по€витьс€ исполнитель, который затмит самого Ћучано ѕаваротти?

– ќб€зательно! √ениальных исполнителей – единицы, но они рождаютс€ в каждую эпоху.

«Ќе будем повышать планку – театр умрЄт»: певица √алина «айцева рассказала о будущем чел€бинской оперы
«Ќе будем повышать планку – театр умрЄт»: певица √алина «айцева рассказала о будущем чел€бинской оперы

– ¬ам нравитс€ сегодн€шн€€ труппа чел€бинской оперы?

– ” нас шикарна€ труппа, хот€ не надо забывать, что мы – не столичный театр. ∆алко, что замечательные молодые исполнители часто уезжают, но все это объ€снимо.

«Ќе будем повышать планку – театр умрЄт»: певица √алина «айцева рассказала о будущем чел€бинской оперы
«Ќе будем повышать планку – театр умрЄт»: певица √алина «айцева рассказала о будущем чел€бинской оперы

– ѕочему вы никуда не уехали?

– ѕотому что родилась здесь, здесь жили мои родители, близкие люди. ћен€ приглашали, € прослушивалась. Ќо всегда понимала, что не смогу уехать и быть в другом театре. я была с детства влюблена в наш театр, в его акустику! Ёто многое значит. ¬ ѕерми мне даже звучание оркестра не понравилось. (—меетс€.) » мне казалось, что голос мой там совсем не звучит.  стати, мой ученик недавно уехал в Ќижний Ќовгород и пишет мне: «√алина —еменовна, как жаль, что нет здесь акустики нашего театра». я подумала: «ћолодец, что он это понимает».

«Ќе будем повышать планку – театр умрЄт»: певица √алина «айцева рассказала о будущем чел€бинской оперы

– „то бы вы посоветовали нашему зрителю об€зательно посмотреть в оперном театре?

– ƒа все! Ќа каждом спектакле могут быть открыти€: то открываешь певца, которого раньше не замечал, то режиссер замечательный, то оркестр на высоте! —егодн€ у нас поет ѕавел „икановский – такого певца еще поискать. — таким тембром, с таким умом, с такой душой! Ёто редкостное сочетание. я его просто обожаю, поэтому пригласила на кафедру работать.

«Ќе будем повышать планку – театр умрЄт»: певица √алина «айцева рассказала о будущем чел€бинской оперы

“акой √алина «айцева пришла в театр

– „то вас радует в нашей опере?

– –ада, что поставили «‘ауста», который давно не шел в „ел€бинске. Ёто сложна€ и очень красива€ музыка, она просто необходима исполнител€м – это бальзам дл€ голоса: баритона, баса, сопрано, тенора. «‘ауст» заставл€ет держать голос в хорошей форме. ¬осстановили также замечательный спектакль «ћоцарт и —альери» –имского- орсакова. я мечтаю, чтобы поставили «–иголетто», потому что у нас труппа лирическа€, и этот спектакль ей необходим. Ёто просто лекарство дл€ голоса.

«Ќе будем повышать планку – театр умрЄт»: певица √алина «айцева рассказала о будущем чел€бинской оперы

—казочный голос и сказочные постановки

–   чему сегодн€ готовите своих учеников?

–   трудност€м вокальной жизни. —егодн€ на сцену попасть сложно, конкуренци€ больша€, потому что платно многие учатс€. Ќо замечательные солисты были и остаютс€ штучным товаром. я готовлю с ними самые сложные партии, с которыми можно справитьс€ только под крылом педагога. ѕомню, как сама делала эти партии в театре. Ѕыло сложно, и € звонила своему педагогу в ≈катеринбург, по телефону пела ей партию ƒжильды. ј она делала замечани€.

«Ќе будем повышать планку – театр умрЄт»: певица √алина «айцева рассказала о будущем чел€бинской оперы

ѕевица мечтает, чтобы в „ел€бинске снова поставили –иголетто

–  огда вы утвердились в мысли, что вы преподаватель, и легко ли забыть сцену?

– ƒа нет, конечно, поэтому € продолжаю работать в театре – там у мен€ стажерска€ группа, готовлю дл€ театра молодых исполнителей.

ј как преподаватель € и сегодн€ не чувствую, что все в моих руках.  аждый студент – новый мир, который надо открыть, чтобы пон€ть, как с ним нужно работать. “олько тогда мы можем работать на одной волне. Ќеслучайно опытные преподаватели говор€т, что вокальных методик столько, сколько существует певцов.

«Ќе будем повышать планку – театр умрЄт»: певица √алина «айцева рассказала о будущем чел€бинской оперы

√алина «айцева, певица (сопрано), нар. артистка –‘ (1995), профессор „√» . –одилась в „ел€бинске. «аниматьс€ пением начала в вокальной студии ƒворца культуры электрометаллургического комбината у педагога ё. ¬. ќкунева. ќкончила вокальное отделение —вердловского музыкального училища (класс педагога –. ’. √ерцман) и ”ральскую консерваторию (1976, класс нар. артистки –—‘—–, проф. ћ. √. ¬ладимировой). Ќа сцене чел€бинской оперы спела более 30 партий, среди них – ƒжильда («–иголетто», ƒж. ¬ерди), —юзанна, ÷ерлина («—вадьба ‘игаро», «ƒон ∆уан», ¬.-ј. ћоцарт), –озина («—евильский цирюльник», ƒж. –оссини), јдина («Ћюбовный напиток», √. ƒоницетти), јнтонида, Ћюдмила («»ван —усанин», «–услан и Ћюдмила», ћ. √линка), —негурочка, ÷аревна-Ћебедь («—негурочка», «—казка о царе —алтане», Ќ. –имский- орсаков) и др. ¬ыступала с камерными программами. ¬ насто€щее врем€ заведует кафедрой вокала в „√» , руководит стажерской труппой в „ел€бинском театре оперы и балета.