Город «Руслан и Людмила» – сказка, фимиам, полет

«Руслан и Людмила» – сказка, фимиам, полет

Начнем с того, что отсутствие большого числа иностранцев в Челябинске – это уже счастье для любителей русской оперы «Руслан и Людмила». Есть надежда, что билеты на премьеру, которая состоится 2 и 3 октября, в кассах еще имеются. В Мариинке и Большом их бы

Начнем с того, что отсутствие большого числа иностранцев в Челябинске – это уже счастье для любителей русской оперы «Руслан и Людмила». Есть надежда, что билеты на премьеру, которая состоится 2 и 3 октября, в кассах еще имеются. В Мариинке и Большом их бы давно раскупили туристы. Это произведение Глинки они называют настоящим русским чудом.

Чудо началось, конечно же, с Пушкина. Глинка был очарован поэмой «Руслан и Людмила». Но работа над созданием оперы началась лишь в 1837 году, Александру Сергеевичу не суждено было стать автором либретто. И композитору пришлось привлечь к работе других поэтов. Но переворот в традициях мировой эпической оперы был совершен. Публика была настолько не готова к этому, что посчитала премьеру полным провалом и автора, и исполнителей. Прозрение случилось лишь к третьему спектаклю. С тех пор «Руслан и Людмила» считается русским шедевром. Западные постановщики за нее не берутся – слишком необычна, слишком сложна и даже непостижима. Вот и едут западные меломаны на «Руслана и Людмилу» – грандиозную музыкальную сказку, старинное классическое наследие – в Россию.

«Сегодня «Руслан и Людмила» – не только непередаваемая по красоте музыка, сложные вокальные партии, но еще и хореография Михаила Фокина, – говорит хореограф Челябинского театра оперы и балета Галина Калошина. – Таких балетов еще никто не поставил. Никто! Он приблизил хореографию к восточным мотивам, потому что Фокину был дан особый талант – тонкое прочтение музыки. Его сцены в «Руслане и Людмиле» – это фимиам, парение, полет. Сказочно красивы балетные сцены и очень „смотрибельны”».

Фокинская хореография была сохранена благодаря танцовщикам и хореографам Мариинского театра, они передавали ее, как принято говорить, из ног в ноги. «Конечно, при передаче каждый что-то свое привнес, – продолжает Галина Калошина. – Но особенности фокинской стилистики остались незыблемы. И это настоящая школа для современных артистов балета. Надо видеть, с каким удовольствием молодые наши артисты работают на репетициях. Я ими очень довольна. А для зрителя «Руслан и Людмила» – живая сказка. Эта опера ценна тем, что вокал в ней постоянно перемежается с хореографией, и потому зритель не устает. Это спектакль для всей семьи, на него можно смело приводить детей».

Нынешняя премьера «Руслана и Людмилы» на сцене нашей оперы – возобновленная постановка известного питерского режиссера Алексея Степанюка и художника Мариинского театра Вячеслава Окунева. 11 лет назад она была очень хорошо принята публикой. Надо сказать, что челябинцы вообще любят работы Алексея Степанюка – динамичные, яркие, свежие.

«Это не просто профессионал, это человек широкой культуры, петербуржец, человек тонкий, прекрасно знающий музыку, – говорит об Алексее Олеговиче завлит театра оперы и балета Светлана Бабаскина. – Он до мелочей знает все театральное производство, за все болеет. Когда в Челябинск приезжает Степанюк, работа в театре просто закипает: все репетиционные залы и классы заняты, артисты репетируют даже в фойе. Все в движении. И за три недели спектакль поставлен. Он умеет организовать процесс и справедливо считает: все должно быть подчинено выпускаемому продукту».

Но обновленный спектакль трудно не назвать премьерным, потому что на этот раз постановкой руководит главный дирижер театра Антон Гришанин. Известно его бережное отношение к авторским партитурам. На этот раз Антон Евгеньевич открыл купюры, сделанные 11 лет назад тогдашним главным дирижером Владимиром Ферулевым. Спектакль увеличился минут на 10-15, но, как уверяет хореограф-постановщик Галина Калошина, это позволило сделать сцену «В садах Наины» цельной и еще более прекрасной.

«Работа с Антоном Гришаниным всегда интересна для исполнителей, – говорит народная артистка России, солистка челябинской оперы Наталья Заварзина. – Под его руководством музыка наполняется полнотой красок и оттенков». Партию Гориславы Наталья Заварзина считает для себя знаковой. «Это мой дебют на челябинской сцене, – говорит солистка. – Я пришла в театр в тот момент, когда Алексей Степанюк ставил «Руслана и Людмилу». И за партию эту я получила звание лауреата областного театрального фестиваля «Сцена». Эта опера стала счастливым началом для меня. Но тогда я была дебютанткой, работая с таким интересным режиссером, как Алексей Степанюк, я чувствовала себя ученицей, исполняла его волю беспрекословно, и мне некогда было глубоко погрузиться в роль. Сегодня, благодаря опыту, оперному багажу, я это уже могу сделать. И получаю от работы еще большее удовольствие».

Для Александра Краснова (баритон) партия Руслана – открытие. «Михаил Иванович постарался, – улыбается Александр. – Эта партия сложна не только вокально, но и технически – мелкая техника для крупного голоса. А потому неизбежны большие физические нагрузки, поэтому я работаю не только над партией, но и в спортзал хожу качаться. Потому что связки – часть тела, это мышцы прежде всего. А роль очень интересная. Я очень люблю именно русскую музыку, русскую оперу, очень хочу спеть Грязнова, Ивана Сусанина. Уже спел Князя Игоря, Галицкого и, честно признаюсь, был доволен такой работой. Это настоящая проверка для солиста, по-настоящему творческая работа. В итальянских операх, считаю, патетики много, а у нас все так драматично, реалистично и потому цепляет очень».

Александр Краснов в нашем театре поет второй сезон. Его путь на оперную сцену очень спортивен. В детстве и юности он увлекался не только музыкой (был лауреатом детских вокальных конкурсов, играл на фортепиано, даже окончил колледж культуры как джазовый пианист), но параллельно этому делал успехи в баскетболе. И после колледжа культуры окончил академию физкультуры, играл в сборной Омской области. Со спортом он не расставался даже в Уральской консерватории, занимался бадминтоном и получил звание мастера спорта. Сегодня спорт по-прежнему облегчает жизнь вокалиста, при этом зритель вполне удовлетворен внешними данными солиста, ведь Руслан – настоящий русский богатырь.

Кстати, костюмеры посетовали, что костюмы от прежнего спектакля хорошо сохранились, но совершенно не годятся новым солистам и танцовщикам – артисты стали крупнее и ростом, и в талии. Поэтому многие наряды пришлось заново шить по старым эскизам.

Декорации также отреставрировали, заново изготовили мебель. Кроме того, «Руслан и Людмила» по-новому откроется зрителю визуально благодаря современному световому оборудованию. Яркие окуневские декорации станут еще богаче и живописнее по колориту и цветовой гамме.

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления