Город Археологи докопались до Глинки

Археологи докопались до Глинки

В Челябинске «дорожная революция» на площади Ярославского проходит под вывеской «Археологические исследования». Там, где по сути начиналась столица Южного Урала, сегодня идут активные дорожные работы: переносят трамвайные пути и расширяют перекресток Цвил

В Челябинске «дорожная революция» на площади Ярославского проходит под вывеской «Археологические исследования». Там, где по сути начиналась столица Южного Урала, сегодня идут активные дорожные работы: переносят трамвайные пути и расширяют перекресток Цвиллинга–Труда. К середине ноября четверть этой территории превратится в проезжую часть, которая пройдет в нескольких десятках метров от памятника Михаилу Глинке. Перепланировка выгодна не только автолюбителям, но и археологам – дорожные «раскопки» позволят установить, как выглядела первая площадь Челябинска в прошлом.

Площадь Ярославского в центре Челябинска на глазах горожан меняет «дорожная революция»: трамвайные пути перемещают ближе к скверу, автомобильному транспорту будут отданы восемь метров проезжей части. Кроме того, транспортную проблему на перекрестке Цвиллинга–Труда разрешит снос дома №1 по улице Цвиллинга. «На сегодня дорожники сняли тротуарную плитку, убрали почвенный слой, – сообщил на аппаратном совещании в мэрии 4 октября заместитель главы администрации Челябинска по дорожному хозяйству Владимир Алейников. – Монтаж трамвайных путей намечен на первую декаду ноября. Параллельно решаем вопрос с домом по адресу Цвиллинга, 1. До середины ноября все работы в районе перекрестка будут завершены».

Площадь Ярославского возникла когда-то к востоку от челябинской крепости. В 1739 году напротив ее северо-восточного бастиона – на углу современных улиц Труда и Цвиллинга – начали строить деревянную церковь Николая Чудотворца, рядом по традиции появилось и кладбище, которое действовало до конца 70-х годов XVIII века. Южнее в 1748 году был заложен каменный Христорождественский собор. Церковь перенесли на другой берег реки Миасс в 1768 году. К югу от собора, еще до его постройки, был поставлен гостиный двор – деревянные лавки. Вдоль улицы Цвиллинга находилась провинциальная канцелярия – управление Исетской провинции. Южнее по улице – ратуша. В западной части площади – тюремный острог и пороховой погреб. Во второй половине XIX века торговцам стало тесно, и они постепенно переместились на центральную часть площади. В начале 20 века вдоль улицы Труда появились каменные дома, на первых этажах которых также шла активная торговля. После революции 1917 года новая власть стала использовать дома для других нужд: в годы Великой Отечественной войны там располагалась кондитерская фабрика, где делали шоколад для фронта.

«Мы не можем точно сказать, как выглядела площадь Ярославского до революции, потому что сохранившиеся архивные материалы не раскрывают всей картины, – говорит доцент ЮУрГУ, археолог Гаяз Самигулов. – Более или менее полные раскопки проходили дважды – в 1996 и 2004 годах. Археологов приглашали, когда тянули пожарный водовод в картинную галерею, устанавливали памятник Глинке, проводили телевизионный кабель.

В 1996 году впервые выяснилось, что здесь есть погребения, фрагмент кладбища нам открылся и во время работ по установке памятника».

Из-за точечного характера раскопок челябинские археологи не могут обозначить границы погоста. «Сказать, какой процент площади занимает кладбище, довольно сложно, возможно, третью часть, – предполагает Гаяз Самигулов. – Мы не знаем его точных границ, потому что исследовали культурный слой только в тех местах, где проводились земляные работы. Все очень примерно. Думаю, что в зоне дорожных работ как раз окажется кладбище и острог. Может быть, пройдем по краю того места, где стояла Никольская церковь, но шансов немного. Кстати, дорожники уже «откопали» подвалы каменных торговых лавок. Кроме того, мы обнаружили достаточно близко к проезжей части улицы Труда захоронения и нашли двухкопеечную монету 1812 года выпуска».

В 30-х годах прошлого века площадь Ярославского была важным транспортным узлом: по плану 1936 года вокруг нее было построено трамвайное кольцо. В плане за 1939 год заметны существенные изменения: из-за строительства театра оперы и балета кольцо сместили в северо-восточный угол сквера. Очередная перепланировка площади произошла после Великой Отечественной войны: чтобы поднять ее уровень, поверхность засыпали метровым слоем грунта и оформили края гранитном, поставили две колоны. По словам Гаяза Самигулова, не каждый челябинец замечал, что колоны широко расставлены. Этому есть объяснение: площадь благоустраивали по плану 1947 года, по нему же должны были снести каменные дома напротив и освободить берег реки Миасс. По задумке, горожане, выходившие с площади через колоны, видели бы перспективу – набережную реки Мисс и новые кварталы на другом берегу. Но из плана 1947 года был реализован только проект благоустройства площади.

В ближайшие полтора месяца площадь Ярославского снова изменит свой облик: плитка разобрана, исчезла гранитная облицовка, демонтированы колоны. В результате «дорожная революция» «отхватит» примерно четверть от сердца города.

Фото: Видео Евгения ЕМЕЛЬДИНОВА, монтаж Сергея КАБАКОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления