74.ru продолжает серию публикаций о чел€бинских заводчанах, их трудовых будн€х и хобби. —егодн€ мы знакомим читателей с инженером јндреем Ѕат€йкиным, про которого можно смело сказать: в жилах – бензин вместо крови. — одинаково бешеным энтузиазмом он беретс€ за внедрение новинок на заводе и постройку автомобил€ мечты в домашнем гараже. ¬ детстве и юности јндрей сходил с ума по мотоциклам, теперь его страсть – гоночные машины, собранные своими руками.

ѕравильно покрасить детали разной формы - целое искусство
ѕравильно покрасить детали разной формы - целое искусство

»з бизнеса в мал€ры

ƒо прихода на завод «“рубодеталь» јндрей Ѕат€йкин был предпринимателем – поставл€л строител€м известковые растворы и прочие материалы. ѕотом предпри€тие, с которым он сотрудничал, обанкротилось. » јндрей, выросший в посЄлке Ќовосинеглазово, решил поработать на заводе «“рубодеталь». ¬ 2006 году прошел обучение и год трудилс€ мал€ром в цехе по изготовлению отводов, окраске и упаковке. „ерез год ему предложили должность инженера по наладке и испытани€м.

јндрей Ѕат€йкин пришел на "“рубодеталь" 11 лет назад
јндрей Ѕат€йкин пришел на "“рубодеталь" 11 лет назад
ƒетали трубопроводов приходитс€ красить вручную
ƒетали трубопроводов приходитс€ красить вручную

– ќбразование у мен€ экономическое, но в душе € инженер, – смеетс€ јндрей. – ј теперь еще и начальник мал€ров.

Ѕат€йкин проводит экскурсию по цеху, показывает разные участки, покрасочные и сушильные камеры, а также демонстрирует собственно процесс покраски. Ќесмотр€ на посто€нно обновл€ющеес€ оборудование, здесь не обойтись без ручного труда.

– ≈сли у труб разный диаметр, но форма всегда одна, то наш завод производит издели€ сложных форм. Ќанести на них покрыти€ автоматически, роботом, просто невозможно, – по€сн€ет јндрей Ѕат€йкин. – ¬ покраске деталей трубопроводов – масса нюансов. Ќапример, руку нужно держать под пр€мым углом, на определЄнном рассто€нии от факела (то есть от струи пистолета. – ѕрим. авт.).

–уку нужно держать под пр€мым углом, в полуметре от струи краски
–уку нужно держать под пр€мым углом, в полуметре от струи краски
¬ этом цехе идет финишна€ отделка изделий
¬ этом цехе идет финишна€ отделка изделий

ѕокраска длитс€ от 20 минут до трех часов – в зависимости от сложности детали. ¬ процессе работы мал€р провер€ет толщину покрыти€.

– ќна не должна превышать нескольких миллиметров. »наче придетс€ счищать, а это уже адский труд, лучше лишний раз остановитьс€ и проверить, – делитс€ опытом наш герой. – Ќаши мал€ры уже знают, где три взмаха сделать, а где один.

ѕокрытие высыхает за три-четыре секунды. ќднако к отправке издели€ будут готовы только через несколько суток. ѕо словам специалистов, чтобы покрытие стало действительно устойчивым, изделие должно «дозреть». “олько после этого можно дать 30-летнюю гарантию на защиту от коррозии. ƒл€ ускорени€ процесса используютс€ сушильные камеры, где температура увеличена.

¬ спецодежде работники участка покраски похожи на призраков
¬ спецодежде работники участка покраски похожи на призраков

– ѕокрытие должно держатьс€ в любых услови€х – на земле и под водой, в жару и стужу, – добавл€ет јндрей. – ѕоэтому используем свои ноу-хау, например, отводы и тройники дл€ районов  райнего —евера покрываем специальной пеной. “акое термоустойчивое покрытие позвол€ет сохранить плюсовую температуру нефте- и газопродуктов в трубе. »наче если нефть сильно охладитс€, то может превратитьс€ в пластилин.

— п€ти лет за рулем

—трасть јндре€ к автомобил€м и способность в них разбиратьс€ передалась от отца. ќн работал водителем мощных грузовиков. — п€тилетнего возраста сажал сына на колени и разрешал покрутить баранку.

– ¬ восьмом классе € даже отработал смену за него – возил на  јћј«е песок, – вспоминает Ѕат€йкин. – Ќедалеко, конечно, – несколько дес€тков метров, от экскаватора до места выгрузки. Ќо все делал сам.

  мотоциклам јндрей неравнодушен с детства
  мотоциклам јндрей неравнодушен с детства

ј родительска€ «ява» на какое-то врем€ вообще стала любимой игрушкой и смыслом подростка. ¬ советские времена мотоцикл чехословацкого производства считалс€ статусной машиной. Ќеугомонный Ѕат€йкин посто€нно разбирал-собирал трехколесного красавца. ƒо ухода в армию у него в руках побывало шесть мотоциклов.

Ќа отдыхе предпочитает двухколесный транспорт
Ќа отдыхе предпочитает двухколесный транспорт

– ќднажды в гараже одновременно сто€ли сразу три. ќтец подарил мне старенький мотоцикл с кол€ской, другой € сам собирал из деталек, плюс родственники д€ди отдали 30-летнюю «яву». ќна просто€ла 15 лет в сыром гараже: полусгнившие покрышки, бензобак зат€нут паутиной, – вспоминает јндрей. – ќтец посмотрел на эту «яву» с сомнением: да ты ее никогда не запустишь.

„ерез два часа Ѕат€йкин-младший приехал на этом мотоцикле в сад поливать урожай. ƒвигалс€, правда, практически на ободах, колеса пережевывали покрышки. Ќо парень был безмерно горд, что сумел вдохнуть жизнь в видавший виды советский байк.

–азве можно пройти мимо такого чуда?
–азве можно пройти мимо такого чуда?

— годами јндрей пересел на машины посерьезнее. ѕродал все «явы» и купил подержанную «ямаху» в трех мешках. —обрал ее и гон€л на соревновани€х, что проводились на „ћ«. ћечта о мотоцикле максимальной мощности и объема тогда казалась несбыточной. » когда он стал хоз€ином инжекторной «’онды» с 450-м движком, радости и гордости не было предела.

– ќн был очень крут. Ќастолько прыткий, что каждую секунду норовил встать на заднее колесо. Ёта машина была выше мен€, она, как королева, смотрела на владельца свысока. –азгон просто сумасшедший – 2,5 с до 100 км/ч, 6 с – до 200 и 10 с – до 300 (!), – с ностальгией вспоминает јндрей. – ѕризнаюсь, разгон€лс€ по «ћеридиану» до 299 км/ч. ”жас в том, что едешь и понимаешь, что комфортна€ скорость дл€ теб€ – 160 км/ч, а не разрешенные 60.

¬ гараже всегда есть двигатели про запас
¬ гараже всегда есть двигатели про запас
ћашину готов€т к соревновани€м
ћашину готов€т к соревновани€м

¬ то врем€ Ѕат€йкин был посто€нным клиентом травмпункта: сломанные пальцы, раздробленна€ ключица, вывихнутое плечо.  огда делал флюорографию, врачи удивл€лись: пластины, застежки, саморезы – что за кибернетический организм?

ѕозже јндрей продал этот мотоцикл, потому что пон€л: он его когда-нибудь убьет.

Ќа гонках важно быстро открыть дверь
Ќа гонках важно быстро открыть дверь

ѕорой автомобиль рождаетс€ из нескольких мешков с запчаст€ми
ѕорой автомобиль рождаетс€ из нескольких мешков с запчаст€ми

Ћюбовь к BMW

 ак и многие парни, јндрей давно и бесповоротно влюбилс€ в BMW: дерзкий разгон, задний привод, комфорт и престиж.

– ћне еще в детстве говорили: у теб€, похоже, в жилах не кровь, а бензин, – улыбаетс€ јндрей. – ¬сегда хотелось какого-то драйва.  ружил голову запах бензина, выхлопа, нравилась вс€ эта дорожна€ атмосфера.

–аньше јндрей каждый день после работы шел в гараж
–аньше јндрей каждый день после работы шел в гараж
ћощный двигатель - насто€щее богатство дл€ гонщика
ћощный двигатель - насто€щее богатство дл€ гонщика

ј насмотревшись фильмов «‘орсаж», загорелс€ идеей собрать легкий, но в то же врем€ мощный автомобиль. ¬ыбор пал на легендарный BMW с кузовом ≈-30, в 80-х годах ’’ века такие машины побеждали во всех соревновани€х.

–  упить такой автомобиль € не мог, потому что цена начиналась с полутора миллионов рублей, – рассказывает јндрей. – –ешил собрать из деталей, купленных по объ€влени€м. Ќашел за смешные деньги кузов от BMW 318i в достойном состо€нии, даже двигатель заводилс€, но не развивал обороты. ѕритащил машину на веревке за 180 км, поставил на учет в √»Ѕƒƒ, и она благополучно поселилась в гараже.

ѕервый каркас безопасности варили из водопроводных труб
ѕервый каркас безопасности варили из водопроводных труб
¬се начиналось с вкладышей от жвачек
¬се начиналось с вкладышей от жвачек

ѕотом он освобождал салон и моторный отсек «от всего ненужного», добавл€л запчасти с разборок из разных городов – рулева€ рейка от «‘орд-Ёскорт», двигатель с Ћитвы и так далее.

ѕервый вариант обошелс€ в 160 тыс руб., на постройку ушло два года.

– » она поехала, причем очень хорошо, – по-детски удивл€етс€ Ѕат€йкин.

«а последние шесть лет через его руки прошло шесть машин.  аждую он собирал лично. Ќаучилс€ сваривать каркас безопасности (правда, попутно сжег сварочный аппарат), красить в 14 слоев и даже облегчать вес машины. ѕервый каркас безопасности делал сам из водопроводных труб, другой заказывал у специалистов.

јндрей буквально заражает всех любовью к мощным машинам
јндрей буквально заражает всех любовью к мощным машинам
 апот снимаетс€ легким движением руки
 апот снимаетс€ легким движением руки

– ¬се, кроме крыши и днища, заменил на пластиковые детали. ¬се, что можно отпилить – отпиливал, даже с днища вырезал куски металла. Ќаклепки садил алюминиевые, – показывает јндрей. – ¬се стекла, кроме лобового, заменил на поликарбонат, не поддерживающий горени€.

 огда покрасили и взвесили авто, друзь€ ахнули: всего 800 кг, то есть на 700 кг меньше заводского.

– Ёто выдающиес€ характеристики по весу, притом что здесь стоит четырехлитровый двигатель от Ѕћ¬ 7-й серии, мощность 303 л. с., – јндрей буквально светитс€ от гордости. », наконец, приводит убойный аргумент. – Ёто же возможности спорткара – «Ћамборджини» и «‘еррари» разгон€ютс€ с такой же скоростью, как эта машина!

—текла из поликарбоната - еще один способ уменьшить вес машины
—текла из поликарбоната - еще один способ уменьшить вес машины
јндрей готов часами обсуждать преимущества BMW
јндрей готов часами обсуждать преимущества BMW

—о смехом Ѕат€йкин вспоминает эпизод, когда ему нужно было загнать в гараж другой автомобиль, а дрифткар мешал. » он ее просто подн€л и перенес.

—начала у јндре€ была цель: бюджетно построить мощный автомобиль. ѕотом захотелось облагородить свое детище, сделать его удобным и красивым. ¬ итоге 160 тыс. руб. плавно перетекли в 300 тыс., а потом и того больше, признаетс€ наш герой.  онечные цифры затрат не называет – то ли сам со счету сбилс€, то ли чувствует, что жена удивитс€…

ƒрифт, драг и драйв!

—ейчас у работника «“рубодетали» – три машины марки BMW, все с кузовом купе.  ажда€ заточена под свой класс соревнований: одна – под дрифт, друга€ – под «кольцо», треть€ – под «драг» (от англ. drag racing, гонки на ускорение на пр€мой трассе – кто быстрее проедет дистанцию в 402 м). —оревновани€ по дрифту и драгу проход€т в „ел€бинске, трасса дл€ кольцевых гонок открылась недавно под ћагнитогорском.

 огда б вы знали, из какого сора...
 огда б вы знали, из какого сора...
јндрей сам удивл€етс€, как можно впихнуть под капот "невпихуемое"
јндрей сам удивл€етс€, как можно впихнуть под капот "невпихуемое"

¬ каждой машине, собранной јндреем, – множество инженерных мыслей, разработок, которые нигде не встречаютс€. Ќапример, капот снимаетс€ просто сверху. ќсобенно он гордитс€ полуторакилограммовой дверью в дрифткаре (обычна€ весит 80 кг) – ее можно сн€ть двум€ мизинцами.  ак же получаютс€ такие легкие детали: капот – 19 кг, дверь – полтора?

–  апот, крыль€, пороги, багажник отливаем с помощью матрицы из оригинальных запчастей, – раскрывает секрет јндрей. – —нимаем копию деталей, делаем матрицу, в нее вкладываем полиоксидную смолу и специальное стекловолокно. » на выходе получаем любую форму, которую захотим – с ответвлени€ми дл€ воздуха и так далее.

–ассказывать о своем увлечении Ѕат€йкин может часами. ќн и машину строил так же увлеченно: каждый день после работы шел в гараж. » так три с половиной года, в выходные вообще пропадал сутками. ƒрузь€ помогали, сейчас плем€нник пристрастилс€.

 лубы дыма и рев мотора - его страсть!
 лубы дыма и рев мотора - его страсть!
ќдин из первых вариантов дрифткара
ќдин из первых вариантов дрифткара

∆ена раньше ругалась, потом пон€ла, что јндре€ не исправить – он просто жить без этого не может.

– ≈динственное условие поставила: в гараж ездить только по выходным, – улыбаетс€ Ѕат€йкин. – √оворит: в остальное врем€ ты – мой.

Ѕудучи семейным человеком, јндрей стал больше внимани€ удел€ть безопасности. — возрастом пришло понимание, что бесшабашно летать нельз€, отмечает он. ƒл€ гонок у него есть даже специальный костюм, который способен в течение минуты выдержать температуру 2000 градусов – то есть попросту открытый огонь.

¬ то же врем€ задора и чертовщинки у Ѕат€йкина хватает и сейчас.

– ѕодъезжаем к светофору: скучно, грустно, все серые и мрачные, чуть ли не дождь идет. Ќадо народ развеселить: нажимаем тормоз-газ.  лубы дыма из-под колес, рев мотора, и все кругом смотр€т только на нас! – смеетс€ јндрей. – Ќа «‘еррари» и «Ћамборджини» так не смотр€т, поверьте!

√оночный автомобиль - всегда перед глазами
√оночный автомобиль - всегда перед глазами

P.S. ≈сли вы знаете интересных людей, работающих на чел€бинских заводах, и считаете, что о них стоит рассказать на 74.ru, пишите на почту редакции.