Челябинск имеет все шансы стать новой культурной столицей. Во всяком случае авторы проекта «Выбор народа» рассчитывают, что результат их работы прославит город среди богемы и просто ценителей современного искусства.
«Выбор народа» – старый проект художников Виталия Комара и Александра Меламида, основателей направления соцарта. В 1977 году они эмигрировали из Советского Союза в США и прославились на весь мир экстравагантными перформансами. Чего стоила одна вывешенная на Бродвее реклама – «Покупаем души. Дешево». Душу эмигрантам тогда, кстати, продал основатель поп-арта Энди Уорхол. Сам соцарт – это своего рода насмешка над направлением социалистического реализма, а «Выбор народа» – программа, реализованная художниками в 1990-х годах. Идея в принципе проста: на основе соцопроса пишутся две картины – среднестатистические «идеал» и антиидеал» представления людей о картинах. Писать диптих будут сами Комар и Меламид в соавторстве с одним из челябинских художников.
«Диптихи, родившиеся после реализации пилотного проекта в 1990-х сегодня выставляются в крупнейших музеях мира, таких как Лувр и Эрмитаж, – рассказывает редактор американского журнала Russia Илья Мерензон. – Но тогда Виталий и Александр остались недовольны качеством анкетирования. В этот раз анкета гораздо подробнее: респондентам предлагается максимально подробно описать свой идеал картины: от цветовой гаммы до формы рамки».
Дуэт художников, как и большинство современных культурных деятелей, главную ставку делает на эпатаж. Но на сей раз они задумали объять необъятное: написать картины для каждого из государств мира. Считают, что им это по силам, стран-то «всего» 204 штуки. Ну а обкатать проект решили на исторической родине. Уже проведены опросы и написаны картины для Санкт-Петербурга и Перми, Челябинск – кстати, выступающий у нас продюсером проекта Илья Мерензон сам родом отсюда – третий и, предварительно, последний «кит» нового проекта. По словам Ильи Мерензона, Комар и Меламид результатами анкетирования оказались удивлены: выяснилось, что россияне (в данном случае – пермяки и питерцы) сильно расходятся в художественных вкусах и предпочтениях. И теперь дуэт с любопытством ожидает челябинских результатов и просматривает портфолио местных художников, подбирая соавтора для будущего творения. Но, несмотря на любопытство, к вопросу анкетирования они подходят серьезно.
«Опрос – вещь непростая, небыстрая и достаточно дорогая, – рассуждает Илья Мерензон. – Но результат, я уверен, будет как минимум оригинален. А для того чтобы этот результат был достоверен, в Челябинске необходимо опросить как минимум полторы тысячи человек. Основную часть работы мы попытаемся проделать через сеть Интернет, но без хождения по улицам, думаю, не обойтись. Так что если к вам вдруг подойдет некто странно одетый и начнет расспрашивать о картине, не пугайтесь – это мы».
Зачем вообще нужен «Выбор народа»? По задумке авторов их проект – это мостик между тем самым народом и людьми искусства. Все чаще о современном искусстве говорят, что оно от простых людей безбожно далеко. Далеко? Ну, так получите картины, до мелочей исполненные именно по заказу того самого народа. Причем даже в двух вариациях: один диптих будет отражать мнение о картине по принципу «я бы в комнате повесил», а второй – «вот это не стыдно на площади показать». Что и говорить, сама по себе задумка беспрецедентна: люди искусства заинтересовались мнением простых смертных! А репродукции, предназначенные для общественного показа полотен, предполагается даже разместить на въезде в город. Чтобы гости Челябинска с порога понимали: приехали не просто в город-миллионник, а в культурную, не отстающую от современных тенденций столицу. Ну а вопрос, считать ли написанную «под заказ» вещь произведением искусства, для авторов не стоит. Конечно, считать!
«Лично для меня произведение искусства – это то, что попало в учебники по его, искусства, истории, – объясняет редактор Russia. – А сегодня обычный портрет или пейзаж вряд ли сможет выделиться на фоне тысяч себе подобных. Комар и Меламид уже однозначно в такой учебник попали. А самим челябинцам, думаю, будет интересно узнать, как их друзья и соседи представляют себе идеальную картину. Вдобавок к самим картинам мы обнародуем и все результаты социологического исследования – какой цвет, размер, какие элементы композиции предпочитает большинство. И если 70% жителей Челябинска заявят, что хотят видеть полотно в красных или голубых тонах, значит, на 70% она такой и будет».
Само социологическое исследование, обработка его результатов и написание четырех полотен – двух «хороших» и двух «плохих» – займет всю зиму. Результатами можно будет полюбоваться в марте 2011 года, когда картины выставят в одном из челябинских музеев и вывесят в Интернете. И остается надеяться, что челябинцы не захотят увидеть на картине скопище промышленных труб и красные труселя. Ведь мы все-таки город высокой культуры. Вон, даже художники с мировым именем нашим мнением интересуются...
Заполнить анкету челябинцы могут здесь.