¬ аэропорту можно застр€ть на сутки
¬ аэропорту можно застр€ть на сутки

«’оть плачь, хоть смейс€, но оп€ть задержка рейса...» – строки из песни ¬ладимира ¬ысоцкого до сих пор не тер€ют актуальности. “омительные ожидани€ вылета в аэропорту стали привычной деталью авиапутешествий как по –оссии, так и за границей. 74.ru разбиралс€, как вести себ€ пассажиру, если в аэропорту объ€вили о задержке рейса, с кого требовать еду, напитки и ночлег, а также как получить компенсацию, если улететь никуда не удалось.

«Ќичего не предоставл€ют...»

∆ители ёжного ”рала посто€нно сталкиваютс€ с задержками рейсов – иногда на час-другой, а то и на целые сутки. »з последних летних «рекордов» – истори€ с чел€бинскими туристами, которые больше суток не могли вылететь домой из “униса, задержка вылета в “урцию на 16,5 часа и в ћоскву на 10 часов. ѕри этом туристы столкнулись с массой неудобств.

– ћой муж с шестилетним сыном наход€тс€ в аэропорту, им ничего не предоставл€ют: ни воды, ни гор€чего питани€. ¬чера они до ночи просидели там, потом им выдали по бутылочке воды и лишь под утро отвезли в гостиницу, но всего на два часа. „ерез два часа всех подн€ли и, не накормив, снова привезли в аэропорт, – рассказывала в начале июл€ жительница ћиасса јлла »сламова. –  ак мне объ€снили в авиакомпании, отменЄн вылет из-за перегрева двигател€ в св€зи с аномальной жарой.

29 июл€ пассажиры рейса „ел€бинск–јнталь€ турецкой авиакомпани€ Onur Air вылетели на отдых спуст€ 16,5 часа задержки. »з-за технической неисправности отправление откладывалось несколько раз.

ј утром 6 сент€бр€ в чел€бинском аэропорту почти на 10 часов задержали рейс «јэрофлота» до ћосквы, тоже из-за технической неисправности. ќсобенно волновались пассажиры, у которых рейс в столицу был стыковочным.

– ѕредставител€ авиакомпании пока не видел, а поэтому непон€тно, будет ли организовано питание, – сообщил чел€бинец ƒмитрий. – ” мен€ билет до ¬оронежа со стыковкой в Ўереметьево. Ќе придетс€ ли теперь покупать новый билет из ћосквы до места назначени€?

Ќе ждать, а требовать

¬ похожей ситуации может оказатьс€ любой из нас. »так, о чЄм должен помнить пассажир, если по громкой св€зи в аэропорту прозвучало сообщение о задержке его рейса?

¬се права человека, имеющего билет на самолЄт, расписаны в пункте 99 ќбщих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов (последн€€ редакци€ утверждена приказом ћинтранса –оссии от 28.06.2007 г. № 82).

– ¬рем€ ожидани€ отправлени€ рейса начинаетс€ со времени отправлени€ рейса, указанного в билете, – рассказывает юрисконсульт юридической компании «√аврюшкин и ѕартнЄры» јнуш јрутюн€н. – ¬ случае задержки или отмены рейса из-за неблагопри€тных метеорологических условий, по техническим и другим причинам авиакомпани€ об€зана предоставить пассажирам бесплатные услуги. »х объЄм зависит от того, на какое врем€ задержали вылет самолЄта.

 то накормит и даст попить: рассказываем, что делать, если рейс задержали

ёрист уточн€ет, что отдых в комнате матери и ребенка предоставл€ют пассажиру с малышом до семи лет. ј если пассажиры застр€ли в аэропорту надолго, то кормить гор€чим обедом или ужином их должны каждые 6 часов – в дневное врем€ и каждые 8 часов – ночью. Ќа бесплатную ночЄвку в отеле можно рассчитывать при ожидании рейса более восьми часов – в дневное и более шести часов в ночное врем€.

∆дать, что представители авиакомпании будут бегать за вами со стаканчиками газировки и пачкой талонов на питание, несколько наивно. ѕричем вне зависимости от города или страны, где вас застала эта ситуаци€. ќбычно пассажирам нужно самим про€вл€ть инициативу и требовать с перевозчика положенного по закону – вежливо, но настойчиво.

≈сли вы не нашли в аэропорту ответственного человека от авиакомпании или мирным путЄм ничего добитьс€ не удалось, придЄтс€ за всЄ платить самим, но при этом скрупулЄзно собирать всевозможные квитанции и чеки. Ќе забудьте вз€ть в аэропорту справку о задержке рейса с указанием причины и срока или проставить штампик на уже выданном посадочном талоне. ≈сли при вылете ни со справкой, ни с штампом ничего не получилось, можно проставить штамп на посадочном талоне у представителей авиакомпании в аэропорту прибыти€. “огда здесь укажут врем€ фактического прилета. ¬се эти бумаги пригод€тс€ при подаче претензии перевозчику и дальнейшем иске в суд.

Ѕилет пропал – заплатит перевозчик

≈сли в результате задержки рейса пассажир опоздал на стыковку, и все его полЄтные маршруты выписаны в одном билете, например, „ел€бинск – ћосква – ѕариж, то при задержке первого рейса авиакомпани€ за свой счет пересадит опоздавшх на следующий рейс до конечного пункта. ≈сли же билеты куплены у разных авиакомпаний, не имеющих между собой специального соглашени€, то задержка первого рейса может вылитьс€ в копеечку – пассажиру придЄтс€ покупать новый билет за свой счет.

“ранзитного пассажира при опоздании посад€т на другой рейс бесплатно
“ранзитного пассажира при опоздании посад€т на другой рейс бесплатно

јвиаперевозчик также несЄт ответственность за просрочку доставки пассажира – размер штрафа определ€етс€ в соответствии со ст. 120 ¬оздушного кодекса –‘.

– «а просрочку доставки пассажира в пункт назначени€ перевозчик уплачивает штраф в размере 25% от минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% стоимости билета, – уточн€ет јнуш јрутюн€н. –  роме того, по закону «ќ защите прав потребителей» пассажир вправе претендовать на возмещение убытков – например, если из-за задержки рейса у него пропали билеты на поезд, на другой самолет и так далее.

¬ то же врем€ ни штрафа, ни компенсации убытков пассажир не получит, если задержка рейса была вызвана обсто€тельствами непреодолимой силы – например, цунами или извержение вулкана, необходимостью устранени€ неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обсто€тельств, не завис€щих от перевозчика.

ѕо данным –осавиации, в августе 2017 года отечественные авиакомпании задержали на два часа и более 210 рейсов. Ёто 5,2% от общего количества выполненных за мес€ц полЄтов. ¬ п€тЄрку самых непунктуальных перевозчиков попали авиакомпании: «»рјэро» – 24% задержанных рейсов, «–ед ¬ингс» – 21,2%, «¬им-јвиа» – 12,3%, «якути€» –12% и «Ќордавиа» – 7,1%.

„то делать, если после полЄта пропал багаж, читайте в инструкции 74.ru.

≈сли вы столкнулись с задержкой рейса, присылайте сообщени€, фото и видео на почту редакции, в наши группы «¬контакте», Facebook и «ќдноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7-93-23-0000-74. “елефон службы новостей 7-0000-74.

 стати, у нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем самые интересные новости „ел€бинска. ≈сли вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: t.me/news_74ru.