Ёлектробусы серийно выпускает китайска€ компани€ Yutong, и в самом  итае они пользуютс€ большим спросом: так власти борютс€ со смогом городов
Ёлектробусы серийно выпускает китайска€ компани€ Yutong, и в самом  итае они пользуютс€ большим спросом: так власти борютс€ со смогом городов

¬ ближайшие дни в „ел€бинске начнут тестировать автобус на электрот€ге. “акими машинами в будущем могут заменить до 200 обычных единиц транспорта. ¬ыбросы от китайской машины нулевые, эксплуатаци€ дешЄва€, но цена заоблачна€. ќправдан ли дл€ нашего города гибрид автобуса и троллейбуса, разбиралс€ 74.ru.

¬ –оссии электробусы пока широко не примен€ют, и „ел€бинск оказалс€ в авангарде прогресса не случайно: экологические проблемы города не должны усугубл€тьс€ выбросами от общественного транспорта, считают чиновники. ѕравда, в городе нет «зелЄной» энергетики, и в конечном итоге батареи электробуса будут пополн€тьс€ за счЄт сжигани€ топлива на “Ё÷. Ќо, как минимум, улучшитс€ локальна€ экологи€: электробус не гадит там, где ездит.

«аманчива и стоимость эксплуатации. Ќапример, километр пробега дизельного автобуса «по топливу» стоит 15 рублей, электрического — 5 рублей.

Ётот автобус 2015 года выпуска некоторое врем€ ездил по  итаю, затем четыре мес€ца — по ћоскве, а теперь прибыл дл€ мес€чных тестов в „ел€бинск. ѕассажиров он возить не будет, но салон нагруз€т балластом
Ётот автобус 2015 года выпуска некоторое врем€ ездил по  итаю, затем четыре мес€ца — по ћоскве, а теперь прибыл дл€ мес€чных тестов в „ел€бинск. ѕассажиров он возить не будет, но салон нагруз€т балластом
ќсновную долю цены и массы автобуса составл€ют 16 батарей
ќсновную долю цены и массы автобуса составл€ют 16 батарей

Ѕлок батарей расположен под днищем и в задней части автобуса, а их суммарна€ емкость составл€ет 285 к¬т*ч. ƒл€ сравнени€, самый дальнобойный на сегодн€ легковой электромобиль Tesla Model S имеет максимальную Ємкость батарей в 100 к¬т*ч, хот€, пон€тно, параллели некорректны.

285 к¬т*ч — это энерги€, котора€ содержитс€ примерно в 30 л дизтоплива. ¬ случае с электробусом еЄ достаточно дл€ пробега до 300 километров, то есть приведЄнный расход топлива составил бы 10 л/100 км, а это уровень легковушки. ” дизельного автобуса он втрое выше.

Ќа месте двигател€ расположен блок силовой электроники, а где-то в глубине — электродвигатель. ” электробуса два контура питани€: высоковольтный (двигатель, усилитель рул€, отопитель и пр.) и низковольтный (осветительные приборы)
Ќа месте двигател€ расположен блок силовой электроники, а где-то в глубине — электродвигатель. ” электробуса два контура питани€: высоковольтный (двигатель, усилитель рул€, отопитель и пр.) и низковольтный (осветительные приборы)
ќбнаруженна€ в колбе жидкость — не топливо дл€ потайного ƒ¬—, а жидкость усилител€ рул€
ќбнаруженна€ в колбе жидкость — не топливо дл€ потайного ƒ¬—, а жидкость усилител€ рул€

ƒл€ полной зар€дки электробуса от бытовой розетки потребовалось бы… 90 часов. ¬ реальности его зар€жают от специального устройства токами до 100ј за 7-8 часов. ¬ экстренных ситуаци€х — за 2 часа.

«—уперчарджер» позвол€ет зар€дить батарею за ночь
«—уперчарджер» позвол€ет зар€дить батарею за ночь
»ндикаци€ остаточного зар€да есть на панели приборов. ” автобуса есть и дизельна€ верси€, от которой остались рудиментные индикаторы топливомеров (слева). —пидометр размечен до 100 км/час — не провер€ли
»ндикаци€ остаточного зар€да есть на панели приборов. ” автобуса есть и дизельна€ верси€, от которой остались рудиментные индикаторы топливомеров (слева). —пидометр размечен до 100 км/час — не провер€ли

¬ остальном электробус мало чем отличает от соразмерного автобуса классической схемы. ќн вмещает 100 пассажиров и имеет пониженный уровень пола: сделать его полностью низкопольным, суд€ по всему, мешает массивный блок батарей под днищем.

”правл€етс€ электробус идентично любой машине с автоматической трансмиссией, а дополнительное обучение водителей требуетс€ только в области техники безопасности и эксплуатации таких машин.

ћесто водител€ мало чем отличаетс€ от обычного
ћесто водител€ мало чем отличаетс€ от обычного
ƒл€ электробусов действуют стандартные права категории D
ƒл€ электробусов действуют стандартные права категории D

Ѕольшой скепсис вызывает эксплуатаци€ электробусов в морозы. –уководитель «ѕервой транспортной корпорации» —танисла Ќовичихин, один из инициаторов чел€бинских тестов электробуса, постаралс€ разве€ть сомнени€.

— »значально такие машины проектируютс€ под эксплуатацию при температурах до –20 градусов, потому что в  итае тоже бывает холодно. ƒл€ стран с суровым климатом есть дополнительные опции в виде жидкотопливного подогревател€, поэтому температура в салоне поддерживаетс€ на комфортном уровне круглый год. Ќочную зар€дку таких машин рекомендуют делать в отапливаемых помещени€х, в остальном они пригодны дл€ круглогодичной эксплуатации.

–€ды дефлекторов на уровне голов пассажиров
–€ды дефлекторов на уровне голов пассажиров
ћожно отрегулировать интенсивность обдува и направление потока, но сами дефлекторы выгл€д€т хлипкими
ћожно отрегулировать интенсивность обдува и направление потока, но сами дефлекторы выгл€д€т хлипкими
ѕодача теплого воздуха в ноги пассажиров
ѕодача теплого воздуха в ноги пассажиров
Ѕлок управлени€ климат-контролем у водител€
Ѕлок управлени€ климат-контролем у водител€

  плюсам электробуса можно отнести и бесшумность: внутри слышен лишь гул климатической установки, снаружи — шум качени€ шин, к которому на разгоне примешиваетс€ негромкий свист электромотора.

Ётот автобус власти „ел€бинска не покупали - он прибыл в город лишь дл€ тестов
Ётот автобус власти „ел€бинска не покупали - он прибыл в город лишь дл€ тестов

Ќо вопрос витал в воздухе — сколько же он стоит? —танислав Ќовичихин по€снил следующее:

— Ётот электробус стоит пор€дка 20 миллионов рублей, автобус на газомоторном топливе примерно в два раза дешевле, классический дизельный автобус такого класса стоит 6-7 миллионов рублей. Ќо важно понимать, что электробус будет окупатьс€ в процессе эксплуатации.

Ќадписи на китайском не должны смущать — если дойдет до поставок, российские версии будут русифицированы
Ќадписи на китайском не должны смущать — если дойдет до поставок, российские версии будут русифицированы

Ќынешние тесты провод€т как раз дл€ того, чтобы вы€снить, насколько реальны за€вленные производителем характеристики. Ќапример, теоретический пробег на одной зар€дке в 300 километров снижаетс€ до 230 километров в морозы за счЄт падени€ Ємкости батарей и увеличенного расхода энергии, в том числе на обогрев.

—алон незайтелив
—алон незайтелив
ћожно придратьс€, например, к прокладке проводов
ћожно придратьс€, например, к прокладке проводов

Ќазывать срок окупаемости электробуса представители «ѕервой транспортной корпорации» не стали, отметив, что дл€ начала нужно попробовать машину в реальных услови€х. Ќо можно прикинуть.

¬идеокамеры позвол€ют водителю контролировать происход€щее в салоне даже ночью
¬идеокамеры позвол€ют водителю контролировать происход€щее в салоне даже ночью

ѕредположим, экономи€ относительно классического автобуса составит 10 рублей на километр пробега. ѕри суточном пробеге в 250 километров разницу в 10 миллионов удастс€ отбить за 11 лет непрерывной работы на линии. Ќемало.

«абугорна€ схема оплаты проезда предполагает, что люди вход€т через переднюю дверь и касаютс€ электронным билетом считывающего устройства.  ондуктора при этом не требуетс€
«абугорна€ схема оплаты проезда предполагает, что люди вход€т через переднюю дверь и касаютс€ электронным билетом считывающего устройства.  ондуктора при этом не требуетс€

ѕри таких сроках окупаемости возникают вопросы к долговечности батареи, котора€ €вл€етс€ слабым местом что у смартфонов, что у электромобилей. Ќа вопрос о том, насколько снижаетс€ Ємкость аккумул€торов со временем, представитель компании отвечать не стал, но за€вил, что производитель даЄт гарантию на 5000 циклов зар€да и разр€да, а это — 14 лет интенсивной эксплуатации. ѕроблема лишь в том, что батаре€ может не только выйти из стро€, но и потер€ть изр€дную часть Ємкости, и тогда эксплуатаци€ электробусов, особенно зимой, станет проблематичной.

Ёлектробус оказалс€ не единственным «зеленым» транспортом на площади –еволюции
Ёлектробус оказалс€ не единственным «зеленым» транспортом на площади –еволюции

ƒелать выводы о жизнеспособности проекта преждевременно. Ѕольшой срок окупаемости с одной стороны и отсутствие выхлопов с другой — какой из факторов перевесит, покажет лишь практика.

— —о временем мы планируем создавать услови€, при которых бизнесу выгодно использовать экологически чистый транспорт на маршрутах определЄнных категорий, — объ€сн€ет заместитель министра управлени€ дорожного хоз€йства и транспорта јлександр ‘илиппов. — ¬ перспективе такими электробусами можно заменить до 200 чел€бинских автобусов, но говорить об этом пока рано — многое будет зависеть от результатов тестов.

»нициаторы проекта также подчЄркивают, что используетс€ не нова€ машина с конвейера, а подержанный экземпл€р, на одометре которого почти 19 тыс€ч километров, накатанных за два года. Ќемного, но всЄ же достаточно, чтобы полезли первые бол€чки.

¬ласти рассматривают возможность ограничить использование гр€зных и маломестных маршруток на главных маршрутах города в пользу «зеленых» вариантов. Ќу или желто-зеленых
¬ласти рассматривают возможность ограничить использование гр€зных и маломестных маршруток на главных маршрутах города в пользу «зеленых» вариантов. Ќу или желто-зеленых

ќтветить на вопрос, каков удельный вклад автобусов в загр€знение окружающей среды „ел€бинска, организаторы проекта не смогли, а он, очевидно, не доминирующий. ѕоэтому замена даже нескольких дес€тков автобусов их современными аналогами вр€д ли избавит чел€бинцев от ощущени€ «перчЄного» горла. ¬прочем, капл€ камень точит: в  итае экологических проблем в мегаполисах не меньше, и переход на электробусы и электромобили рассматриваетс€ как один из путей улучшени€ ситуации.

Ќапомним, о тестировании электробуса в южноуральской столице губернатор Ѕорис ƒубровский договорилс€ с представителем китайской компании Yutong Hongkong International Limited ≈вгением ∆енгом. ќпытное использование электробуса станет одним из шагов по переходу „ел€бинска на экологически чистый общественный транспорт. Ётим вопросом займЄтс€ специально созданна€ по поручению губернатора рабоча€ группа, в которую вошли представители министерств дорожного хоз€йства, экономического развити€ и экологии региона, а также администрации областного центра.

ƒобавим, это уже не перва€ попытка южноуральских властей внедрить автономный электрический транспорт в „ел€бинске. “ак, в 2015 году было объ€влено о выпуске на линию модернизированных троллейбусов, которые, доход€ до конца электролинии, продолжают движение в отдаленные микрорайоны на автономном ходу. “огда такие троллейбусы пустили в „урилово, а затем – в «ѕарковый».