¬ долгу можно остатьс€, не только оформл€€ кредит
¬ долгу можно остатьс€, не только оформл€€ кредит

ѕенсионерка јнна ¬асильева (им€ изменено по просьбе героини. — ѕрим. ред.) решила положить 500 тыс€ч рублей в банк под проценты. ƒоверившись уговорам сотрудника, она не гл€д€ подписала документы. ј в итоге четвЄртую часть от суммы банк направил на инвестиционную страховку жизни, которую обещал дать «в подарок». „ем закончилось разбирательство с банком и насколько сложно доказать, что теб€ ввели в заблуждение, — в нашем материале.

— я признаю, что виновата сама. ¬сегда всем говорю, чтобы внимательно смотрели, что подписывают, — говорит 57-летн€€ јнна ¬асильева. — ј тут сама попалась. ¬ своЄ оправдание могу сказать, что сотрудница не разъ€сн€ла мне услови€ совсем. —казала, что тут проценты выше, вклад застрахован дополнительно.

ј получилось всЄ следующим образом. ¬ июле этого года женщина пришла в одно из отделений федерального банка в „ел€бинске, чтобы открыть вклад на 500 тыс€ч рублей. јнна ¬асильева уже не раз приносила деньги под проценты в этот банк — последние три года она €вл€етс€ его посто€нным клиентом.

— «абежала быстренько перевести деньги, даже очки не вз€ла. ѕодумала, ну не в первый раз — раньше-то всЄ было хорошо, — по€снила пенсионерка. — ƒевушка-сотрудница нарисовала мне схему — предложила 400 тыс€ч рублей положить на полгода под 10 с лишним процентов, а 100 тыс€ч — на год под 13%. ѕообещала ещЄ дополнительный доход 9%. ј страховка, по еЄ словам, — дополнение ко вкладу. ¬нимательно прочитать мне не дала — зачитала только фрагменты.

¬от такую схему расписала јнне ¬асильевой сотрудница банка
¬от такую схему расписала јнне ¬асильевой сотрудница банка

ќ том, что оформила полис инвестиционного страховани€ жизни, по услови€м которого должна делать взносы по 100 тыс€ч ежегодно 10 лет, женщина пон€ла только когда через мес€ц пришла узнавать о набежавших процентах.

— ћне дали информацию о процентах по сумме 400 тыс€ч рублей, а ещЄ про 100 тыс€ч — промолчали. я начала уточн€ть, и мне сказали, что эти деньги стали первым взносом по страховке, — рассказывает јнна ¬асильева.

Ќапомним, инвестиционное страхование жизни — это продукт, который объедин€ет страховку (на случай смерти, несчастного случа€ и прочее) и накоплени€. ¬ отличие от накопительного страховани€ жизни (подробно о том, как оно работает, можно узнать в нашем материале) инвестиционные программы предполагают большую доходность, так как деньги «крут€тс€» на фондовом рынке. Ќо прибыль тут при сохранности взносов не гарантируетс€.

ѕо услови€м программы, которую оформила јнна ¬асильева, ежегодно она об€зуетс€ вносить по 100 тыс€ч рублей на прот€жении 10 лет. ѕо истечении срока ей выплачиваетс€ сумма накоплений и доход. ѕри этом, в случае смерти в ƒ“ѕ, из-за несчастного случа€ или при получении инвалидности первой группы во врем€ действи€ договора положена ещЄ и страхова€ выплата в миллион рублей, а при ƒ“ѕ — два миллиона рублей.

ѕри этом в договоре (есть в распор€жении 74.ru. — ѕрим. ред.) прописаны и услови€ возврата денег. “ак, отказатьс€ от страховки можно в течение 10 дней и вернуть взнос, но только если ничего за это врем€ не произошло. –асторгнуть договор можно и в любое другое врем€, но возврат премии будет производитьс€ по таблице выкупных сумм — но со второго года страховани€. » то — только 16% с последующим ростом.

— ƒа разве € бы согласилась на такие услови€, если бы о них знала, — возмущаетс€ женщина. — я, хоть и работающа€, но пенсионерка. √де € возьму такие деньги ежегодно? ƒа €, простите, могу и не дожить до 2027 года!

“ем не менее в ответ на письменную претензию јнны ¬асильевой банк ответил, что договор она подписала добровольно и возврат денег возможен только по услови€м договора.

Ќесла под проценты, а осталась ещЄ должна: чел€бинскую пенсионерку надули на вкладе

— ѕоказательно, но та сотрудница, котора€ мен€ оформл€ла, в банке уже не работает, — добавл€ет јнна ¬асильева.

ѕри подготовке материала мы обратились в банк за комментарием. ¬ пресс-службе нам по€снили, что репутаци€ банка не позвол€ет им разбрасыватьс€ доверием клиентов, тем более продава€ непрофильные продукты, и пообещали разобратьс€ в ситуации. „ерез некоторое врем€ с јнной ¬асильевой св€зались и урегулировали конфликт, вернув 100 тыс€ч рублей и расторгнув договор страховани€.

— Ќа наш взгл€д, тут, скорее, идЄт речь о недопонимании, которое возникло между клиентом и сотрудником. “ака€ практика, как нав€зывание продуктов, тем более от партнЄров, и введение клиентов в заблуждение дл€ банка из топ-10 в принципе неприемлема, — уточнили в банке.

 ак доказать, что теб€ ввели в заблуждение?

ёристы подтверждают, что доказать в суде факт введени€ в заблуждение очень сложно.

— Ѕесспорным доказательством была бы видеозапись разговора јнны ¬асильевой и сотрудника банка при заключении договора, но такой разумеетс€ нет, — по€сн€ет адвокат јлександр ўербинин. — “еоретически можно использовать показани€ двух-трЄх свидетелей. Ќо далеко не факт, что суд во всЄ это поверит.

Ёксперт ќЌ‘ ¬€чеслав  урилин указывает, что в целом в подобных ситуаци€х дело в низкой финансовой грамотности людей и, возможно, в некоторой недоговорЄнности со стороны продавца продукта.

— ¬ самой страховке нет ничего криминального, это просто разновидность продукта, — по€сн€ет  урилин. —  лючевым тут €вл€етс€ то, что о ней говорилось женщине — если преподносили как вклад, то это недопустимо, если объ€сн€ли, в чЄм суть, то вполне приемлемо.

Ёксперт рекомендует: читайте внимательно, что подписываете, и не довер€йте слепо тому, что вам говор€т. 

—траховку нав€зать нельз€

¬сЄ чаще чел€бинцы стали обращатьс€ с жалобами на нав€занные страховки при получении тех или иных услуг. ¬ основном они подаютс€ как об€зательный атрибут при получении кредита. Ќо стоит помнить, что законом сегодн€ закреплЄн «период охлаждени€», когда можно отказатьс€ от любой страховки и вернуть деньги. — 1 €нвар€ 2018 года срок увеличитс€ с 5 до 14 дней. ≈сли отказатьс€ от страховки вы решите после того, как «период охлаждени€» уже прошЄл, сумма будет зависеть от условий договора

 стати, Ѕанк –оссии намерен распространить «период охлаждени€» на коллективные договоры страховани€ и ищет сейчас дл€ этого возможности. ѕодобные страховки часто используетс€ при оформлении кредитов. Ќе так давно пенсионерке Ћарисе ’уд€ковой, которой вместе с кредитом выдали три страховки и золотую кредитку, удалось отсудить у банка 32 тыс€чи рублей как раз за подключение к программе коллективного страховани€ несмотр€ на то, что срок вышел.

„тобы не оказатьс€ в ситуации, когда вам нав€зали страховки, следуйте рекомендаци€м:

  • внимательно читайте услови€ договора, все приложени€ к нему и дополнительные соглашени€;
  • можно незаметно снимать процесс заключени€ кредитного договора и обсуждение его условий на видео, либо хот€ бы вести аудиозапись;
  • если страховка все-таки была нав€зана, то в течение п€ти дней (а с 2018 года — в течение 14 дней) с момента заключени€ договора обратитесь с письменным уведомлением в адрес страховой компании (а лучше и страховой компании, и банка) о расторжении договора страховани€ с просьбой вернуть уплаченную страховую премию. ƒанное обращение необходимо вручить под подпись в офисе банка и страховой компании. ≈сли откажут — направьте заказным письмом с уведомлением о вручении. ≈сли не получите положительный ответ в течение дес€ти дней — обращайтесь в суд.

≈сли у вас возникли споры с банками по тем или иным вопросам, присылайте сообщени€, фото и видео на почту редакции, в наши группы «¬ онтакте», Facebook и «ќдноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7-93-23-0000-74. “елефон службы новостей 7-0000-74.

” нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем главные новости „ел€бинска и региона. ’отите первым читать наши материалы? ѕодписывайтесь: t.me/news_74ru.