ѕравительство утвердило поправки к ѕравилам дорожного движени€: первый пакет касаетс€ круговых перекрестков, второй расшир€ет полномочи€ камер видеофиксации: теперь они смогут штрафовать за создание затора на перекрестке. ѕопутно ужесточаетс€ наказание за непропуск пешехода, а в городах могут по€витьс€ зоны «успокоенного движени€». —айт 74.ru разбиралс€, как ездить по новым правилам.

—татус перекрестка с круговым движением в –оссии определ€етс€ знаком 4.3, а не формой самого перекрестка
—татус перекрестка с круговым движением в –оссии определ€етс€ знаком 4.3, а не формой самого перекрестка

«ачем нужны «кольцевые» изменени€

¬ правилах по€вл€етс€ новый п. 13.11.1, который устанавливает безусловный приоритет кольца на перекрестках с круговым движением. ќбратите внимание, что такой перекресток должен быть обозначен знаком 4.3.

»значально в –оссии царила кольцева€ неразбериха: подобные перекрестки часто имели некруглую форму, а главна€ дорога могла идти как угодно, например, захватывать лишь сектор кольца.

« ольца» треугольной, квадратной и многоугольной формы — распространенное €вление в –оссии. ƒанный перекресток оставили круговым, другие переделали в обычные
« ольца» треугольной, квадратной и многоугольной формы — распространенное €вление в –оссии. ƒанный перекресток оставили круговым, другие переделали в обычные

¬ 2010 году вопрос попытались упор€дочить, предписав дорожникам делать круговые перекрестки главной дорогой. ¬ тех местах, где логика движени€ предполагала, что кольцо — не главна€ дорога (или не полностью главна€) с перекрестков попросту убирали знак « руговое движение».

ƒл€ водителей с тех пор почти ничего не изменилось: п. 13.9. все равно устанавливал приоритет кольца исключительно при наличии знаков «”ступи дорогу» или «ƒвижение без остановки запрещено» на въезде. ‘ормально это приводило к спорным ситуаци€м: например, кольца без знаков приоритета по идее не были главными, и движение на них регулировалось правилом «правой руки».

Ќовые изменени€ внос€т окончательную €сность в вопрос: теперь круговые перекрестки, обозначенные знаком, €вл€ютс€ главной дорогой по умолчанию.

–ассмотрим на примерах

—ама€ проста€ ситуаци€: круговое движение обозначено знаками 4.3, «”ступи дорогу» и «Ќаправление главной дороги». ƒвух толкований быть не может: приближа€сь к такому кольцу, нужно уступать тем, кто движетс€ по нему. ¬ъезжать, кстати, можно с любого р€да, но показывать правый поворотник об€зательно.

 омбинаци€ знаков, котора€ примен€етс€ дл€ круговых перекрестков сейчас
 омбинаци€ знаков, котора€ примен€етс€ дл€ круговых перекрестков сейчас

Ќиже тот же перекресток без знаков приоритета. ¬ новой редакции правил кольцо все равно остаетс€ главной дорогой, и уступать должен тот, кто въезжает.

¬ будущем дл€ обозначени€ приоритетности проезда достаточно будет лишь знака « руговое движение»
¬ будущем дл€ обозначени€ приоритетности проезда достаточно будет лишь знака « руговое движение»

ј на следующей фотографии перекресток, с которого исчез и знак « руговое движение» — несмотр€ на круглую форму, он уже не считаетс€ кольцом, а значит в отсутствие знаков приоритета руководствоватьс€ нужно правилом правой руки. “о есть, уступает тот, кто на кольце. “ака€ схема используетс€ редко.

ƒаже если перекресток впереди имеет кольцевую дорогу, без знака 4.3 круговым он не €вл€етс€
ƒаже если перекресток впереди имеет кольцевую дорогу, без знака 4.3 круговым он не €вл€етс€

Ќиже еще одна ситуаци€: знака кругового движени€ нет, зато есть знаки приоритета. ќни же и регулируют движение, а на пересечении равнозначных дорог нужно руководствоватьс€ п. 13.10 и 13.11 (проще говор€, уступать помехе справа).

–езультат «конверсии»: так бывшие кольца превращают в обычные перекрестки неравнозначных дорог
–езультат «конверсии»: так бывшие кольца превращают в обычные перекрестки неравнозначных дорог

“еперь добавим противоречивости: на следующем коллаже показана комбинаци€ знаков, недопустима€ по современным нормативам — знак кругового движени€ предполагает приоритет кольца, а остальные знаки — нет.

ј это уже театр абсурда: по новым правилам, такое сочетание недопустимо
ј это уже театр абсурда: по новым правилам, такое сочетание недопустимо

¬ последнем случае нужно быть готовым уступать при необходимости. Ќедосмотр дорожников налицо, но разборки с ними могут зат€нутьс€ — в таких случа€х лучше перестраховатьс€ и пропустить, а уже потом подать жалобу в администрацию на неверную расстановку знаков.

 ак проезжать экс-кольца

Ќа фотографии ниже пример бывшего кольцевого перекрестка, который превратили в обычный, убрав знак круговое движение и отрегулировав движение знаками приоритета. ћногие до сих пор путаютс€ с правилами проезда таких экс-колец.

ћногие кольца в 2010 году лишились статуса кругового движени€: в данном случае кольцо превратили в обычный перекресток со знаками приоритета, где сердцевина стала своеобразной разделительной полосой. ѕричем на виде сверху форма — идеально кругла€
ћногие кольца в 2010 году лишились статуса кругового движени€: в данном случае кольцо превратили в обычный перекресток со знаками приоритета, где сердцевина стала своеобразной разделительной полосой. ѕричем на виде сверху форма — идеально кругла€

¬от одно из главных отличий: двига€сь в левом р€ду по главной дороге, такой перекресток можно проехать насквозь. “ем же, кто хочет развернутьс€, нужно предварительно зан€ть левый р€д, а при перестроении уступить автомобил€м, которые едут пр€мо.  ружить по внешнему радиусу на таких перекрестках нельз€ (если это не разрешено отдельно, например, с помощью разметки).

Ќе наступите на «вафлю»

Ќо если с кольцами ситуаци€ развивалась эволюционно, то разметка-вафл€ мен€ет кое-что по существу: отныне штрафы за выезд на перекресток при заторе впереди будут выписыватьс€ систематически с использованием камер видеофиксации.

¬ообще часть 1 ст. 12.13  ојѕ –‘ предусматривает за это штраф в 1000 рублей, но примен€етс€ он крайне редко. ћежду тем выезд на забитый перекресток нередко приводит к разрастанию пробки в поперечном направлении.

–азметку-«вафлю» уже тестировали в р€де городов, включа€ „ел€бинск. ѕоначалу она сбивала водителей с толку
–азметку-«вафлю» уже тестировали в р€де городов, включа€ „ел€бинск. ѕоначалу она сбивала водителей с толку

¬ новой редакции ѕƒƒ по€вл€етс€ желта€ разметка 1.26, которой обозначаетс€ пересечение. »нтересно, что отныне правило «не выезжать при заторе» касаетс€ лишь перекрестков, обозначенных «вафлей», либо соответствующим знаком 1.35 «”часток перекрестка», форма которого еще не опубликована. «апрет не распростран€етс€ на автомобили, которые поворачивают направо или налево (не€сной остаетс€ ситуаци€ с разворотом).

‘иксировать нарушение будут автоматические комплексы. ѕри подъезде к перекрестку с «вафлей» водители об€заны проезжать желтый квадрат безостановочно. ≈сли горит зеленый, но на дальней границе квадрата скопились машины, въезжать на пересечение нельз€.

ѕравда, описанные выше поправки заработают лишь через полгода: за это врем€ наверн€ка разметку-«вафлю» успеют нанести на некоторые проблемные перекрестки.

«а пешеходов — штраф до 2500 рублей

Ќачинают действовать поправки в ст. 12.18  ојѕ, которые увеличивают максимальный штраф за непропуск пешехода: если до сих пор он составл€л 1500 рублей, то теперь может быть в диапазоне 1500–2500 рублей.

—порным остаетс€ вопрос, как именно нужно пропускать пешехода: напомним, что даже на многополосных дорогах сотрудники √»Ѕƒƒ вмен€ют непропуск пешехода, даже если он находитс€ в дес€тках метров от автомобил€, как на видео ниже.

 

¬одителей успоко€т принудительно

ј вот иде€ на перспективу: ћинтранс разрабатывает комплекс мер, призванных искусственно затормозить поток, и в числе предложений — зауженные полосы, волнообразна€ разметка, островки безопасности, которые вынуд€т водителей ехать зигзагом. Ќекоторые двухсторонние дороги планируют переделать в зауженные однополосные, установив приоритетность проезда с помощью знака.

Ќа первый взгл€д, иде€ кажетс€ абсурдной, но речь, суд€ по всему, об инициативе внедрить в –оссии так называемые «зоны успокоенного движени€», где пешеходы имеют приоритет, а водители не могут разгон€тьс€ свыше 20 км/час. ѕредложенные меры, видимо, адресованы не магистрал€м общего назначени€, а именно «успокоенным» территори€м, которые с точки зрени€ ѕƒƒ будут близки к жилым зонам.