17 июня понедельник
СЕЙЧАС +16°С
  • 30 мая 2019

    Комментировать стало проще!

    Друзья, это случилось. Мы убрали бесячие капчи, это те картинки, без которых нельзя было оставить комментарий. Теперь вы просто пишете своё мнение и сразу отправляете его. Давайте общаться!

    16 мая 2019

    Мы обновили 74.RU

    Если вы видите это сообщение, значит попали в 50% пользователей, которым мы уже готовы предложить наш новый дизайн! А чтобы вы быстро разобрались, что мы сделали и зачем, специально подготовили небольшую пояснялочку.
    Если возникли какие-то проблемы, пишите в нашу техподдержку support@iportal.ru.

    Подробнее
    7 мая 2019

    Авторы выходят из тени

    На 74.RU появилось интересное обновление. Теперь, щелкнув на фамилию автора (она указана под каждой статьёй), вы попадете на его персональную страничку. Там собраны все материалы этого журналиста. А еще указаны его почта и странички в соцсетях, так что делитесь мнением или идеей напрямую с автором.

    Еще

Не продают ОСАГО: как получить страховку и моральное удовлетворение

Простой алгоритм общения со страховой компанией, которая отказывает вам в автогражданке.

Поделиться

Помните: отказать вам в продаже ОСАГО страховщик не может

Несмотря на повышение тарифов ОСАГО и ряд других мер, тление рынка продолжается: 74.ru всё ещё получает жалобы читателей, которым страховые отказываются продавать полис ОСАГО, ссылаясь, например, на слишком юный возраст водителя (в тридцать-то лет!). Это незаконно, и мы расскажем, как грамотно вести себя в этой ситуации.

Обязаны ли продать вам полис ОСАГО?

Да. Договор ОСАГО является публичным, а значит, страховые обязаны обслуживать любого автомобилиста, предоставившего необходимые документы.

Убедитесь, что вы в офисе страховой

Звучит забавно, но продавать полисы могут агенты, работающие по договору, и клиенты не всегда понимают разницу. Так вот, агенты имеют право не продать вам полис определённой страховой компании. Бывает, агентский договор подразумевает работу лишь с клиентами, которые удовлетворяют нужным критериям, и отказ агента не является противозаконным.

Обращайтесь в офисы страховых компаний, которые можно определить по брендированию. Проверить их подлинность можно с помощью официального сайта выбранного страховщика.

Если отказывают в страховой

Поводы для отказа могут быть разные: вы не удовлетворяете «внутренним критериям» страховой, закончились бланки ОСАГО, нет подключения к базе данных РСА, сломался принтер...

Если это произошло — требуйте письменный отказ, в котором страховщик должен указать причину.

— Если говорить об объективных причинах отказа, то бывают сбои в работе базы данных АИС РСА или ЕАИСТО, из-за чего страховщик не может проверить коэффициент бонус-малус клиента или наличие у него техосмотра, — объясняет директор компании «Центр страхования» Кирилл Смолин. — Как правило, подобные сбои не длятся долго, и если вы откажетесь ждать, страховщик напишет в отказе реальную причину, которую контролирующие органы (РСА, ЦБ РФ и др.) способны проверить. Естественно, когда речь о неправомерном отказе, например, из-за якобы недостаточного возраста клиента, страховщик не будет писать отказ и почти наверняка оформит полис.

Если отказывают даже в отказе

В офисе страховой мило улыбаются и называют уважительные причины, почему не получается написать отказ. Директор увёз печать... У нас сбой в системе... Нет бланков отказа... По закону об отказах отказ на отказ не предоставляется...

Все эти оправдания, по большому счёту, нелепы, поэтому включайте камеру смартфона и повторяйте требование продать вам полис ОСАГО или предоставить письменный отказ.

— Иногда в офисах страховых компаний висят предупреждения о запрете на съемку, но законы разрешают снимать в публичном месте, — поясняет Кирилл Смолин.

Куда жаловаться

Полученный отказ или видеозапись вы можете направить вместе с жалобой в «Российский союз автостраховщиков», Центробанк или в прокуратуру — при выявлении нарушений страховщик получит то или иное наказание, включая крупный штраф для должностных лиц.

Косвенный отказ

К сожалению, у страховщиков есть неявная форма отказа — работа по системе «Единого агента».

На практике это выглядит так: вы пришли в офис компании А, чтобы купить полис ОСАГО, но вам предлагают купить полис компании Б, выбранной... случайно. Настолько случайно, что её офис может быть в другом городе.

Систему «Единый агент» ввели два года назад в разгар кризиса ОСАГО, когда основной причиной отказов был якобы дефицит бланков. Чтобы клиент не уходил с пустыми руками, страховым предложили работать по системе «Единый агент». Она подразумевает перекрестные договоры между компаниями, которые позволяют направлять клиента к другой страховой. Выбирается эта страховая по номеру ПТС случайным образом (из числа подписавшихся на работу по «Единому агенту»), и обновляется каждую неделю. Географической привязки нет: например, жителю Челябинска предложили застраховаться в красноярской компании «Надежда».

Такая практика не запрещена и отказом не считается. До какой-то степени она даже работает, потому что все «единые агенты» должны иметь офисы или представителей во всех городах, где присутствуют их партнеры. Но юристы отмечают, что нередко клиенту предлагают компании-однодневки, разорение которых повлечет как минимум затягивание сроков выплат.

Поэтому решайте сами. Если вам предложили «левую» страховую, самое простое — обратиться к другому страховщику. Или купить электронное ОСАГО.

е-ОСАГО

При покупке электронного полиса ОСАГО через сайт компании отказать в продаже вам не могут, поэтому этот способ считается достаточно надежным.

— К сожалению, случаются технические сбои, — рассказывает Кирилл Смолин. — Но с этого года в России заработала система Е-Гарант, принцип которой похож на «Единого агента»: если в силу любых причин страховая не продает электронный полис ОСАГО, вас перенаправят в другую страховую. Её выбор также делается автоматически по номеру ПТС.

Электронный полис ОСАГО не нравится многим из-за необходимости ждать, пока сотрудник ГИБДД «пробьёт» его по базе данных, поскольку всегда есть риск пресловутых технических сбоев. Тем не менее, «виртуальная» страховка постепенно набирает популярность.

Избегайте оформления электронного ОСАГО посредниками: намеренные или случайные ошибки при указании значимых параметров могут привести к отказе в выплате.

Навязанные страховки

Если представитель страховой ловко впарил вам парочку добровольных страховок в нагрузку к ОСАГО, в течение пяти дней вы имеет право отказаться от них и вернуть деньги. Подобный «период охлаждения» предусмотрен законодательством с 2016 года. Естественно, за эти пять дней вы не должны обращаться за выплатами по купленным добровольным полисам. Вернуть деньги после заявления клиента страховщик должен в течение 10 дней.

За поддельный полис грозит уголовная статья

В последнее время полиция интенсифицировала работу по выявлению автомобилистов с поддельным полисами. Напоминаем, что за использование заведомо подложного документа по части 3 статьи 327 УК РФ грозит наказание вплоть до ареста на срок шесть месяцев.

Проверяйте КБМ

Коэффициент бонус-малус отражает вашу аварийность и является одним из лучших способов экономить на ОСАГО: разница в стоимости полисов крайне аварийного и полностью безаварийного водителя — почти пятикратная!

Страховые часто пытаются выставить завышенный КБМ. Проверить ваш коэффициент можете на сайте РСА, а в случае расхождений написать заявление. Причем сделать это можно и постфактум: страховщик обязан вернуть излишек, заплаченный вами за последний полис. Подробнее о корректировке КБМ.

Полезные ссылки

Документы, регулирующие рынок ОСАГО.

Подать жалобу в «Российский союза автостраховщиков».

Список компаний, продающих электронное ОСАГО.

Сервис проверки коэффициента бонус-малус (КБМ).

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter