Город Драма на переправе

Драма на переправе

Актеры Челябинского театра драмы на общем собрании объявили вотум недоверия художественному руководителю Линасу Зайкаускасу. «Недоверчивые» составили большинство. И, вероятнее всего, режиссер...

Актеры Челябинского театра драмы на общем собрании объявили вотум недоверия художественному руководителю Линасу Зайкаускасу. «Недоверчивые» составили большинство. И, вероятнее всего, режиссер покинет театр. Найти лидера для такого крупного театра, как показывает практика, непросто. Стало быть, драме вновь предстоит впасть в безвременье, как это уже было после ухода из жизни Наума Орлова и отлучения от театра Владимира Гурфинкеля.

«У меня возникло чувство, что перейден тот рубеж, который можно считать точкой возврата, – сказал Сhelyabinsk.ru министр культуры Челябинской области Алексей Бетехтин. – Дело в том, что недовольство копилось с осени. И сегодня я не вижу не только единства, но уже и возможности договориться. Вероятно, это можно было сделать в ноябре, нужна была встреча – люди выплеснули бы эмоции, высказали свою позицию и, возможно, выслушали бы позицию режиссера. Но сегодня договориться сложно и даже, боюсь, невозможно, потому что актеры и режиссер не хотят слышать друг друга. А не договорившись с народом, что может делать главный режиссер в театре, где нет атмосферы сотрудничества? Остается только уйти».

Как рассказала актриса театра Марина Аничкова, сбора труппы не было с августа: «Мы не знаем ни о планах режиссера, ни о его целях. Но он не находит нужным разговаривать с коллективом. А тот репертуар, который складывается сегодня, не очень вяжется, на наш взгляд, с задачами профессионального академического театра».

Напомним, в этом сезоне в драме сыграли уже пять премьерных спектаклей. Три из них поставлены новым худруком. Это «Кавказский меловой круг» по Бертольду Брехту, моноспектакль «Наташина мечта», получивший призы на двух фестивалях в Прибалтике, и «Лавина» турецкого драматурга Тунджера Джюдженогли. В эти дни режиссер продолжает работу над новым спектаклем «Для чего часам стрелки?» по мотивам рассказов Тонино Гуэрры. Сценарий Линас Зайкаускас написал совместно с поэтом, драматургом и переводчиком Виталием Асовским.

В непрофессионализме обвинить этого режиссера сложно. Спектакли «Кавказский меловой круг» и «Лавина» были поставлены Линасом Зайкаускасом в разное время в разных театрах, получили хорошие отзывы критиков и были отмечены на фестивалях. К примеру, Ирина Пермякова пишет о двух спектаклях Зайкаускаса – «Лавине» и «Дяде Ване», показанных на фестивале «Золотой конек»: «Зайкаускас – Режиссер. Он на площадке главный, он творит свой мир, преодолевая сопротивление материала – не один актер, так другой. Тревогу, нежность, боль он моделирует при помощи большого арсенала: гипнотизирующего капанья воды, нервного постукивания карандаша, леденящего крика, объятий, испанских баллад, летящих перьев. От спектаклей Линаса Зайкаускаса всегда остается впечатление, будто и актеров превратили в часть этого арсенала, в отлаженные механизмы, которые покорно следуют режиссерскому рисунку... Правда, тюменского «Дядю Ваню» уважаемое жюри не только хвалило за классную режиссуру, но и отметило призами трех актеров...».

Актеры челябинской драмы обвинили режиссера в грубости, жесткости по отношению к самим себе. На что режиссер отреагировал непреклонно: «Если актеров не устраивает моя личность, что с этим можно сделать? Я не могу стать другим». Еще до приезда в Челябинск Линас Зайкаускас сказал в одном из интервью: «Для меня непреложна четкая иерархия: в театре все подчиняется воле режиссера. Не потому, что он деспот и самодур, а потому, что точно знает, как лучше для художественного результата. Еще Наполеон изрек: «Демократии не может существовать в армии и в «Комеди-франсез».

Актеры в театрах, где прежде работал и ставил режиссер, адекватно воспринимали его жесткий стиль. В одном из интервью народный артист Башкортостана Александр Федеряев говорит: «Мне близок его почерк, поскольку в нем много театральности; условности, которая считывается на раз. Я люблю такой театр, в котором, с одной стороны, все просто, и в то же время он сценичен. Линас – диктатор, слабины не любит, с ним всегда нужно быть на высоком эмоциональном уровне. Он и себя не жалел, и добивался нужного результата от нас. Думаю, плоды этого труда налицо: два замечательных спектакля».

А вот известная российская актриса Ирина Алферова: «Спектакли я свои выбираю, они у меня все хорошие. Но ни с кем не могу сравнить режиссера спектакля «Пять пудов любви» (по Чехову) Линаса Зайкаускаса. Я учусь на этих репетициях. Мне нравится. У меня свой актерский интерес. Он достает из меня те чувства, которые, может быть, я сама и не хотела бы из себя доставать...».

В челябинской драме полного единогласия тоже нет, как может показаться на первый взгляд. Не согласен с коллективом, к примеру, народный артист России Борис Петров. Борис Николаевич так оценивает ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день в театре: «Мы уже во второй раз собираемся менять коней на переправе. Не успели поработать с Владимиром Гурфинкелем, убрали. Не прошло нескольких месяцев, как труппу возглавил Линас Зайкаускас, высказываем претензии: не все актеры заняты, режиссер груб... Назовите мне театр, где одновременно были бы заняты все актеры. Нет такого. У нас такая профессия: «сегодня ты, а завтра я». Если говорить о лексике режиссера на репетициях, то позволял себе некоторые вольности и известный режиссер Гончаров, и не менее известный Виктюк позволяет. И никто из актеров не обижается. У нас же это расценивается как унижение, оскорбление. И уж совсем не понимаю я тех, кто говорил на собрании о засилье западной драматургии, не приемлю русофобии, тем более в культуре, которая существует, чтобы объединять людей всех национальностей, рас и вероисповеданий. А более всего тревожит меня будущее театра. Не думал я, что на старости лет придется увидеть любимый театр у разбитого корыта».

Трудно сказать, сколько понадобится времени, чтобы найти нового лидера, если Линас Зайкаускас все-таки покинет театр. Тревожит перспектива и министра культуры области Алексея Бетехтина: «Театр не может жить без лидера, это правда. И нет сомнения, что за время безвластия в театре коллектив почувствовал себя настолько вольно... актеры решили, что сами могут всем управлять. Не исключаю, что есть в коллективе и те, кто хотели бы стать лидерами. Однако не весь коллектив готов признать их таковыми, и это проблемы не решает. Поэтому, если ситуация повторится в будущем, придется, видимо, менять актерский коллектив».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления