„ел€бинский филиал –оссийской академии народного хоз€йства и госслужбы (–јЌ’и√—) опубликовал итоговый рейтинг вли€ни€ региональной элиты за 2017 год, опросив более полсотни экспертов. ¬ числе наиболее весомых фигур ёжного ”рала назван главный муфтий ”ральского региона, председатель регионального ƒуховного управлени€ мусульман (–ƒ”ћ) „ел€бинской и  урганской областей –инат хаджи-хазрат –аев. ѕодн€вшись вверх сразу на 55 позиций, духовный лидер уральских мусульман продемонстрировал рекордно высокую динамику роста вли€ни€. » это неудивительно. ƒуховное управление под руководством –ината –аева активно реализует крупные проекты — религиозные, просветительские, социальные и культурно-образовательные. ќдно из самых громких начинаний года — возрождение знаменитого на весь исламский мир медресе «–асули€» в “роицке.  огда завершитс€ реконструкци€ пам€тника старины и будут ли востребованы выпускники учебного заведени€? √де в области стро€тс€ мечети и кто поддерживает проекты финансово? ≈сть ли в „ел€бинске насто€щий «’ал€ль» и как –ƒ”ћ контролирует его выпуск? ќб этом и многом другом — в текстовом интервью с –инатом –аевым и краткой видеоверсии.

¬ целом на территории „ел€бинской области зарегистрировано 130 мусульманских общин под эгидой ÷ентрального духовного управлени€ мусульман –оссии. ѕримерно в 90% общин имамы осуществл€ют свои функции практически на общественных началах и не имеют специального образовани€. ¬ р€де общин наблюдаетс€ серьезный дефицит кадров. — –инат-хазрат, расскажите, какова де€тельность духовного управлени€ по возрождению традиционных ценностей ислама?

— “от курс, который намечен на 2018 год и утвержден на съезде регионального ƒуховного управлени€ мусульман „ел€бинской и  урганской областей, ориентирован на восстановление и строительство мечетей, укрепление верного понимани€ ислама.  роме того, наша магистральна€ задача и цель — это воспитание кадров. Ќа сегодн€шний день в местных региональных мусульманских организаци€х ведутс€ лишь начальные курсы. ќднако дл€ качественного обучени€ св€щеннослужителей необходимо специализированное образовательное учреждение — медресе. Ќа «–асулевских чтени€х» в прошлом году был утвержден проект возрождени€ медресе «–асули€», широкого известного не только на ”рале и в –оссии, но и в исламских странах. ћедресе при п€той соборной мечети в “роицке ќренбургской губернии, а ныне в „ел€бинской области, действовало с 1884 по 1919 годы. ¬ нем обучались многие выдающиес€ де€тели литературы, культуры, науки не только –оссии, но и —редней јзии, —еверного  авказа,  азахстана. ѕроект по реконструкции и восстановлению мусульманского духовного центра уже начал воплощатьс€. — его окончательной реализацией мы сможем готовить профессиональные кадры на территории ёжного ”рала. «аметьте, сейчас в ”р‘ќ нет ни единого учебного заведени€ даже средне-специального уровн€. ћедресе в “роицке сможет заполнить пустующую нишу и закрыть ту потребность в имамах в целом дл€ всего ”рала.
ћедресе «–асули€» было основано в 1883 году в татарской слободке “роицка известным башкирским религиозным де€телем «айнуллой –асулевым. «дание бывшего медресе «–асули€» — объект культурного наследи€ регионального значени€.

Ёкскизный рисунок будущего ћедресе г.“роицк
Ёкскизный рисунок будущего ћедресе г.“роицк

—  аким образом происходит обучение св€щеннослужителей сейчас?

— ћногие учатс€ и в российско-исламском университете в ”фе, и в  азани, и в булгарской исламской академии –еспублики “атарстан. ќднако эти учебные заведени€ не в состо€нии покрыть тот кадровый голод, который существует в регионах в духовных управлени€х и мечет€х. ” нас в региональном духовном управлении более 100 общин. »з них максимум 10% имеет религиозное образование. ¬се наши св€щеннослужители получили начальное образование при мечет€х либо перенимали знани€ у своих дедушек и бабушек, то есть занимались самоучительством. —егодн€ важно, чтобы мы восполнили востребованность кадров в мечет€х, чтобы св€щеннослужители несли те традиционные ценности, которые несет наша конфесси€ в целом. ¬озрождение медресе «–асули€» в “роицке — это важный и необходимый шаг дл€ развити€ религиозного образовани€ и просвещени€ в регионе, подготовки квалифицированных отечественных кадров духовенства на основе традиций и опыта прославленного медресе.

— ћедресе — это учебное заведение средне-профессионального уровн€. Ѕудет ли у его выпускников возможность продолжать образование?

— ƒа, те, кто окончит среднее звено — освоит уровень специалистов, при желании сможет продолжить образование в названных вузах. Ѕудучи ректором –оссийского исламского университета в ”фе, всецело поддерживаю меры по выстраиванию системы исламского образовани€, куда в будущем войдет и наше восстановленное медресе.

ѕервоначальный вид здани€ ћедресе г.“роицк
ѕервоначальный вид здани€ ћедресе г.“роицк

— »де€ возрождени€ медресе существовала давно. ѕочему така€ возможность по€вилась только в прошлом году?

— —истема образовани€ диктует свои требовани€. » прежде всего они касаютс€ технических параметров: должна существовать необходима€ дл€ учебного учреждени€ инфраструктура. ћы предпринимали попытки организовать медресе при мечети в  опейске. Ќо, увы, из-за несоответстви€ здани€ проект не был реализован. —троить новое сооружение — слишком дорогосто€щий проект, таких средств нет. » вот как раз в прошлом году на «–асулевских чтени€х» было прин€то решение возродить знаменитое во всем мире медресе «айнуллы –асулева. —тарт проекту был дан тем летом при поддержке правительства „ел€бинской области и непосредственно главы региона Ѕориса ƒубровского, который лично курирует ход реставрационных работ. √убернатор уверен, что восстановление медресе — важный шаг в вопросе сохранени€ культурного и духовного наследи€ региона.

— —тоимость проекта более 40 миллионов рублей. ¬ам уже удалось собрать и освоить половину суммы. ѕомимо помощи региональных властей, насколько активно бизнес оказывает финансовую поддержку?

—  онечно, хотелось бы отметить участие простых прихожан — частных лиц и предпринимателей, участвующих в процессе восстановлени€ медресе. ћногие фирмы „ел€бинска и других регионов страны оказывают материальную поддержку, тем самым внос€ большой вклад в поддержку традиционных ценностей ислама. я говорю о таких компани€х, как «ёжуралмост», «¬ектор ѕрава», « онтинент», ««дорова€ ‘ерма», «–егион »нвестиции» и другие.   примеру, со ««доровой ‘ермой» мы начали сотрудничать еще с производства хал€льного м€са птицы. —егодн€ огромный вклад в реконструкцию здани€ внесли и сотрудники организации, и лично владелец предпри€ти€. ћы знакомы с ¬ладимиром јкаевым и знаем, что он €вл€етс€ глубоко верующим человеком, поддерживающим духовное развитие и просвещение в исламе. ќн не равнодушен к проблеме подготовки кадров, так востребованных в духовной сфере. ѕотому-то ¬ладимир јкаев и инициировал оказание помощи и тем самым показал, как важно сохран€ть духовный и культурный опыт региона.

— –инат-хазрат, речь ведь идет не только о формальном, внешнем, возрождении медресе, но и о становлении духовно-образовательного института.  акова будет его образовательна€ программа, в чем будет уникальность?

— ¬ свое врем€ «айнулла –асулев ввел новометодный способ обучени€, мы тоже будем новаторами. ” нас в регионе в отличие от других областей будут выпускать не только религиозных де€телей, то есть служителей мечетей, но и дипломированных специалистов сельскохоз€йственного профил€. ћы сотрудничаем с ёжно-”ральским аграрным госуниверситетом, благодар€ чему наши студенты смогут получить и светское образование. —мысл в том, чтобы будущие выпускники медресе имели какую-либо профессию. ћногие имамы смогут параллельно заниматьс€ пчеловодством, овощеводством, ветеринарией, чтобы впоследствии иметь дополнительный доход дл€ содержани€ семьи.

—  огда будет первый набор?

— ћы не отмен€ем намеченные планы. — начала этого учебного года намерены запустить медресе, и как раз седьмые «–асулевские чтени€» будут приурочены к этому событию.

«–асулевские чтени€» — это всероссийский научный форум, который проходит в небольшом городке “роицке, начина€ с 2012 года. ѕ€та€ конференци€ по составу участников была не только всероссийской, но и международной. Ќа чтени€х прошлого года присутствовала солидна€ делегаци€ из  азахстана, выступал шейх из »ордани.

«–асулевские чтени€», 2017 год
«–асулевские чтени€», 2017 год

—  акие еще проекты 2017 года получат продолжение в ближайшем будущем?

— —егодн€шний день всех нас об€зывает удел€ть больше внимани€ вопросу духовного образовани€ и просвещени€, воспитани€ молодежи в религиозных учреждени€х и не только, в целом в повседневной жизни. ѕо всему региону активно развиваютс€ общины и стро€тс€ мечети. ¬ ћагнитогорске возводитс€ один из учебных корпусов, который будет прив€зан к медресе «–асули€». ¬ „ел€бинске начато строительство комплекса медресе, где мы намерены заниматьс€ обучением детей и молодежи, учитыва€ национальные и культурные традиции мусульманских народов ёжного ”рала. »з медресе всегда выходили и поэты, и журналисты, и музыканты. Ёто профили, востребованные и по сей день. Ќам важно, чтобы стро€щийс€ комплекс позвол€л воспитывать детей в духе тех ценностей, которые несет традиционный ислам. ¬ крупных городах положено начало этой работы — организованы курсы, летние лагер€, где обучают основам ислама, а по итогам провод€т областные олимпиады. ѕобедители таких олимпиад едут в ”фу на всероссийский детский конкурс «я познаю ислам». Ёти проекты мы будем развивать и дальше. ѕровод€тс€ также курсы повышени€ квалификацию имамов при мечет€х „ел€бинска, ћагнитогорска и  опейска, на базе —оборной мечети в селе  унашак. Ќаша задача — построить мостик между прошлым и насто€щим, учитыва€ традиции, заложенные «айнуллой –асулевым в его медресе, чтобы трудитьс€ во благо народа, который живет у нас на ”рале.

— ћолодежные образовательные проекты бизнес тоже поддерживает с энтузиазмом?

— Ќаши бессменные партнеры — это те предпри€ти€, которые не отказывают в помощи по разным вопросам. ≈сли говорить о примере группы компаний ««дорова€ ферма», ее владелец охотно вкладываетс€ в обновление —оборной мечети в селе  унашак. ћусульманский храм получит от ¬ладимира јкаева необходимые средства дл€ завершени€ ремонта в учебных комнатах мечети. ¬ них будут проводитьс€ семинары по основам религии. “ака€ вот поддержка — показатель высокой социальной ответственности компании — крупного производител€ м€са на ”рале.

«–асулевские чтени€» 2018 года будут приурочены к открытию медресе
«–асулевские чтени€» 2018 года будут приурочены к открытию медресе

— Ќа ваш взгл€д, что движет людьми в их желании помогать?

— ѕомочь хот€т потому, что людьми все-таки движет вера. ¬от почему мы во всех наших храмах и мечет€х об этом говорим.  огда у человека есть вера в Ѕога, он мыслит совершенно иначе, мен€етс€ его мировоззрение. Ќаша глобальна€ задача не только в мусульманстве, но и вообще во всех традиционных конфесси€х — проводить просветительскую работу среди молодежи. —егодн€ мы в пилотном режиме совместно с –ѕ÷ осуществл€ем просветительские проекты с ё”р√”, „ел√” и „√ј »: встречаемс€ и беседуем со студентами. ћы видим, как в других регионах уже на прот€жении 10 лет успешно провод€тс€ элективные курсы по религиозной этике. “еперь будем аналогичную работу вести в „ел€бинской области. ¬едь когда человек знает свою культуру, свою религию, свою историю, он будет уважать и себ€, и других. ¬ исламе просветительскую де€тельность мы должны вести активно. “ем самым мы отчасти решаем вопрос, который остро стоит во всем мире — € имею в виду угрозу экстремизма и профилактику проникновени€ радикальных течений. ¬ажно оказывать противодействие псевдорелигиозным течени€м и рассказывать о традиционных ценност€х ислама, формировать верное понимание о нашей религии. ќсобенно это актуально дл€ молодежи: сегодн€ некоторые могут воспользоватьс€ тем, что молодое поколение не всегда достаточно осведомлено в вопросах ислама. ћы правильно проповедуем и говорим о нормах религии в традиционном ключе. ¬от почему еще так важна подготовка кадров.

— –инат-хазрат, одна из проблем, которые часто озвучиваютс€ в —ћ», — это производство контрафактной хал€льной продукции. „тобы избежать попадани€ на рынок несоответствующего товара, ћуфти€т проводит экспертизу на производстве. ” нас в регионе есть производители, которым можно довер€ть?

— “ут стоит обратитьс€ к истории вопроса и попыткам выстроить отношени€ с птицефабриками региона. ƒе€тельность ƒуховного управлени€ мусульман тесно св€зана с производством продукции хал€ль.  онтроль над впуском такой продукции осуществл€ет специальный комитет по стандарту хал€ль. ќн поддерживает предпри€ти€ в организации производства и контролирует весь процесс выпуска продукции. ¬ –оссии мало производителей, которые предлагают покупател€м насто€щий продукт хал€ль, особенно если речь идет о м€сных издели€х. Ѕолее того, многие предпри€ти€ выпускают под видом таких продуктов ненасто€щий хал€ль. Ќо, продава€ продукцию под видом хал€ль, котора€ таковой не €вл€етс€, они не только обманывают своих покупателей, но и совершают большой грех перед ¬севышним “ворцом.

“ермин «’ал€льна€ пища» дл€ мусульман — это прежде всего верность исламским традици€м. “ака€ маркировка, как хал€ль, подразумевает, что в продуктах отсутствуют компоненты, которые запрещены к употреблению. “о есть, хал€ль — это экологически чистый продукт, произведенный в соответствии с исламскими нормами. —тоит отметить, что хал€льные продукты выбирают и люди других конфессий — те, кто заботитс€ о своем здоровье.ѕредставл€ете, сколько существует птицефабрик в –оссии? ћногие сами приезжали к нам с идеей производить хал€ль, к некоторым мы выходили с инициативой выпускать дозволенную в исламе каноническую пищу. Ќи с одной компанией, кроме ««доровой фермы», у нас продвижений не получилось. –уководитель этого предпри€ти€ в свое врем€ заинтересовалс€ темой выпуска хал€льной продукции и жестко озвучил свою позицию — если мы выпускам хал€ль, будем четко соблюдать все, что дл€ этого надо. ƒуховное управление озвучило требовани€ к выпуску хал€льной продукции м€са птицы. √руппа компаний ««дорова€ ферма» провела подготовку цехов с нашим участием и заменила конвейеры. ѕредпри€тие, в отличие от остальных, не преп€тствовало присутствию нашего представител€ — имама јрга€шского района — на всех этапах производства — от кормлени€ и выращивани€ курицы до забо€ и попадани€ м€са на прилавки.

— Ќасколько оказалс€ востребован такой товар?

— ѕосле того, как нам удалось такой проект на площадке ««доровой фермы» запустить, интерес к продукции вырос на территории региона, в других област€х, а также за пределами страны. ƒошло до того, что нам в управление звонили и спрашивали, как выйти на поставщика хал€льного м€са птицы. «апросы были даже от “атарстана. ¬едь слава-то разноситс€ не по телефонному разговору. Ћюди, которые работают в компании ««дорова€ ферма», сами участвуют в производственном процессе и вид€т, каков он, рассказывают друзь€м, сосед€м. ќчень скоро нам стали звонить и спрашивать о производителе, который жестко контролируетс€ комитетом по хал€лю. ћен€ радует, что есть компании, которые не хот€т вводить покупателей в заблуждение и сознательно отказываютс€ от производства. ««дорова€ ферма» некоторое врем€ назад прекратила выпуск м€са птицы хал€ль. Ёто св€зано с тем, что сегодн€ компани€ активно развиваетс€ и наращивает объемы производства продукции, поэтому пока не готова соблюдать всю сложнейшую цепь действий дл€ производства хал€ль.

— ¬ыходит, это инициатива владельца группы компаний?

— Ёто намеренное решение и лична€ позици€ ¬ладимира јкаева. ««дорова€ ферма» готова производить только действительно насто€щий хал€ль. ¬идно, что компани€ хочет быть честной и открытой дл€ всех покупателей. ƒл€ этого нужно соблюдать требовани€ по всему циклу производства, к чему и стремитс€ сегодн€ ««дорова€ ферма».  омпани€ не собираетс€ производить продукт, который только носит название хал€ль, но по факту таковым не €вл€етс€. –егиональное ƒуховное управление мусульман „ел€бинской области полностью поддерживает такой подход к производству. ¬ этом отношении показательна истори€, произошедша€ с компанией в прошлом году. якобы в вареной колбасе производства ««доровой фермы» были найдены следы свинины. ќсобенность ситуации была в том, что колбаса называлась «ћусульманской». Ётим воспользовалось одно из средств массовой информации и распространило сведени€ о том, что в «ћусульманскую» колбасу компани€ добавл€ет свинину, что не €вл€етс€ хал€ль. ’от€ компани€ и не указывала, что эта колбаса — хал€льна€. ¬ итоге никакой свинины в «ћусульманской» колбасе, конечно же, не нашли, поскольку ее не было в рецептуре. » у компании ««дорова€ ферма» не было задачи обманывать покупателей. ¬озможно, что это была попытка манипул€ции общественным мнением. ««дорова€ ферма» отреагировала оперативно — чтобы подобных ситуаций не возникало повторно, компани€ вообще исключила из своего ассортимента продукцию, вызывающую любые параллели с религией. » это верное решение дл€ ответственного и честного производител€.

— –инат-хазрат, благодарим вас за беседу.

— ¬ завершении от имени регионального ƒуховного управлени€ мусульман „ел€бинской и  урганской областей хотелось бы обратитьс€ ко всем люд€м доброй воли, которые оказывают помощь в восстановлении храмов и мечетей. ¬ажно поддерживать и развивать желание людей помогать в восстановлении культурного облика и опыта региона. ’отелось бы, чтобы, гл€д€ на такие дела, люди участвовали в проектах духовно-нравственного возрождени€ и подготовки отечественных кадров. “аким образом мы сможем донести до всех людей действительно верное понимание ценностей ислама. ¬едь без духовности мы не сможем существовать, вера побуждает человека любой конфессии к добру, веротерпимости, милосердию и состраданию.