—ергей √амбар€н хотел пойти по стопам отца-лЄтчика
—ергей √амбар€н хотел пойти по стопам отца-лЄтчика

¬торой пилот разбившегос€ в ѕодмосковье јн-148 «—аратовских авиалиний» получил удостоверение, выучившись в чел€бинском авиационном учебном центре. ѕеред этим 44-летний —ергей √амбар€н окончил сначала петербургское авиационно-транспортное училище, а затем ћосковский государственный техуниверситет гражданской авиации. ќб этом 74.ru рассказали его родные и коллеги в ответ на за€вление р€да федеральных —ћ» о допуске пилота к полЄтам без необходимого образовани€.

ќ том, что —ергей √амбар€н не училс€ в университете по профилю, а лишь окончил 10-мес€чные курсы переподготовки в „ел€бинске, 15 феврал€ за€вило со ссылкой на анонимный источник «‘едеральное агентство новостей».

— Ћицензии у университета от –осавиации нет — есть от ћинистерства образовани€ –оссии, — сообщало агентство. — ѕилот проходил практику на базе «„елавиа». “еоретические знани€ он получил на аэрокосмическом факультете ёжно-”ральского госуниверситета. ћежду учебными заведени€ми есть договор. ¬ысшего профильного образовани€ пилот не имел.

Ёту информацию процитировал ещЄ р€д федеральных —ћ». ќни уточн€ли, что переучивалс€ √амбар€н в „ел€бинском лЄтном училище гражданской авиации („Ћ”√ј), де€тельность которого прокуратура требовала признать незаконной из-за отсутстви€ лицензии –осавиации.

–одные и коллеги погибшего пилота назвали публикацию намеренным искажением фактов и провокацией. јнонимное за€вление в —ћ» они св€зывают с судебными т€жбами между выпускниками „Ћ”√ј и –осавиацией. » в доказательство своих слов показывают четыре диплома, которые —ергей √амбар€н в разные годы получил в авиационных учебных заведени€х.

— —реднее профессиональное образование у —ерге€ в Ћенинградском авиационно-техническом училище гражданской авиации, — рассказали родные второго пилота. — —ледом за ним он в 2006 году получил высшее техническое образование в ћосковском государственном техуниверситете гражданской авиации. ≈го, кстати, курирует –осавиаци€. ѕосле этого он пошЄл учитьс€ на пилота в «„елјвиа», теоретический курс ему преподавали в ё”р√” по программе дополнительного профессионального образовани€ (ƒѕќ). ѕолучил диплом, сдал экзамен в –осавиации и в окт€бре 2013 года получил свидетельство пилота.

ЋЄтную практику пилот проходил в учебном центре «„елјвиа»
ЋЄтную практику пилот проходил в учебном центре «„елјвиа»

— „тобы стать пилотом, по закону не требуетс€ учитьс€ перед этим именно в лЄтном вузе — профессиональна€ переподготовка возможна на базе технического высшего образовани€, — добавл€ет его коллега ѕавел —емченко. — ј у —ерге€ были необходимые технические навыки дл€ этого. “еори€ в программе, по которой он училс€, включает те же самые профессиональные модули федерального государственного образовательного стандарта по специальности «пилот», что и в лЄтных вузах. Ёта программа была утверждена –осавиацией.

„тобы самосто€тельно сесть за штурвал, одного диплома недостаточно.  андидатам на должность пилота в авиакомпании необходимо пройти проверку навыков, а затем переучитьс€ на конкретный тип самолЄта, получив у пилота-инструктора допуск на управление. ѕосле этого они станов€тс€ вторыми пилотами-стажЄрами и летают с подстраховкой вторых пилотов. Ћишь налетав 300 часов, они станов€тс€ полноправными вторыми пилотами.

— ѕереучивание проходит либо в собственных авиационных учебных центрах авиакомпаний, либо в сторонних сертифицированных, — рассказывает коллега —ерге€ √амбар€на. —  омандир ¬алерий √убанов переучивалс€ непосредственно в «јнтонове» в 2011 году. ј —ергей в некоммерческой организации в декабре 2015 года. »менно после этого началась его полноценна€ лЄтна€ карьера, поэтому фактически у него и было 812 часов налЄта. » все они на типе јн-148.

ќтец —ерге€ √амбар€на до выхода на пенсию работал командиром корабл€. —ын мечтал пойти по его стопам. ¬ 2012 году параллельно учЄбе в „ел€бинске он поступил на заочку в —анкт-ѕетербургский госуниверситет гражданской авиации, чтобы получить высшее пилотское образование. ќкончил его в 2016 году по специальности «ЋЄтна€ эксплуатаци€ гражданских воздушных судов». ¬ «—аратовские авиалинии» √амбар€н устроилс€ в июле 2017-го. ƒо этого на јн-148 он летал в авиакомпании «јнгара».

—ергей √амбар€н всего отлетал 812 часов
—ергей √амбар€н всего отлетал 812 часов

— ѕо сути, у —ерге€ теоретических навыков было даже больше, чем у выпускников государственных лЄтных училищ. ” него было два высших образовани€, полученных в учебных заведени€х, которые курирует –осавиаци€, — подчЄркивает —емченко. — ѕри этом количество лЄтных часов при выпуске и в государственном, и в частном училище по программе одинаковое — минимальные 150 часов. ЋЄтную практику —ергей проходил в сертифицированном авиационном учебном центре.

Ќеверным коллеги называют также утверждение, что у чел€бинского вуза, в котором училс€ —ергей √амбар€н, на тот момент не было лицензии –осавиации. ёжно-”ральский государственный университет действительно преподавал ему курс теории. «аказчиком выступал учебно-тренировочный центр «„елјвиа» (в августе 2015 года переименован в „Ћ”√ј), где он затем проходил лЄтную практику. Ќо —ергей училс€ в 2013 году, когда к документам центра «„елјвиа» у –осавиации претензий не было. ƒействие сертификата ј”÷, из-за отсутстви€ которого суд по требованию транспортной прокуратуры в прошлом году приостановил де€тельность лЄтного училища, истекло в августе 2016-го.

— Ќа момент лЄтной практики в учебном центре авиакомпании «„елјвиа» —ергей √амбар€н уже имел высшее техническое авиационное образование, — рассказали 74.ru в руководстве чел€бинского учебно-тренировочного центра. — ¬ ћ√“”√ј он выучилс€ на инженера и к нам пришЄл получать квалификацию «пилот». ѕрограмма его переподготовки включала 1060 часов. ќна соответствовала федеральному государственному образовательному стандарту и была утверждена –осавиацией. ” учебного центра был действующий сертификат ј”÷. ЋЄтна€ практика у —ерге€ со всеми выполненными упражнени€ми составл€ла 150 часов, как предписывают федеральные и международные авиационные правила. ¬ –осавиации ему выдали пилотское удостоверение. Ќа основании этого он закончил лЄтный университет в —анкт-ѕетербурге по специальности «ЋЄтна€ эксплуатаци€ воздушных судов». “ам же он училс€ летать на јн-148. » у него на самом деле было высшее авиационное образование.

¬ 2014 году, спуст€ год после получени€ —ергеем √амбар€ном свидетельства пилота, –осавиаци€ провер€ла законность его выдачи. ѕоводом стал запрос —ледственного комитета из-за вскрывшихс€ в ведомстве махинаций с поддельными удостоверени€ми. —видетельство с таким же номером, как у √амбар€на, выдали ещЄ одному пилоту. ѕроверив документы, подтверждающие теоретическую, тренажЄрную и лЄтную подготовку —ерге€, комисси€ –осавиации признала выдачу ему пилотского удостоверени€ законной и аннулировала документ-дублЄр у другого пилота. јкт подписал глава –осавиации јлександр Ќерадько.

Ќа борту јн-148 были 65 пассажиров и 6 членов экипажа
Ќа борту јн-148 были 65 пассажиров и 6 членов экипажа

 рушение јн-148, которым управл€ли командир ¬алерий √убанов и второй пилот —ергей √амбар€н, произошло 11 феврал€. ¬ 14:24 пилот заметил расхождение показателей скорости, а уже через три минуты самолЄт исчез с радаров. Ќа его борту находилс€ 71 человек — все они погибли. Ќа месте крушени€ спасатели обнаружили воронку глубиной около двух метров и диаметром 17 метров. –едакци€ 74.ru вела онлайн-репортаж, в котором собрала все известные к тому времени подробности трагедии. ¬ начале недели «—аратовские авиалинии» приостановили эксплуатацию имеющихс€ у них јн-148.

Ёксперты ћј  расшифровали и сопоставили данные двух чЄрных €щиков
Ёксперты ћј  расшифровали и сопоставили данные двух чЄрных €щиков

15 феврал€ ћежгосударственный авиационный комитет расшифровал записи речевого самописца, найденного на месте крушени€ самолЄта. —опоставив их с данными параметрического самописца, эксперты комиссии сошлись во мнении, что причиной аварии могло стать расхождение данных по скорости полЄта у пилотов. ѕредположительно, это произошло из-за обледенени€ датчиков. √азета « оммерсант» со ссылкой на собственные источники сообщает, что экипаж в начале полЄта по какой-то причине не включил обогрев приЄмников полного давлени€, с которых считывают информацию датчики скорости. ѕри этом пилоты, как утверждает издание, так и не пон€ли причину неисправности и не смогли справитьс€ с критической ситуацией.

ќни полагают, что причиной авиакатастрофы стало обледенение датчиков
ќни полагают, что причиной авиакатастрофы стало обледенение датчиков

ћатериалы ћј  направили в —ледственный комитет и приобщили к уголовному делу по факту крушени€ самолЄта.

— —ледователи сейчас изучают эти данные вместе с документацией, изъ€той ранее в авиакомпании и двух аэропортах, — уточнила официальный представитель —  —ветлана ѕетренко. — Ќазначен комплекс судебных экспертиз. “олько по результатам расследовани€ будут достоверно установлены все обсто€тельства трагедии, на основании чего следствие примет процессуальное решение.

 оллеги погибшего экипажа јн-148 полагают, что ситуацию осложнила случивша€с€ в кабине паника.

— ѕо всем операци€м принимает решение командир корабл€, — уточн€ет бывший наставник —ерге€ √амбар€на. — ¬торой пилот — лишь помощник, он исполн€ет команды командира. Ќачалось всЄ с общей ошибки экипажа.  омандир, предположительно, не дал команду на включение обогрева приЄмников давлени€. Ќу а дальше, когда событи€ начали разворачиватьс€ стремительно, — тут-то и есть роль командира! ¬торой пилот тут уже никоим образом не решает ситуацию. ¬ нашем учебном центре инструкторы всегда особое внимание обращали на тренировку полЄта по сопутствующим приборам. –аньше у нас ни одного полЄта на тренажЄрах не проходило без выключени€ статики и динамики на всех этапах. ”ченики это знали и об€зательно смотрели на показани€ приборов, сравнивали, действительны ли они. Ќо сейчас из-за политики –осавиации все учебные центры, где тренируютс€ пилоты, наход€тс€ в режиме посто€нной тр€ски. ќни переживают за свои сертификаты и программы. ј вместе с ними и сами пилоты. ќтправл€€сь в полЄт, они не знают, лишат ли их завтра удостоверений или нет. Ёта обща€ беда идЄт от –осавиации.

 

—ейчас –осавиаци€ совместно с организаци€ми гражданской авиации и пилотами-инструкторами разрабатывает программу имитации полЄтов с отказами на комплексном пилотажном тренажере јн-148 в —анкт-ѕетербургском государственном университете гражданской авиации. Ёта работа позволит усовершенствовать взаимодействие членов экипажа при различных отказах в работе самолЄтов такого типа.