¬ начале феврал€, выезжа€ со второстепенной улицы  отина на √орького, чел€бинец √ригорий срезал угол поворота, зацепив трамвайные пути встречного направлени€: его маневр запечатлен на видео с регистратора. √ригори€ остановили сотрудники ƒѕ—, оформили протокол и передали дело в суд, который назначил ему наказание по ч.4 ст. 12.15  ојѕ — штраф в 5 тыс€ч рублей. ћаневр характерен дл€ чел€бинских водителей, а некоторые перекрестки в принципе трудно проехать без срезки. «аконно ли наказание за подобное — разбиралс€ сайт 74.ru.

 
 

√ригорию вменили нарушение сразу двух пунктов правил — 8.6 и 9.6. ѕервый требует от водител€ при повороте налево на выезде с пересечени€ проезжих частей не оказатьс€ на стороне встречного движени€. ¬торой запрещает езду по трамвайным пут€м встречного направлени€.

ѕри выезде с первого пересечени€ водитель был на встречных трамвайных пут€х, но не встречной проезжей части
ѕри выезде с первого пересечени€ водитель был на встречных трамвайных пут€х, но не встречной проезжей части

Ќа первый взгл€д, нарушение правил было: выше приведен стоп-кадр из видео, на котором хорошо видно, что на выезде с пересечени€ проезжих частей автомобиль √ригори€ оказалс€ на встречных рельсах. ”точним, что в данном случае перекресток имеет два пересечени€ проезжих частей, разделенных трамвайными пут€ми.

—хема, составленна€ инспекторами, не вполне соответствует видео: столь глубокой срезки не было
—хема, составленна€ инспекторами, не вполне соответствует видео: столь глубокой срезки не было

ќформленна€ сотрудниками √»Ѕƒƒ схема, несогласие с которой водитель отметил в протоколе, показывает его нахождение на встречной проезжей части, хот€ из видео это не очевидно. јдвокат √ригори€ ёрий ѕанченко по€снил следующее:

— ћы провели тщательный анализ видео, и выезда на полосу встречного движени€ не было, к тому же, если углубитьс€ в вопрос, точное определение момента въезда и выезда с пересечени€ проезжих частей в отсутствие разметки невозможно, так как само пон€тие во многом условно. ћировой судь€ в вынесенном постановлении полностью проигнорировала приложенные к материалам дела объ€снени€ водител€, не дав им оценки.

—порный вопрос

–азрешают ли правила срезать по встречным трамвайным пут€м? ѕр€мого запрета на такой маневр нет.

ѕункт 8.6 требует от водител€ при повороте налево не оказатьс€ на стороне встречного движени€, а определение «встречной стороны» содержитс€ в пункте 9.1 ѕƒƒ — это половина ширины проезжей части, расположенна€ слева. “рамвайные пути в данном случае не учитываютс€ (они не €вл€ютс€ проезжей частью), поэтому пункт 8.6 наказывает водителей, которые срезают угол по встречной проезжей части, а не встречным пут€м. ѕо крайней мере это следует из буквальной трактовки ѕƒƒ.

— Ќа указанном перекрестке, если основыватьс€ на мнении ¬ерховного суда, — два пересечени€ проезжих частей. ¬ыезжа€ с первого, водитель оказалс€ на трамвайных пут€х, и нарушение п.8.6 ѕƒƒ невозможно, — считает ёрий ѕанченко.

„то касаетс€ пункта 9.6, запрещающего езду по встречным трамвайным пут€м, ёрий ѕанченко по€снил следующее:

— ≈сть решение ¬ерховного суда –‘ (ј ѕ» №12-676), где представитель правительства –оссийской ‘едерации четко за€вл€ет, цитирую: «ѕод выездом в пункте 9.6 правил понимаетс€ движение по трамвайным пут€м встречного направлени€ с целью обгона транспортного средства или объезда преп€тстви€». –анее в этом же поставлении уточн€етс€, что пересечение трамвайных путей при поворотах не считает выездом на встречные пути, что не противоречит здравому смыслу. Ќа заседании суда € попросил инспекторов ƒѕ— показать на снимке из космоса, в какой именно момент водитель нарушил пункты 8.6 и 9.6 ѕƒƒ, но оба зан€ли позицию «мы не на экзамен пришли». ѕо всей видимости, на рассмотрение жалобы придетс€ приглашать их начальника, чтобы он дал оценку их компетентности.

’от€ ни сами полицейские, ни суд точку зрени€ защиты не прин€ли, раскол наблюдалс€ и в р€дах самой инспекции.

— ¬ ответ на жалобу моего клиента начальник подразделени€, сотрудники которого оформили штраф, согласилс€ с тем, что выезда на встречную полосу не было, — говорит ёрий ѕанченко. — Ќо мировой судь€ “ракторозаводского района решил иначе и, по сути, выслушав наши аргументы, в постановлении отразил лишь точку зрени€ инспекторов и назначил √ригорию штраф в 5000 рублей.

»нтересно также, что в документах суда фигурирует именно езда по трамвайным путем встречного направлени€, а не выезд на встречную полосу движени€. ƒоводы защиты, несмотр€ на ссылки на решени€ ¬ерховного суда, «основаны на неверном толковании закона», а достоверность показаний свидетелей (инспекторов ƒѕ—. — ѕрим. ред.) у судьи не вызвала сомнений, так как они логичны, последовательны и согласуютс€ между собой.

јвтоюрист Ћев ¬оропаев после изучени€ материалов дела пришел к такому выводу:

— —хема не в полной мере согласуетс€ с видео, и если исходить из последнего и судебной практики, то было лишь движение по пут€м встречного направлени€ в момент поворота, но не выезд на встречную проезжую часть, то есть нарушени€ пункта 8.6 ѕравил из видеозаписи, на мой взгл€д, не усматриваетс€. ƒругим обсто€тельством €вл€етс€ наличие сплошной линии разметки 1.2, отдел€ющей трамвайные пути от проезжих частей, что указывает на запрет движени€ по пут€м. ќднако это обсто€тельство не отражено на схеме, но в любом случае наказание за это предусмотрено другой нормой — частью 1 ст. 12.15  ојѕ (штраф в размере 1500 рублей), а не частью 4. „то касаетс€ вмененной водителю езды по встречным пут€м, то участка пр€молинейного движени€ не было, поэтому не было и нарушени€. ¬ерховный суд –‘ многократно разъ€сн€л, что пересечение встречных путей при поворотах налево не €вл€етс€ нарушением пункта 9.6 ѕƒƒ –‘.

 ак поворачивать на перекрестках с трамвайными пут€ми

 огда есть возможность повернуть без срезани€ угла, лучше выполн€ть маневр именно по такой, «пр€моугольной» траектории: в описанном случае это было возможно.

Ќа некоторых перекрестках срезание трамвайных путей €вл€етс€ нормой, например, при повороте налево с ул. ћолодогвардейцев (с юга) на проспект ѕобеды. –азрешено ли это?

—ама по себе езда по пологой линии, по мнению наших экспертов, нарушением не €вл€етс€, если водитель не коснулс€ встречной проезжей части, а зацепил лишь встречные трамвайные пути. Ќо это уже зона риска, потому что в ситуаци€х, подобных описанной, суды крайне неохотно принимают аргументы водителей.

“ем более нельз€ выезжать на трамвайные пути, отделенные от проезжих частей сплошной разметкой: но оп€ть же, дл€ обвинени€ водител€ в этом случае наличие разметки должно быть отражено в документах, в частности, в схеме.