¬ыставка будет работать до середины ма€
¬ыставка будет работать до середины ма€

—егодн€, 5 апрел€, в »сторическом музее ёжного ”рала открываетс€ выставка репродукций великого италь€нского художника ћикеланджело де  араваджо под названием «ѕарадокс  араваджо». Ќакануне открыти€ научный сотрудник музе€ ћарь€ јникина рассказала, почему стоит увидеть экспозицию, даже если вы далеки от высокого искусства.

»скусство даром

¬ –оссии есть всего один подлинник  араваджо — «ёноша с лютней». ќн выставлен в Ёрмитаже. Ѕольшинство работ выдающегос€ художника выставлены у него на родине. ” чел€бинцев по€вилась хороша€ возможность познакомитьс€ с его творчеством и окунутьс€ в атмосферу »талии XVII века. Ѕилет на выставку стоит всего 50 рублей.

ƒл€ тех, кто боитс€, что ничего не поймЄт, под каждой картиной есть аннотаци€. √лавное, уметь читать, но мы в наших читател€х не сомневаемс€.

 араваджо изобразил целую палитру эмоций ёдифи в момент отрубани€ головы полководца ќлоферна
 араваджо изобразил целую палитру эмоций ёдифи в момент отрубани€ головы полководца ќлоферна

–еальнее реального

 араваджо — основоположник реалистического направлени€ в европейской живописи XVII века. ћногие заказчики даже отказывались от работ из-за их чрезмерной реалистичности. ’удожник правдоподобно изображал раны, смерть. Ќапример, известный сюжет — ёдифь с отрубленной головой — у  араваджо это сам момент убийства.  огда требовалось изобразить мертвое тело, он рисовал его с натуры.

ѕисать с натуры было его принципом — дл€ того времени это было провокацией. » если –афаэль рисовал свою сожительницу, то но никто не мог упрекнуть его, что это была булочница. ј у  араваджо на картине «ћадонна ди Ћорето» в образе Ѕогоматери оказалась хорошо знакома€ всем куртизанка. ћасла в огонь подлили глубокое декольте Ѕогоматери и гр€зные п€тки паломника.

»зобража€ ћадонну, художник просто скопировал натурщицу-куртизанку
»зобража€ ћадонну, художник просто скопировал натурщицу-куртизанку

Ёффект присутстви€ 

 араваджо — художник очень театральный. ќн любил начинать свое повествование не издалека, а сразу с того, от чего зрителю не оторвать глаз. „тобы показать динамику, он использовал сложные ракурсы: работу «ќбращение —авла» мы видим глазами человека, упавшего с лошади. ¬ работе «ѕогребение ’риста» кажетс€, что локоть Ќикодима вот-вот прорвет холст. ј гл€д€ на людей, сто€щих на кладбищенской плите, кажетс€, что одно неловкое движение и они сорвутс€ в могилу.

«ритель видит картину, как будто только что сам упал с кон€
«ритель видит картину, как будто только что сам упал с кон€

«ахватывающие и точно описанные событи€ в произведени€х  араваджо — во многом результат его жизненного опыта. ’удожник прожил всего 38 лет. ќн часто попадал в истории, бежал из тюрем, был объ€влен папой –имским вне закона (а это значило, что любой человек мог его не только убить, но еще и получить за это награду).  араваджо был вынужден бежать, попал на ћальту, там понравилс€ главе рыцарского ордена, но после того, как его прин€ли, он вновь оказалс€ замешан в скандале.  огда он решил перебратьс€ обратно на родину, его задержали в порту, а тем временем корабль с его вещами уже отплыл. ’удожник отправилс€ пешком и умер не то от мал€рии, не то от тифа.

¬дохновл€ет √олливуд

ѕсихологизма и драматизма  араваджо добивалс€ особым способом изображени€ света, источника которого на картинах почти никогда не видно. ќн расположен где-то над головами героев, выхватыва€ самое важное, высвечива€ из темноты их фигуры, лица, жесты — а в итоге характеры и эмоции. 

 стати, работы  араваджо лучше смотр€тс€ издалека
 стати, работы  араваджо лучше смотр€тс€ издалека

Ётот способ начала использовать цела€ пле€да художников. »скусство  араваджо оказало огромное вли€ние на творчество не только многих италь€нских, но и ведущих западноевропейских мастеров — –убенса, ¬еласкеса, –ембрандта.  араваджисты по€вились в »спании (’осе –ибера), ‘ранции (“рофим Ѕиго), ‘ландрии и Ќидерландах (√еррит ван ’онтхорст, ’ендрик “ербрюгген, ёдит Ћейстер) и других странах ≈вропы, не говор€ о самой »талии (ќрацио ƒжентилески).

 омпозиционные и световые приЄмы в искусстве позднее перен€ли и кинематографисты. “акой многозначительный свет по сей день пытаютс€ воспроизводить на театральных подмостках и в голливудских фильмах.

¬се уже видели, а ты ещЄ нет

¬ыставка «ѕарадокс  араваджо» путешествует по городам –оссии уже семь лет, последний раз она была выставлена в —амаре. Ёкспозицию увидели сотни тыс€ч человек, сходите и вы! ¬ыставка будет работать до середины ма€.

 араваджо удел€л внимание детал€м, тщательно прорисовыва€ даже фрукты
 араваджо удел€л внимание детал€м, тщательно прорисовыва€ даже фрукты

” нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем главные новости „ел€бинска и региона. ’отите первым читать наши материалы? ѕодписывайтесь: t.me/news_74ru.