ажда€ пара туфель и ботинок получит электронную метку
 ажда€ пара туфель и ботинок получит электронную метку

 ажда€ пара туфель и ботинок, флакон духов, пачка сигарет, блузки, куртки и другие товары получат электронную метку. —о следующего года в нашей стране начнЄтс€ об€зательна€ маркировка продукции массового спроса. ѕремьер-министр –оссии ƒмитрий ћедведев утвердил перечень из 10 групп товаров. ∆дать ли чел€бинцам проблем из-за дефицита чипов и кодов, как нововведени€ скажутс€ на затратах производителей и продавцов, а значит, и на стоимости привычных всем товаров, разбиралс€ 74.ru.

 огда и что промаркируют

ѕо данным ћинпромторга –‘, в лЄгкой промышленности сейчас — 30% контрафакта, в обувной — все 50% „иновники придумали, как защитить нас, российских потребителей, от подделок. “овары массового спроса снабд€т об€зательной маркировкой. Ќа шубах это уже опробовали. — 1 марта следующего года нововведение коснЄтс€ табачной продукции, с 1 июл€ — обуви.

ј дл€ остальных товаров, вошедших в «список ћедведева», маркировка станет об€зательной с 1 декабр€ 2019 года. —мотрим, что среди них:

  • духи и туалетна€ вода;
  • новые пневматические резиновые шины и покрышки;
  • предметы одежды, включа€ рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи;
  • блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного в€зани€, женские или дл€ девочек;
  • пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включа€ лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные издели€ мужские или дл€ мальчиков;
  • пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включа€ лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные издели€ женские или дл€ девочек;
  • бельЄ постельное, столовое, туалетное и кухонное;
  • фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки.

— ѕеречень сформирован с учЄтом особенностей рыночной конъюнктуры и условий товарооборота на соответствующих рынках, — говоритс€ в по€снении к законопроекту.

¬ ћинистерстве промышленности и торговли также сообщили, что в приоритетный список внесли товары, по которым готов€тс€ добровольные эксперименты.

ќт чипов к кодам

ќдин из таких экспериментов — по добровольной маркировке табачных изделий — стартовал в €нваре этого года. ѕроизводители табачной продукции начали ставить специальные двухмерные коды на пачки и блоки сигарет. ¬ начале апрел€ первые промаркированные пачки сигарет прошли через онлайн-кассы в магазине «ѕерекрЄсток» сети ’5.

”щерб от контрафакта на табачном рынке измер€етс€ миллиардами рублей
”щерб от контрафакта на табачном рынке измер€етс€ миллиардами рублей

— ћы полностью проследили цепочку — от генерации кода и нанесени€ цифровой маркировки производител€ми в –оссии до дистрибьютора и конечной реализации продукции в розницу, — прокомментировал председатель совета директоров ÷ентра развити€ перспективных технологий — оператора проекта по маркировке ћихаил ƒубин. — Ќам крайне важно подготовить систему к бесшовной интеграции с бизнес-процессами всех участников. —ейчас есть возможность совместно с ритейлом, оптом и производством отработать на практике все алгоритмы. ≈сли будет необходимость, внесЄм изменени€, чтобы переход на маркировку стал дл€ бизнеса максимально удобным и требующим минимальных затрат.

¬ пилотном проекте по маркировке табачных изделий принимают участие производители табачных изделий — JTI, British American Tobacco, Philip Morris International и ритейлеры — X5 Retail Group, Metro Cash&Carry, «ћагнит», «ƒикси» и «Ћента».

 —  аждой единице товара присваиваютс€ уникальные цифровые коды, защищЄнные криптографией.  од товара состоит из двух частей — код идентификации и код проверки, — рассказал 74.ru заместитель гендиректора по св€з€м с общественностью и маркетингу ÷ентра развити€ перспективных технологий (÷–ѕ“) –еваз ёсупов. — — начала эксперимента прошло три мес€ца, и система цифровой маркировки заработала в полную силу.

ƒл€ маркировки сигарет используютс€ коды Data Matrix (визуально напоминают квадратики QR-кодов, которые можно считывать смартфоном или сканером). ¬ ÷–ѕ“ говор€т, что такие коды в отличии от чипов дл€ шуб не нужно где-то заказывать и доставл€ть. ќни печатаютс€ на принтерном оборудовании, которое уже используют производители товаров, а считываютс€ стандартными сканерами, которые есть у каждого продавца.

Ќо в „ел€бинске приобрести маркированные сигареты пока не удастс€. ѕо словам –еваза ёсупова, эта продукци€ отправлена на реализацию в ћоскву и —анкт-ѕетербург. ј далее всЄ будет зависеть от планов производителей и дистрибьюторов.

ќбувщики пойдут за табачниками

ƒобровольный эксперимент по оцифровке обуви планируют начать 1 июн€ этого года. ѕредставители чел€бинской обувной фабрики в прошлом году за€вл€ли, что примут активное участие в эксперименте. Ќо не в ближайший мес€ц, осторожничает гендиректор «ёничела» ¬ладимир ƒенисенко.

— ѕока нет ни методики, ни пор€дка проведени€ эксперимента, — объ€сн€ет он. —  ак только техническа€ сторона будет решена, мы займЄмс€ этим процессом.

ѕо словам ¬ладимира ƒенисенко, новые штрихкоды не должны негативно повли€ть на конечную цену обуви, их себестоимость не больше рубл€.

ѕромаркировать легко. Ќо спасет ли код от контрафакта?
ѕромаркировать легко. Ќо спасет ли код от контрафакта?

–уководитель отечественной фабрики считает, что маркировка будет полезна только в случае эффективного контрол€.

— —ама по себе мера правильна€, но весь вопрос в том, кто будет и будет ли вообще провер€ть эти коды, чипы, бирки, если сейчас не провер€етс€ даже сам товар, — говорит ¬ладимир ƒенисенко. — ” нас всЄ подделываетс€. “реть обуви на рынке — контрабанда, в деньгах это 860 миллиардов рублей. ¬ал нелегальных товаров идЄт к нам из  ита€ и  азахстана. ѕодобно белорусским креветкам по€вились киргизские кроссовки. Ќи в  азахстане, ни в  иргизии нет своего обувного производства, но караваны продукции, не растаможенной по закону, продолжают идти через нашу границу. “олько по обуви на неоплаченных таможенных сборах и Ќƒ— российский бюджет тер€ет пор€дка 30 миллиардов. рублей. ƒа на эти деньги можно ещЄ не одну ќлимпиаду провести!

—начала нужно навести пор€док на границе и в торговле — было бы желание, считает руководитель чел€бинской фабрики.

ѕредставитель Zenden подтвердил 74.ru, что компани€ примет участие в эксперименте по маркировке.

— Ўтрихкод наноситс€ на упаковку. ќн дополнит объЄм информации, котора€ сейчас размещаетс€ на коробке. ÷ена дл€ потребител€ никак не увеличитс€, так как дл€ эффективного процесса отслеживани€ товара не требуетс€ никакого специального оборудовани€, — рассказал директор по коммуникаци€м компании Zenden јлександр ћилых. — ¬ажно, что обувь с индивидуальным штрихкодом не может оказатьс€ на полке у другого юридического лица. » не может быть продана несколько раз. ј слухи о росте цен при маркировке — это миф и попытка ввести людей в заблуждение.

ƒл€ печати штрихкода подойдЄт любой бытовой или офисный принтер, поэтому дефицита чипов быть не может, добавил представитель обувной компании.

— ¬озможность печатать штрихкод на любом принтере исключает также коррупционную составл€ющую. –ечь о таких случа€х, когда компани€-поставщик начинает монопольно зарабатывать на нужной дл€ рынка и государства инициативе, — отметил јлександр ћилых. — ѕроект запуст€т на базе самого массового российского »“ продукта — системы 1—. ѕоэтому создани€ новых процессов или покупки дорогосто€щего программного обеспечени€ не потребуетс€.

 то заплатит за прозрачность

 рупные игроки рынка уже озаботились вы€снением необходимых технических моментов дл€ внедрени€ цифровой маркировки. —редние и мелкие предприниматели с опаской припоминают дефицит контрольно-идентификационных знаков ( »«) — электронных чипов в то врем€, когда начиналась маркировка шуб.

— ћы торгуем импортными товарами от разных производителей. ¬еро€тно, придЄтс€ сначала везти всЄ на склад, где маркировать товары вручную, — опасаетс€ представитель небольшой оптовой фирмы. — Ќужны будут сканеры, дополнительные сотрудники. Ёто всЄ тоже расходы.

√де сшили рубашку или платье, узнаем по штрих-коду
√де сшили рубашку или платье, узнаем по штрих-коду

ѕо уверени€м чиновников, заметного удорожани€ товаров, подлежащих об€зательной маркировке, произойти не должно. ќдин из основных аргументов — об€занность промаркировать товар возложат на производителей и импортЄров. —оответственно, на них и должно лечь основное брем€ расходов.

— ѕродавцам ничего платить не придЄтс€. Ќо, чтобы продавать товары с маркировкой, им уже сейчас надо начинать регистрироватьс€ в специальном реестре. ј затем регул€рно отчитыватьс€ о закупках, продажах и списании продукции, — обращает внимание аналитик √  «‘инам» јлексей  оренев. — ¬ качестве примера правительством приводитс€ успешный опыт по маркировке шуб дл€ борьбы с контрафактом. Ќо следует учитывать, что шуба — весьма дорогое изделие, и стоимость микрочипа, содержащего сведени€ о производителе или импортЄре товара, занимает лишь мизерную долю стоимости самой шубы. ј вот на фоне стоимости блузки или маечки дл€ девочки, плаща дл€ мальчика или пачки сигарет чипирование продукции будет выгл€деть уже не таким безболезненным. “о же самое касаетс€ и лекарств.

Ќеобходимость регистрироватьс€ в реестре и отчитыватьс€ о закупках и продажах заметно увеличит документооборот у мелких реализаторов розничной продукции, и подобные расходы неизбежно скажутс€ на финансовых показател€х, указывает эксперт.

— Ќет сомнений, что и производители, и розница попытаютс€ переложить хот€ бы часть затрат, св€занных с об€зательной маркировкой, на конечного потребител€, — говорит јлексей  оренев. — —казать заранее, кака€ продукци€ и насколько подорожает, затруднительно. Ќо то, что определЄнный рост цен неизбежен, уже очевидно. “ак же, как и то, что в более дорогих товарных позици€х, с высоким уровнем добавленной стоимости, производимых на крупных предпри€ти€х, увеличение цен будет не столь существенным, как по товарам низкой ценовой категории или производимым небольшими предпри€ти€ми.

„то касаетс€ возможной нехватки чипов, то всЄ будет зависеть от того, каким именно образом об€жут маркировать продукцию.

— ѕрочипировать шубы несложно. ¬вести маркировку по огромному перечню товаров массового потреблени€ куда труднее, — предполагают аналитики. — ≈сли переход к об€зательной маркировке будет постепенным и поэтапным, возможно, нехватки чипов удастс€ избежать. ≈сли же требование к маркировке вступит дл€ всех перечисленных категорий товаров одновременно, дефицита, на наш взгл€д, избежать не удастс€. » это приведет к неминуемому саботированию программы со стороны производителей и розничных реализаторов — у них будет «железобетонный» формальный повод в виде нехватки микрочипов.

12 августа 2016 года в –оссии ввели об€зательную маркировку меховых изделий. Ќо предприниматели жаловались на нехватку чипов, которые должны быть на всех меховых издели€х (их выпускало одно предпри€тие). “акже были претензии к работе личных кабинетов на специальном информационном ресурсе, который обслуживает налогова€ служба. ¬ итоге час X продлили ещЄ на четыре мес€ца. ¬ процессе маркировки вы€снилось, что в –оссии шьЄтс€ не 20%, а более половины всех меховых изделий. ј также хранитс€ 15-летний запас шуб.