История, на первый взгляд, типичная: машину Александра Лебедева уволокли на штрафстоянку от ТРК «Родник». Сама по себе эвакуация с общедоступных парковок практикуется уже не первый год, вот только Александр не стоял на месте для инвалидов или под знаком «Остановка запрещена». Возмутила его не только сама эвакуация, но и то, что произошло потом. Как не попасть в ловушку около ТРК — разбирался сайт 74.ru.
На месте инцидента причина эвакуации стала очевидной: напротив главного входа в «Родник» вдоль края парковки идет тротуарная зона, отделенная от проезжих частей бордюром, плотно заставленная машинами. За подобное нарушение по ч. 3 статьи 12.19 КоАП грозит штраф 1000 рублей, кроме того, предусмотрена эвакуация (статья 27.13 КоАП).
Другое дело, что тротуар заметен плохо: высота бордюра не более сантиметра, и чтобы заехать на него, не требуется ни увеличенного просвета, ни даже особого нахальства. Сделать это можно случайно.
Пока мы разговаривали с Александром, машины парковались на тротуаре одна за другой. В ответ на наши замечания водители искренне удивлялись:
— Какой тротуар? Вон все ставят.
Автоэксперт Юрий Панченко считает, что «неявные» бордюры сбивают водителей с толку.
— По нормативам, тротуары делают приподнятыми над проезжей частью, в том числе чтобы на них не попадала грязь и пешеходы не утопали в ней по колено, — объясняет он. — В зависимости от типа дороги бордюрные камни могут быть разной высоты: 10, 12, 15 сантиметров. Но обычный автомобиль не может заехать на гостовский бордюр незаметно: если он едва выступает над поверхностью асфальта, нет оснований считать зону справа от него тротуаром. Бывают ситуации, когда бордюр занижен или отсутствует, но если власти хотят запретить движение автомобилей на таких участках территории, они должны использовать знак 5.33 «Пешеходная зона».
В администрации ТРК «Родник» нам пояснили, что не занимаются вопросами эвакуации: прилегающая территория была проверена комиссией ГИБДД, после чего инспекция установила зоны, где необходима эвакуация транспортных средств, мешающих проезду и проходу. За соблюдением правил вблизи ТРК, как и на других дорогах общего пользования, следит именно ГИБДД.
— Показанное на фото место действительно предназначено для движения пешеходов, но автовладельцам удобно его не замечать, — считают в администрации «Родника». — При этом на других уровнях парковки свободные места есть всегда, поэтому нарушения совершенно не вынужденные.
И все же в администрации комплекса пообещали обратить внимание на проблему «неявного тротуара».
Эвакуация с тротуаров в Челябинске практикуется давно, например в прошлом году ГИБДД города по запросам жителей стала увозить машины из дворов. И такая эвакуация вызывает перманентные споры, потому что четкого определения тротуара в правилах нет.
Популярной причиной для эвакуации по-прежнему остается парковка на местах для инвалидов, и посетителям ТРК нужно быть особенно внимательными: слоты для машин людей с ограниченными возможностями есть сегодня перед всеми торговыми центрами.
Но есть и ряд менее явных причин для эвакуации, например остановка ближе пяти метров перед пешеходным переходом или в местах, где от автомобиля до сплошной линии разметки остается менее трех метров.
Впрочем, Александра Лебедева возмутил не только сам факт эвакуации, но и сложности с возвратом автомобиля со штрафстоянки.
— Со штрафстоянки меня отправили в отделение на Братьев Кашириных, где инспектор сразу же начал выписывать постановление: якобы он перед этим «рассмотрел дело в полном объеме», — рассказывает Александр. — Но у него не было ни записи, ни полного комплекта документов. По сути, постановление выписывалось вслепую и никакого «рассмотрения» не было. Я просил показать мне доказательства нарушения, но кроме нечитаемой копии протокола о задержании ничего не увидел. Вроде бы инспектор должен доказать вину водителя, а получается, что это водитель должен оправдываться — презумпция невиновности не действует. При этом инспектор пытался склонить меня согласиться с нарушением, говоря, что иначе мне не отдадут автомобиль, на что я ответил отказом. Он вынужден был писать протокол, в котором я выразил свое несогласие, и планирую оспаривать решение в суде. На штрафстоянке мне поначалу не хотели отдавать автомобиль без полной оплаты услуг эвакуации, что незаконно. Я не поддался, и в итоге мне удалось забрать машину только через шесть часов. Более того, сотрудница стоянки требовала у меня страховку ОСАГО, хотя какое право имеет она проверять подобные документы? А если бы у меня было электронное ОСАГО, наличие которого можно проверить только по базе данных, доступ к которой сотрудники стоянки вообще не имеют?
Кстати, жалобы на отказ выпускать автомобиль без полиса ОСАГО мы уже разбирали: тогда представители ООО «Лидер Плюс» пояснили нам, что руководствуются статьей пятой 288-го закона Челябинской области «О порядке перемещения задержанного ТС на специализированную стоянку, его хранения и возврата». Он предписывает возвращать автомобиль при наличии документов на управление, в число которых входит и полис ОСАГО.
За комментариями мы обратились к автоюристу Льву Воропаеву, который назвал случай достаточно типичным.
— Инспектор, оформляющий постановление, как правило, полностью полагается на выводы коллег, которые оформляли протокол задержания на месте эвакуации, — объясняет он. — В данном случае я не оправдываю, а лишь констатирую сложившуюся в России практику. Тем не менее это не лишает водителя права отстаивать свою позицию: для этого нужно потребовать оформления протокола и отразить в нем свои доводы. Материалы дела в полном объеме, включая видеозапись эвакуации, можно получить по ходатайству на имя должностного лица, хотя в Челябинске обычно их предоставляют после устной просьбы. Далее водитель вправе обратиться с жалобой в подразделение ГИБДД или в суд, но сделать это нужно в течение 10 дней с момента оформления постановления об административном правонарушении. Требовать страховку ОСАГО сотрудники штрафстоянки не вправе. Подобные полномочия есть у инспектора ГИБДД, и если он дает разрешение на выезд со штрафстоянки, сотрудники не должны препятствовать.
Что касается требований мгновенно оплатить услуги штрафной эвакуации (1900 рублей за перемещение плюс стоянку), то конфликты на этой почве случаются. Но знайте: автомобиль вам обязаны вернуть без оплаты как самого штрафа, так и эвакуации. На погашение штрафа отводится 70 суток (10 суток на оспаривание и 60 суток на оплату), а услуги перемещения нужно оплатить в течение месяца. Если вы уверены в незаконности эвакуации и планируете оспаривать штраф в суде, имеет смысл отложить оплату. Правда, челябинский оператор штрафной эвакуации, ООО «Лидер Плюс», не поощряет постоплату и ряд клиентов были сбиты с толку необходимостью подписывать допсоглашения, законность которых также вызывает вопросы.
В любом случае для обжалования эвакуации вы должны быть уверены в том, что нарушения действительно не было. Точку в спорах, подобных этому, может поставить только суд.
Справедливо ли эвакуировали автомобиль Александра?
У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем главные новости Челябинска и региона. Хотите первым читать наши материалы? Подписывайтесь: t.me/news_74ru
Фото: Артем Краснов