—оцсети переполнены фотографи€ми ƒ“ѕ с участием такси, сами водители жалуютс€, что √»Ѕƒƒ объ€вила охоту на машины с шашечками, а пассажиры негодуют, но продолжают пользоватьс€ услугами агрегаторов, вроде «яндекс.“акси» и Uber. Ќа услови€х анонимности водитель такси рассказал нам о том, как работает система легковых пассажироперевозок в „ел€бинске изнутри. “ак ли всЄ плохо и виноваты ли сами пассажиры в своих бедах — в интервью 74.ru.

“о, кто именно окажетс€ за рулем такси, зависит в том числе и от пассажира
“о, кто именно окажетс€ за рулем такси, зависит в том числе и от пассажира

√ерой нашего материала — опытный автомобилист. ќн за рулЄм уже 30 лет, из которых 12 водил автобус «»карус» и ещЄ четыре — маршрутное такси. ѕозже он устроилс€ на работу в таксопарк, а последние несколько лет, открыв »ѕ, €вл€етс€ официальным партнЄром одного из попул€рных в –оссии агрегаторов легкового такси.

ќ том, как стать таксистом

—ложного ничего нет. » это плохо. –аботать в такси иду все подр€д: потер€л работу, но есть машина — всЄ, становись таксистом! » не важно, что ты до этого только бабушку на дачу возил.

„тобы получить лицензию на работу водителем легкового такси, нужно только отнести небольшой пакет документов в управление транспорта. —пуст€ какое-то врем€ они принимают решение, выдавать разрешение или нет. ” мен€ где-то за мес€ц всЄ решилось. я думаю, что они там всЄ-таки провер€ют кандидатов: нет ли серьЄзных нарушений, не лишалс€ ли водитель прав за пь€нку, не провоцировал ли серьЄзных аварий.

Ќо беда в том, что не все таксопарки и агрегаторы такси спрашивают у кандидатов лицензию. »м достаточно наличи€ машины, прав и страховки. ≈стественно, у таксопарков нет доступа к информации о нарушени€х водител€. ј значит, в теории за баранкой машины с шашечками может оказатьс€ тот ещЄ лихач.

ќ том, как получить наклейки и шашечки

ќй, это вообще проще некуда. «аслуг никаких не нужно — главное, чтобы машина была не стара€: до п€ти лет, например, и в хорошем состо€нии. ќплатил наклейки — и вперЄд! ƒл€ носителей наклеек есть привилегии — они получают доступ к большему количеству заказов. ” мен€ машина не брендированна€, потому что по возрасту не проходит. Ќо у ипэшников, кстати, тоже приоритет высокий. “ак что € не в обиде.

“акой момент ещЄ есть с недавних пор: брендированные такси сейчас частенько тормоз€т √»Ѕƒƒ.  оллеги жалуютс€ — полностью сдирать наклейки они не хот€т, а с полицейскими общатьс€ устали. Ќекоторые заклеивают шашечки, но гаишники всЄ равно их тормоз€т.

ѕравда ли, что √осавтоинспекци€ объ€вила охоту на таксистов, читайте в нашем материале «Ўашечки под скотчем: «чешет» ли √»Ѕƒƒ чел€бинских таксистов».

ќ том, сколько зарабатывают таксисты, и системе бонусов

ћогу сказать только за себ€. ” мен€ плавающа€ п€тидневка — могу отдохнуть в выходные два дн€ или среди недели. —тараюсь не ездить больше 8–10 часов, а днЄм, когда заказов мало, на пару часов вернутьс€ домой — пообедать, отдохнуть, подремать. «а смену получаетс€ около 3000–4000 рублей. Ќо есть же ещЄ расходы на бензин. “ак что где-то 55–60 тыс€ч рублей в мес€ц делаю.

≈сть ещЄ система бонусов. ћногие еЄ, правда, ругают. Ќапример, за 100 поездок в неделю таксисту перепадает сверху 2000 рублей. Ќормальный водитель раст€гивает эти поездки на всю неделю и без проблем делает план. Ќо людскую жадность никто не отмен€л: есть те, кто пытаетс€ откатать всю сотню за два дн€. ѕоэтому не сп€т, гон€ют и нарушают правила.

ќ чЄрных списках и том, как агрегаторы вычисл€ют опасных водителей

≈сли говорить о крупных агрегаторах, вроде «яндекс.такси» и Uber, то они стараютс€ неадекватов отсеивать ещЄ на стадии приЄма в партнЄры. ѕровод€т тестировани€, чтобы пон€ть, как водитель поведЄт себ€ в той или иной ситуации, читают такие своеобразные лекции-инструкции. „то странно, вопросов по ѕƒƒ в этих тестах нет. ѕо крайней мере не было, когда € их сдавал.

Ќо главным инструментом дл€ составлени€ чЄрного списка водителей €вл€етс€ всЄ-таки обратна€ св€зь от клиентов. »менно отзывы пассажиров помогают вычистить среди партнеров лихачей, пь€ниц, неуравновешенных и опасных водителей. “аких персонажей блокируют.

ѕоэтому жалуйтесь на нас! ≈сли водитель «залипает» в телефон всю дорогу, «благоухает» перегаром, игнорируют светофоры — не молчите. Ћучше вообще выйти из машины и не подвергать свою жизнь опасности.

∆алко только, что вот этот чЄрный список не в общем доступе. ≈сть такие злостные перебежчики — заблокировали в одной фирме, он побежал таксовать в другую.

≈сли ваш водитель «кос€чит» — жалуйтесь на него в службу заказа
≈сли ваш водитель «кос€чит» — жалуйтесь на него в службу заказа

ќ водител€х-вонючках и помоечных салонах

¬от это, кстати, тоже проблема. ¬ „ел€бинске сейчас большой выбор служб заказа, в которых работает огромное количество таксистов, при этом отбор на эту должность не очень-то жЄсткий. ќтсюда и падение качества оказываемых услуг. ≈сли говорить проще, к вам приезжает бита€ тачка, с гр€зным и прокуренным салоном и, простите, потным водителем.

ќп€ть-таки кое-где с этим пытаютс€ боротьс€. я прохожу где-то раз в 10 дней так называемый фотоконтроль. —истема мен€ блокирует до тех пор, пока € не сфотографирую весь свой автомобиль: спереди, с левого и правого боков, багажник, салон, да ещЄ и документы. ≈сли что-то не так, доступа к заказам € не получу. √рубо говор€, приходит сообщение: «„то-то, дружочек, гр€зно у теб€ в салоне, сделай-ка химчистку». ѕока не сделаю — работать не смогу.

ќ классификации водителей смешно, а самое главное — жизненно рассказал наш автор јртЄм  раснов.

ќ режиме труда и отдыха

— недавних пор контроль за режимом труда и отдыха кое-где действительно про€вилс€. —истема закрывает водителю доступ к заказам, если он работает уже 14 часов. Ѕлокировка идЄт на 10 часов. Ќас, по сути, выгон€ют спать. Ќо водитель после блокировки может брать заказы в другой системе.

ќ ƒ“ѕ с участием таксистов

я не думаю, что у нас стало больше аварий с участием такси. “ак кажетс€ за счЄт по€влени€ брендированных машин. ќни же очень заметны на дорогах. √оворить, что «яндекс» или Uber небезопасны только потому, что их при ƒ“ѕ легко идентифицировать из-за наклеек, — неправильно. ƒругие тоже попадают в аварии, просто от обычных автомобилей в потоке они ничем не отличаютс€. » никто не знает, что это был именно таксист.

ќ высоком спросе и том, кто его создаЄт

Ќекоторые службы вызова такси автоматом выставл€ют повышающий коэффициент в утренние и вечерние часы пик. Ќо чаще всего стоимость поездки увеличиваетс€ из-за самих пассажиров. ¬от врем€ — шесть часов вечера. ¬се сотрудники вашего офисного центра решают, что сегодн€ слишком уж холодно, чтобы ехать на маршрутке или идти пешком, и заказывают машину. ¬от вам и высокий спрос. „тобы на всех хватило таксистов, повышением цены часть клиентов отсеивают. Ќу и самих водителей мотивируют по пробкам ездить, конечно.

¬ысокий спрос создают сами пассажиры, потому и цена за поездку растет
¬ысокий спрос создают сами пассажиры, потому и цена за поездку растет

ќ том, куда не люб€т ездить таксисты и почему они отмен€ют поездки

—амый мой нелюбимый маршрут — наш аэропорт. ≈хать довольно далеко и чаще всего обратно приходитс€ возвращатьс€ порожн€ком. Ќевыгодно. ќчень редко такие поездки совпадает с прилЄтом какого-то рейса в „ел€бинск. ј в другие районы, даже в самые отдалЄнные, можно и съездить — дороги везде одинаково плохи, так что этим нас не напугать.

’от€ бывает такое, что водители отказываютс€ от поездки. Ќу, знаете, когда они вам звон€т, спрашивают адрес назначени€, а услышав ответ, говор€т: «ќй, всЄ. я не поеду». Ќепри€тно. Ќо лучше так, чем если вы прождЄте водител€ 10–15 минут, и он, наконец, добравшись до вашего дома, узнает место назначени€ и отменит поездку. ¬рем€ потер€но, нужно снова вызывать машину и ждать. “ак что лучше уж звонок. ¬ этом минус систем, которые не показывают водителю, куда нужно клиенту. ¬  арабаш, знаете ли, не всем ехать хочетс€.

ќ водительской хитрости и пассажирах-разводилах

≈сть у нас такие товарищи, которые люб€т приезжать на вызов и запускать поездку до прихода пассажира. ѕотом, покрутившись по району, они завершают поездку и получают оплату по безналу. ѕри этом они думают, что всех обманули — и денег отхватили, и бензина не потратили. “аких очень быстро вычисл€ют. ƒеньги возвращаютс€ на счЄт пассажира, а нечестного водител€ блокируют.

≈щЄ один способ обмануть систему св€зан с наличной оплатой поездки. “аксист предлагает клиенту в программе завершить поездку раньше. “огда в системе она получитс€, условно говор€, на 100 рублей, но в реальности клиент заплатит по полной стоимости. Ёто делаетс€, чтобы служба заказа отхватила меньше денег с заказа.

ѕассажиров-негод€ев тоже хватает. “ут не очень всЄ изобретательно: если клиент едет за наличку и просит сделать остановку в пути, чтобы забежать в магазин, скорее всего, он не вернЄтс€. ¬ таком случае € просто прошу оставить предоплату.

¬от, кстати, ещЄ один момент: если по каким-то причинам у клиента не прошла проплата по карте, водители не должны требовать заплатить наличкой. ѕо крайней мере в «яндексе». ƒаже если карта пуста€, или переоформлена, или произошЄл сбой, позже деньги всЄ-таки упадут на счЄт таксиста — как только счЄт будет пополнен, обновитс€ информаци€ о карте или устран€тс€ неполадки в самой системе оплаты.

≈сли машина с шашечками, то остановивший ее сотрудники √»Ѕƒƒ об€зательно спросит у водител€ лицензию
≈сли машина с шашечками, то остановивший ее сотрудники √»Ѕƒƒ об€зательно спросит у водител€ лицензию

ќб автобусах, маршрутках и профессиональных водител€х

«наете, почему у нас не люб€т маршрутчиков? ѕотому что за рулЄм либо дилетанты, либо приезжие водители, которые плохо знают город, а иногда и российские ѕƒƒ, либо «старички», которые растер€ли все свои знани€ и этику.

–аньше у нас на пассажироперевозках работали профессиональные водители, а сейчас нет. ћы в своЄ врем€, чтобы получить право на управление автобусом, учились по полгода. ј потом ещЄ стажировались мес€ц под началом водител€-наставника. » если по итогам этой стажировки он решал, что ты ещЄ не готов сам управл€ть автобусом, получить работу было просто нереально. —ейчас всЄ не так. –уки-ноги-права есть — добро пожаловать.

ќ недостаточном контроле над водител€ми

ќп€ть-таки раньше водителей перед выходом на линию провер€ли от и до. » потом ещЄ в конце рабочего дн€ — вдруг он в перерыве между рейсами успел прин€ть на грудь. —амо собой, водителей с запахом алкогол€ сразу же разворачивали. ј ещЄ на внеплановый выходной медик мог отправить за слегка повышенное давление. я работал на маршрутке и могу сказать — как такового медицинского контрол€ нет сейчас практически нигде. Ёто больше формальность, чем реальный контроль за состо€нием водител€.

¬ легковом такси то же самое.

–аньше кандидатов в водители пассажирского транспорта подвергали серьезному отбору и контролю
–аньше кандидатов в водители пассажирского транспорта подвергали серьезному отбору и контролю

ќ том, как решить проблемы пассажироперевозок

Ќаверное, многие водители такси, маршруток и автобусов мен€ не поддержат, но € считаю, что пассажироперевозки должны быть исключительно государственными. „тобы была обща€ серьЄзна€ система отбора водителей и контрол€ за ними. ≈сли ни один водитель не сможет выйти на работу, не пройд€ перед этим медосвидетельствовани€, бардака и трагедий на наших дорогах станет меньше.