¬ ёжной  орее заменили метро монорельсом
¬ ёжной  орее заменили метро монорельсом

¬ „ел€бинске представили проект монорельсовой системы, котора€ кардинально изменит инфраструктуру столицы ёжного ”рала и решит назревшие проблемы общественного транспорта. ѕредставители компании Daesun Monorail Transport Systems Co., Ltd из ёжной  ореи предлагают за п€ть лет построить в нашем городе разветвленную монорельсовую систему общей длиной 125 километров с упором на местные ресурсы и сборку поездов в „ел€бинске. ѕо расчетам разработчиков, инвестиции в проект состав€т от 1 до 1,5 миллиарда долларов. ќкупить их планируетс€ за счет использовани€ сопутствующей инфраструктуры. Ёксперты отмечают перспективность проекта, но сомневаютс€ в быстром поиске инвесторов, тем более что сейчас в приоритете местных властей — саммиты Ўќ— и Ѕ–» — и ¬—ћ. ѕодробности о проекте — в материале 74.ru.

«Ѕудущее наступило»

„ел€бинск посетила делегаци€ из южнокорейского города “эгу — четвертого по величине города в этой стране. ѕредставители бизнеса азиатского тигра — так называют ёжную  орею за мощный рывок в экономике при отсутствии полезных ископаемых — предложили предпринимател€м нашего региона найти новые сферы сотрудничества. Ќаибольший интерес вызвал проект общественного транспорта — Sky —ity.

Ѕеспилотные поезда быстро доставл€ют пассажиров до места
Ѕеспилотные поезда быстро доставл€ют пассажиров до места

 орейцы предлагают реализовать не какие-то мифические планы, а то, чем они пользуютс€ каждый день. ¬ городе “эгу тоже строили метро, там даже действовало несколько станций. Ќо потом власти прин€ли решение остановить его возведение и направить все усили€ на надземный транспорт. ¬ 2015 году они запустили в эксплуатацию первую в ёжной  орее монорельсовую транспортную систему прот€женностью 24 километра и с 30 станци€ми. ѕо ней ход€т трЄхвагонные поезда, каждый состав рассчитан на 265 пассажиров. ¬ итоге, по словам корейцев, пассажиры получили возможность быстро добиратьс€ до места, предприниматели — новые возможности дл€ развити€ (земл€ вокруг станций стала активно застраиватьс€ и выросла в цене), а инвесторы — посто€нно растущий бизнес.

—танции могут стать мини-торговым центром
—танции могут стать мини-торговым центром

— ¬ большинстве стран мира, столкнувшихс€ с проблемами городского общественного транспорта, уже давно пон€ли, что эффективным решением может стать только «уход с улицы» — перенос пассажиропотоков под землю или в пространство над землей. ћетро — очень дорогое и практически неокупаемое «удовольствие», а также вечна€ петл€ на шее муниципалитета. √ораздо эффективнее и выгоднее монорельсовый транспорт, — говорит представитель южнокорейской компании Daesun Monorail Transport Systems Co., Ltd. в –оссии и —Ќ√ и наш земл€к  онстантин Ћежнин. — ¬ мире сейчас насто€щий монорельсовый бум.  итай, »нди€, ћалайзи€, Ѕразили€ и другие страны активно стро€т монорельсы в городах. Ѕудущее уже наступило, просто неравномерно распределилось между странами мира.

Ёстакады стро€тс€ на высоте от 6 до 12 метров
Ёстакады стро€тс€ на высоте от 6 до 12 метров

 стати, известный американский инвестор ”оррен Ѕаффет уже вложилс€ в такой проект и создал собственную монорельсовую транспортную систему.

–ельсы, станции и поезда

ћонорельсова€ транспортна€ система св€жет все районы „ел€бинска
ћонорельсова€ транспортна€ система св€жет все районы „ел€бинска

¬ыход монорельсового транспорта в –оссии на роль основного вида городского общественного транспорта — лишь вопрос времени и ближайшего будущего, уверен  онстантин Ћежнин. ѕрежде всего это актуально дл€ миллионников. ѕри этом у „ел€бинска есть фора минимум в два-три года. ƒело в том, что российские и южнокорейские специалисты уже около трех лет специально дл€ „ел€бинска разрабатывают проект монорельсовой транспортной системы на базе технологий Hitachi.

ћонорельс вместо метро и маршруток: корейцы предложили „ел€бинску новый общественный транспорт

—  ƒл€ „ел€бинска оптимальна двухпутна€ сеть на эстакадах высотой 6–8 метров. ќна будет проложена вдоль основных городских улиц и св€жет все районы города, — уточн€ет  онстантин Ћежнин. — ќбща€ прот€женность составит 100–120 километров. ѕримерно 100 пассажирских станций расположатс€ через каждые 800–1000 метров на исторически привычных дл€ людей местах остановок транспорта. ≈ще потребуетс€ три дес€тка двухуровневых пересадочных станций. ≈стественно, что дл€ пассажиров будут созданы комфортные услови€ — лифты и эскалаторы. —истема будет работать по принципу метро: заплатил за вход один раз и внутри пересаживаешьс€, сколько нужно. ќ стоимости проезда говорить пока рано. Ќо в любом случае она не будет в разы отличатьс€ от цены билета на обычный общественный транспорт. ѕри этом чем длиннее сеть, тем больше пассажиропоток и дешевле система в пересчете на один километр пути.

ћонорельс вместо метро и маршруток: корейцы предложили „ел€бинску новый общественный транспорт

¬озить пассажиров будут «беспилотные» поезда на электрической т€ге — контактна€ сеть расположена на направл€ющих балках. ѕри средней скорости 30 км/ч и интервале движени€ п€ть минут дл€ нашего города будет достаточно 120 поездов, в каждом по два вагона. —оставы перемещаютс€ на пневмоколесах по бетонной балке, поэтому уровень шума не превысит 55–60 децибел, указывают разработчики.

ћонорельс вместо метро и маршруток: корейцы предложили „ел€бинску новый общественный транспорт

ѕо мнению инициаторов проекта, эффективна€ система городского транспорта дл€ чел€бинцев даже важнее ¬—ћ, о которой так много говор€т в последнее врем€. ¬едь она касаетс€ интересов каждого жител€ города. ¬ то же врем€ это не взаимоисключающие вещи, монорельсова€ система и высокоскоростна€ железнодорожна€ магистраль смогут дополнить друг друга.

÷ены и сроки

»нвестиции в монорельсовую транспортную систему в „ел€бинске оцениваютс€ в 1–1,5 миллиарда долларов, подсчитали разработчики.

— Ёто коммерческий проект, который вполне можно осуществить без бюджетных средств. Ќо, конечно, требуютс€ политическа€ вол€ и поддержка властей в плане выделени€ земель, согласовани€ трасс, утверждени€ тарифов и так далее, — по€сн€ет  онстантин Ћежнин. — »деальный вариант — работа в формате частно-государственного партнерства. »нвесторам нужно понимать горизонт возврата своих инвестиций.

–азработчики ищут инвесторов
–азработчики ищут инвесторов

ѕредставители южнокорейской компании подчеркивают, что конкретных соглашений и договоренностей с чел€бинскими власт€ми пока нет. »дет проработка и обсуждение возможностей. Ќо если проекту дадут добро в ближайшее врем€, то уже во врем€ саммитов Ўќ— и Ѕ–» — можно будет заложить первый камень на месте будущего депо, а к «Ё —ѕќ-2025» запустить весь проект.

ƒл€ такого проекта южнокорейской стороне нужны надежные €корные партнеры с опытом масштабных строек и работы с крупными иностранными компани€ми, обладающие производственными мощност€ми. —реди потенциальных партнеров разработчики называют группу „“ѕ« и ћћ .

— Ѕольшую часть монорельсовой системы можно построить исключительно силами предпри€тий „ел€бинска и области. ” нас есть металл, трубы, конструкции, бетон, строительные технологии, — говорит  онстантин Ћежнин. — ѕривозными будут только сами поезда. Ќо можно локализовать сборку составов в нашем городе.

ќпределены сроки строительства по оптимистичному варианту
ќпределены сроки строительства по оптимистичному варианту

ќкупать проект предполагаетс€ за счет эксплуатации и использовани€ коммерческих площадей на станци€х — 500 квадратных метров на каждой линейной станции и 200 — на двухуровневой. ќбща€ коммерческа€ площадь чел€бинского проекта — около 40 000 квадратных метров.

—ейчас объем рынка общественного транспорта в „ел€бинске оцениваетс€ минимум в 6–7 миллиардов рублей. ѕри этом больша€ его часть — это наличка, которую трудно проконтролировать с налоговой и прочих точек зрени€.

—танции располагаютс€ на рассто€нии 800–1000 метров друг от друга
—танции располагаютс€ на рассто€нии 800–1000 метров друг от друга

— ѕроект монорельсовой транспортной системы — это, по сути, «интернет вещей в городском общественном транспорте», — добавл€ют разработчики. — “ут можно применить безналичную оплату проезда, мобильное приложение, программы ло€льности и многое другое.

—рок окупаемости монорельса в миллионном городе оцениваетс€ в 15–17 лет.

ћонорельс вместо метро и маршруток: корейцы предложили „ел€бинску новый общественный транспорт

»нициаторы проекта говор€т, что интерес к монорельсовым системам про€вл€ют многие крупные города в –оссии и странах —Ќ√.

— ¬ –оссии уже по€вились конкуренты. ¬ прошлом году компани€ «—инара» из ≈катеринбурга подписала договор с китайской компанией, — по€сн€ет  онстантин Ћежнин. — ј в мире сейчас всего два производител€ монорельсовых систем — в  итае и  орее. ’орошо бы не упустить возможность замкнуть на себ€ корейцев.

ћнени€ экспертов

ѕерспективы монорельсового транспорта в стране — сложные, с ними св€зано много мифов и стереотипов. — одной стороны, такой проект может стать если не альтернативой, то важным подспорьем другим видам общественного транспорта. — другой стороны, затраты на его строительство и последующую работу весьма велики, указывают эксперты.

— ќдним из важнейших ресурсов дл€ таких проектов €вл€етс€ земл€, и очевидно, что с участками под строительство монорельса во многих городах могут быть проблемы. ¬едь нужно освобождать территории не только под сам монорельс, он не должен мешать остальной инфраструктуре. ∆елательно не переносить различные коммуникации, не освобождать значительные участки, ведь всЄ это увеличит стоимость таких проектов, повли€ет на цену проезда и сроки окупаемости, — говорит ведущий эксперт ”  «‘инам ћенеджмент» ƒмитрий Ѕаранов. — Ќеобходимо самым строжайшим образом соблюдать безопасность монорельсового транспорта, а это тоже скажетс€ на стоимости проезда. Ѕезопасность монорельса напр€мую св€зана с его скоростью, ведь многие хот€т добратьс€ из одной точки в другую как можно быстрее.

ћаксимальна€ скорость поездов — 70 км/ч
ћаксимальна€ скорость поездов — 70 км/ч

— успешными решени€ми в монорельсовых проектах –оссии пока напр€женка.

— ѕроекты дл€ ¬оронежа в начале 2000-х годов не были реализованы из-за высоких затрат. ѕроект «—трела» двух-трехлетней давности в подмосковном  расногорске не продвинулс€ дальше стройплощадки. ≈го инициатор — группа «ћортон» оказалась на грани банкротства и была поглощена √  «ѕ» », — перечисл€ет аналитик по российскому фондовому рынку »  «‘ридом ‘инанс» јртем Ѕахтигозин. — —амый масштабный, реализованный и пока еще действующий проект — московский монорельс приносит колоссальные убытки (по миллиарду рублей в год). ¬ 2017 году его перевели в экскурсионный режим, а позже решили демонтировать. –аботы начнутс€ в конце этого года.

ѕока монорельсу не удаетс€ прижитьс€ на территории нашей страны, отмечают эксперты.

— ћожно допустить, что опыт южнокорейских специалистов поможет переломить эту тенденцию. ¬ том числе за счет качественно иной бизнес-модели. Ќапример, в чел€бинском проекте окупаемость достигаетс€ не только за счет билетов на проезд, но и активного развити€ инфраструктуры на станци€х, — указывает јртем Ѕахтигозин. — “ем не менее мы бы очень осторожно оценивали перспективы проекта.

» всЄ же монорельсовый транспорт вполне реален дл€ –оссии, согласны эксперты. Ёто могут быть проекты, которые св€жут между собой места, где сходитс€ несколько маршрутов других видов общественного транспорта — пересадочные узлы, те, до которых обычным образом нужно ехать с несколькими пересадками.

— ѕредставл€ют интерес проекты, которые могут пройти через места с недостаточно развитой дорожной сетью, через промышленные зоны, к местам отдыха. » ещЄ могут быть интересны монорельсовые проекты, св€зывающие города с другими видами транспорта: с железной дорогой, водным транспортом, аэропортами, — добавл€ет ƒмитрий Ѕаранов. — “акже не исключено, что наиболее эффективно св€зать города с территори€ми, наход€щимис€ вокруг них, можно именно монорельсовым транспортом. ≈стественно, при достаточном пассажиропотоке.

ћонорельс можно проложить над автодорогой
ћонорельс можно проложить над автодорогой

ѕо словам аналитиков, каждый из проектов монорельсового транспорта нужно рассматривать отдельно. ¬опросы стоимости и окупаемости будут определ€ющими, об€зательно потребуетс€ совместна€ работа государства и частного бизнеса дл€ их успешной реализации.

¬ марте 2014 года исполн€ющий тогда об€занности губернатора Ѕорис ƒубровский презентовал промышленный и научный потенциал „ел€бинской области крупнейшим предпри€ти€м ёжной  ореи. ј в июне того же года делегаци€ ёжной  ореи посетила „ел€бинскую область с ответным визитом.

Ћегкие поезда на резиновых колесах не сильно шум€т
Ћегкие поезда на резиновых колесах не сильно шум€т

Ќужен ли городу монорельсовый транспорт?

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • ƒа, надоели маршрутки, нужно что-то цивилизованное
  • Ќет, это напрасна€ трата народных денег
  •  упите лучше новые трамваи и автобусы
  сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосовани€