¬алентина „елинцова: «я выстрадала этот праздник!»

ћимо работ этой художницы, котора€ 40 лет прожила в „ел€бинске, невозможно пройти с холодным сердцем. ¬ них отразилс€ €ркий свет женщины, о которой с огромной теплотой и любовью как о человеке и учителе вспоминают все, кто близко знал ¬алентину „елинцову, а знали ее многие и многие. Ќо прежде всего она была талантлива.

¬ выставочных залах „ел€бинска, к сожалению, не так часто, как хотелось бы, можно увидеть работы ¬алентины „елинцовой. ¬ запасниках „ел€бинского областного музе€ искусств их более ста – живопись, рисунки, графика. » среди этих работ – «ѕортрет заслуженной артистки –—‘—– ј.—. Ћесковой» кисти ¬алентины „елинцовой. ¬ посто€нной экспозиции „ел€бинского областного музе€ искусств вы ни этого портрета, ни чего-либо другого не найдете.

 ¬алентина „елинцова 
«ѕортрет заслуженной артистки –—‘—– ј.—. Ћесковой». 
’олст, масло. 162 ’ 135. 
»з коллекции „ел€бинского областного музе€ искусств

–абота была приобретена музеем в 1949 году. «ѕо рассказам учеников художницы, ¬алентина Ќиколаевна пришла к актрисе јнастасии —пиридоновне Ћесковой, чтобы писать ее портрет, после того как наш театр получил —талинскую премию за спектакль «Ћюбовь ярова€», – рассказывает искусствовед доцент ё”р√” √алина “рифонова. – –ежиссером этого спектакл€ был Ќиколай јлександрович ћедведев, позднее ставший одним из основателей чел€бинской студии “¬. Ёто был человек необычайно высокой театральной культуры, хороший режиссер. јнастаси€ —пиридоновна Ћескова играла заглавную роль в «Ћюбови яровой» и была звездой нашего театра».

’удожница вспоминала, что актриса прин€ла ее несколько настороженно, с недоверием. Ќадо сказать, что ¬алентина „елинцова внешне не очень походила на представител€ художественного бомонда: она не любила косметики, одевалась просто и даже аскетично, в ее фигуре и лице не было аристократической утонченности. ќднако первоначальное впечатление рассеивалось моментально, как только художница начинала работать и разговаривать. «¬алентина Ќиколаевна была не просто талантливым художником, она была хорошо образована, очень много читала, прекрасно рассказывала, анализировала. ќ ее великолепных лекци€х ученики вспоминают с благоговением, – продолжает √алина —еменовна. – » мы видим, как художнице в процессе разговора удалось раскрыть не только царственность сценической звезды, но и оба€тельность этой женщины, ироничность и живость јнастасии —пиридоновны.

— одной стороны, это типичный парадный портрет. Ќо, с другой, фигура актрисы полна раскрепощенности. Ћескова так широко раскинула руки, опира€сь на спинку кресла и столик, что мы не можем не почувствовать в этой позе свободы, есть в этом что-то крылатое. ѕричем, все ненарочито, во всем кака€-то непосредственность. Ўелковое парадное платье, сшитое по канонам моды того времени, написано художницей так, что красива€ фигура актрисы будто просвечивает сквозь ткань. », конечно же, эта статна€ фигура несет в себе, если не образ идеала, совершенства, то олицетвор€ет собой образец того, какой должна быть женщина – и внутренне, и внешне богатой красотой.

јктриса, конечно, никогда не забывает, что она актриса, тем не менее, в позе ее и выражении лица – много естественности.  ак будто она произносит что-то лукаво, и мимика лица очень жива€, потому что схвачено мгновение эмоционального перехода.  онечно же, мастерство художницы здесь несомненно.

¬алентина „елинцова: «я выстрадала этот праздник!»

«десь есть все, что было прин€то тогда в светских кругах: и драгоценности, и мехова€ накидка из черной лисы. ѕричем художница изображает актрису при таком параде не в роли, но в ее артистической уборной. ћы видим туалетный столик с фигурным зеркалом в барочной оправе, все атрибуты артистической уборной – грим, косметику, флаконы духов...

 роме того, актрису должно окружать искусство. Ќа столике – фарфорова€ статуэтка. „то-то из жизни театральной, из мира карнавала. Ётот фарфор напоминает нам мир искусников.

Ќо ¬алентина „елинцова идет по пути старых мастеров и художников —еребр€ного века – поверх всего этого мы видим профиль јнастасии Ћесковой, отражающийс€ в зеркале, как барельеф на медали. „еловек реальный и отраженный. ¬ этом угадываетс€ намек на инобытие: актриса в мире повседневности, но одновременно принадлежит искусству и останетс€ навечно в пам€ти людей, к ней будут обращатьс€ поколени€, идущие следом, именно потому, что она – актриса.

» вне вс€кого сомнени€, нужно говорить о философском складе ума ¬алентины „елинцовой.  ак задумана образна€ композици€ портрета? ћы видим, что художница выбирает устойчивую форму почти квадрата. ќн гармонично позвол€ет вместить сид€щую фигуру в рост. Ќо более всего поражает золотой фон, который контурно очерчивает силуэт актрисы. Ётот фон совершенно стирает очертани€ конкретности пространства и разработан он так, что не поддаетс€ словесному описанию. ќчень сложна фактура нанесени€ красок. ћожно утверждать, что художнику хотелось выйти за пределы конкретного мира и обозначить нечто, что всегда есть над нами. ќчень сложные, очень тонкие отношени€. » сказано о них €зыком живописи».

Ёто то, что ¬алентина „елинцова всегда себе позвол€ла и с трудом вписывалась в рамки соцреализма. ≈е тоже часто называли формалисткой, как Ќикола€ –усакова, и посто€нно одергивали на собрани€х. ¬ упрек ей ставили и то, что она мечтает о поездке в ѕариж. Ќо она туда все-таки поехала, правда, много позднее – в годы хрущевской «оттепели». ¬ ѕариже была создана сери€ больших пастелей, в которые художница вложила свои впечатлени€ от кафе, уличных сцен, другой жизни. » как будто ѕарижем наве€на ее работа 60-х «¬ „ел€бинске у магазина», на которой молода€ женщина с детской кол€ской, человек выходит из магазина с авоськами. » обрамл€ет все это какой-то нездешний городской пейзаж.

«¬ „ел€бинске у магазина». 1962 год. Ѕумага, гуашь. 2912 ’ 4368

«Ёто был солнечный, светлый человек, – говорит √алина “рифонова. – ≈е сформировала ¬олга, волжские просторы и леса, наполненные солнцем. ƒл€ „ел€бинска она была совершенно уникальной фигурой, недаром ученики несли пам€ть о ней до гробовой доски. –€дом с ней хотелось расти, подниматьс€. ƒаже € чувствую ее вли€ние, хот€ мы не были знакомы, она уехала из „ел€бинска в 1972 году, когда € еще не была искусствоведом».

¬алентина „елинцова, а по рождению „елинцева (звучание своей фамилии она изменила не случайно), родилась на ¬олге, в ’валынске, в 1906 году. –одом из этого города был и  узьма ѕетров-¬одкин. —егодн€ там есть его музей, а в коллекции музе€ – работы ¬алентины „елинцовой.

’удожником-любителем был ее дед. —обственно, это и послужило в некоторой степени началу художнического пути ¬алентины Ќиколаевны. ќна начала рисовать, найд€ на чердаке его этюдник. ѕотом в ней пробудилс€ интерес к скульптуре. ¬ своей незаконченной автобиографической повести «“онка€ нить» ¬алентина „елинцова вспоминает, как возила с подружками глину с берега ¬олги на тележке и лепила, лепила...

“алантливую девочку заметила близкий друг Ќадежды  рупской и сотрудник наркомата просвещени€ јлександра яворска€. ќна посоветовала ¬алентине „елинцовой перевестись из педагогического техникума в —аратовское художественное училище, где учител€ми будущей художницы стали ѕетр ”ткин и ¬алентин ёстицкий, которые соприкасались с саратовской символистской школой.

«ќна вспоминала, что пока плыла в —аратов на пароходе, всю ночь делала наброски со сп€щих на палубе, потому что нечего было показать приемной комиссии, –рассказывает искусствовед √алина “рифонова. – » ее прин€ли не только потому, что было ходатайство Ќадежды  онстантиновны  рупской, а потому, что она была действительно талантлива. ѕосле училища уже безо вс€ких ходатайств ¬алентина Ќиколаевна поступила в јкадемию художеств в Ћенинград и окончила графическое отделение ћосковского полиграфического института».

¬ „ел€бинск художница приехала в 1932 году в св€зи с распределением сюда ее мужа – архитектора ћихаила Ћежен€. Ќо летом всегда стремилась съездить с детьми – в семье было трое сыновей – на ¬олгу. ћуж ¬алентины Ќиколаевны умер рано, ей одной пришлось растить детей, жизнь складывалась нелегко. ќднако окружавшие художницу люди всегда отмечали, что утраты не вли€ли ни на ее добрый солнечный характер, ни на настроение ее работ, ни на желание все видеть, знать, пропускать через себ€ и нести красоту этих впечатлений в искусство.

« онечно же, ¬алентина „елинцова наладила хорошие отношени€ с чел€бинскими художниками и они ее очень ценили: и левые, и правые, – продолжает √алина —еменовна. – ќна участвовала в организации —оюза художников в нашем городе. ¬ марте 1938 года открылась выставка ее работ – это была вообще перва€ персональна€ выставка художника в „ел€бинске. ѕосле нее состо€лась персональна€ выставка Ќикола€ –усакова. «десь, в „ел€бинске, ¬алентина Ќиколаевна сформировалась как художник-график, художник-книжник».

 роме того, ¬алентина „елинцова оказалась прекрасным педагогом. ƒо самого возвращени€ своего на родину, она уехала из „ел€бинска в 1972 году, ¬алентина Ќиколаевна вела в „ел€бинске сначала студию повышени€ квалификации художников, а после войны – студию при —оюзе архитекторов. ≈е ученики вспоминают, что они занимались в студии до ночи, после зан€тий гул€ли по ночному „ел€бинску, провожали ¬алентину „елинцову до дома и разговаривали об искусстве. ќна учила их не только мастерству, всегда приносила на зан€ти€ полную хоз€йственную сумку книг, устраивала лекции по истории искусств, истории художественного €зыка.

«ѕричем человеком она была очень чувствительным к тому, что происходит в искусстве, очень современно мыслила, – считает искусствовед. – ќна сама, как художник, все врем€ была в развитии, в движении. —уд€ по архивам, ее посто€нно приглашали на столичные творческие дачи —оюза художников, она принимала участие в больших выставках. » как художник книги сотрудничала не только с ёжно-”ральским книжным издательством, со —вердловским, но более всего, с ћосковским издательством «ƒетска€ литература», которое, как никакое другое, сохран€ло традиции прошлого, те, что после партийного постановлени€ 1932 года стали невозможными в искусстве, где все было подчинено соцреализму. ¬ книге же сохран€лась вс€ условность художественного €зыка.

¬алентина „елинцова оформила дес€тки книг. ѕри этом, работала она не только с текстом.  огда ей предсто€ло оформить произведение национального автора, она ехала смотреть ту местность, ту природу, тот уклад жизни, которые он описывал. ѕоэтому сегодн€ смотреть на ее работы – удовольствие. » умерла она, что называетс€, на посту – во врем€ поездки в московское издательство. ѕоговорила с редактором о готов€щейс€ к печати книге, вышла в приемную, села в кресло и умерла. —ердце остановилось».

¬алентина „елинцова оставила большое количество графических листов, часть из которых хранитс€ в нашем музее. «¬ числе этих работ – прекрасные «северные» листы, – завершает рассказ √алина “рифонова. –  огда она потер€ла мужа, то переживани€ были настолько сильны, что ей хотелось с головой уйти в работу. », когда по€вилась возможность сменить обстановку – поехать на север, на полуостров ямал, она поехала. “ак родилась сери€ «»з жизни оленеводов» – это не книжные иллюстрации, это отображение самого пласта жизни, природы. ѕричем, люди и природа у „елинцовой – целостный мир, в который она вошла и как художник его освоила.

—боры в дорогу. »з жизни оленеводов. 1960 год. Ѕумага, гуашь. 4368 ’ 2912

“ам же она написала книжечку, которую затем обработала писательница ≈мель€нова, «ќкс€ труженица» – про маленькую девочку, живущую на —евере, и сама ее оформила дл€ издательства. Ѕыли также книги из эпоса народов —евера с ее рисунками. Ѕлагодар€ работам, которые вы сегодн€ видите, можно оценить и мастерство художницы, как преобразуютс€ ее наблюдени€ за живой жизнью в искусство, и то, как она символически передает свое видение жизни и быта народов —евера в точно стилизованных формах орнамента (традици€ ¬.ј. ‘аворского). Ётот процесс обнажен. –едко у кого так бывает. Ёто говорит о том, что ¬алентина „елинцова была человеком, неотрывно живущим в искусстве, что она не отдел€ла пон€тие «художник» от просто человека».

ќ неразрывности дл€ нее искусства и жизни говор€т некоторые факты биографии художницы. ќтец запретил девочке ¬але „елинцевой заниматьс€ искусством и даже однажды, как говор€т, подн€л на нее руку. »скусство она не оставила, а вот отчество свое изменила – вместо Ќикитичны стала Ќиколаевной. ћного лет спуст€ ¬алентина Ќиколаевна свою фамилию „елинцева стала писать через «о» – „елинцова. Ќо здесь семейные отношени€ не играли никакой роли. ѕо словам √алины “рифоновой, сын художницы – Ќиколай ћихайлович Ћежень – рассказывал: «ќднажды мама сказала: «’очу, чтобы фамили€ мо€ более точно звучала». — тех пор она писала свою фамилию только через «о».

«Ёто может означать только одно – дл€ ¬алентины Ќиколаевны не было мелочей, – считает √алина “рифонова. – ќна очень много размышл€ла о символизме и говорила ученикам, что копирование реальности не искусство, не творчество, считала, что на вершине искусства – символизм, открывающий подлинные скрытые вещи».

ƒо самых последний дней ¬алентина „елинцова писала своим чел€бинским ученикам письма, в которых нет ни слова о бытовой обыденности, только об искусстве, о внутренних переживани€х, размышлени€х о книге, которую писала дл€ будущих поколений художников, – «ќ симфонизме в композиции картины»...

—отни писем. ¬ одном из них она рассказывает чел€бинскому художнику јлександру Ѕовкуну о поездке на творческую дачу «„елюскинска€», о том, что и там читает лекции молодежи, делает разбор работ: «—о всеми € подружилась! ѕровожали! ќ, как провожали! ћен€ засыпали адресами! —ашенька, € не «расхвасталась», ведь € выстрадала этот праздник! Ќо теперь – в путь, в еще более трудный и интересный путь творчества. ј мне 70! ѕоразительно, даже не чувствую! —ловно мне всего 22! ¬се больше и больше искусство овладевает моей душой!».